Священник принял участие в работе круглого стола, посвященного перевороту 1917 года
4 ноября 2016 года настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы г.п. Зельва протоиерей Георгий Суботковский, принял участие в работе круглого стола, посвященного воспоминанию Октябрьского переворота 1917 года. Мероприятие проходило в читальном зале Зельвенской районной библиотеки.
В своем выступлении, священнослужитель, сравнив Октябрьский переворот с "Вавилонской башней", обратил внимание присутствующих на то, что событие вызвавшее массовый террор явилось, так же, попыткой обрести благо без Бога. После чего представил краткий доклад "Перспективы духовно-нравственного возрождения в Республике Беларусь на современном этапе".
Содержание доклада
О духовности, патриотизме говорилось немало и в прошлые десятилетия, десятилетия «строительства социализма и коммунизма». Были написаны десятки и сотни монографий, брошюр, статей, воспевающих советский патриотизм и социалистический интернационализм. Сколько было гордости и пафоса в речах о новом человеке, о силе и высоте полета его духа. Все это действительно было. Был и патриотизм, удивлявший врагов и союзников, были и многочисленные примеры стойкости духа, что позволило одержать победу над сильным и жестоким врагом. И это не мираж, не выдумки «коммунистической пропаганды». Несколько поколений выросло в этой атмосфере, впитало эти идеи и ценности. Им есть чем гордиться и есть что вспомнить. Они не зря прожили свою жизнь, самоотверженно трудились, героически защищали свою страну, верили в светлое будущее. И вдруг все это в одночасье рухнуло. Впрочем, не вдруг. Процесс эрозии начался задолго до того, как современники констатировали (кто с сожалением, а кто и со злорадством) смерть коммунистической системы. Чем дальше во времени отдалялись годы революции и Отечественной войны, тем слабее становилось их идеологическое воздействие на умы и сердца людей. И тем громче, навязчивее и помпезнее становилась официальная пропаганда, трубившая без устали об успехах коммунистического воспитания молодежи на славных революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Вот уже воистину, когда здоровье есть, то о нем не говорят.
Жизнь убедительно показала, что патриотизм, основанный на идеологических ценностях (советский патриотизм), может быть достаточно сильным в определенные исторические периоды. Но он не может быть прочным и долговечным и подвергается эрозии, как только эффективность идеологического воздействия начинает неуклонно падать (как наблюдалось в 70-е и 80-е годы). Система патриотического воспитания, построенная исключительно на идеологических основаниях, игнорирующая мировоззренческие, духовно-нравственные основания патриотизма, весьма уязвима. И это подтвердила жизнь. Система патриотического воспитания рухнула, как только рухнула ее основа - коммунистическая идеология. Нынешнее состояние патриотического сознания нашего общества иначе как удручающим назвать нельзя. Цинизм, равнодушие, прагматизм, слепое, постыдное и завистливое преклонение перед Западом, рост эмигрантских настроений - вот, к сожалению, преобладающие настроения среди современной молодежи.
Попытки реанимировать систему патриотического воспитания, если она будет опять, строится на идеологических основаниях, бесперспективны.
Мировоззренческие ценности, насаждаемые ныне искусственно возрождающимся в государстве идеологическим аппаратом, не выдерживают не какой критики:
1. Государственная идеология знает внешние свободы (информации, политическую и т.д.), но не знает, вышей свободы: невозможности творить зла (не вредить себе).
2. Государственная идеология знает понятие долга и необходимости, но утеряла понятие жертвенности (если нет вечной жизни, то нет цели, ради чего воплощать в жизни нравственный закон любви).
3. И, наконец, государственная идеология не знает, что Высшее счастье не обусловлено внешними обстоятельствами, потому как Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21) (если взыскать Его, остальное все само приложиться нам).
«Идеологический винегрет», наблюдающийся сейчас в обществе, не может сравниться по силе воздействия с коммунистической идеологией, когда она была официальной, господствующей.
Остается только одно - искать пути, методы и формы формирования патриотического сознания не на идеологических, а на мировоззренческих, духовно-нравственных основаниях. Эти основания гораздо более прочные и глубокие, так как корнями своими уходят в онтологически непреходящие религиозные ценности, ибо они сопричастны вечности. Ради предотвращения нравственного разложения и сохранения себя как нации, современному обществу, необходимо вернуться к своим этническим, церковным корням. За многовековую историю страны Церковь доказала свою преданность народу и высокую ценность своих нравственных установок. Основанная Самим Богом-Любовью и созидаемая Его кровью, Церковь боится не людей, а своего Создателя, и готова поступиться многими внешними выгодами, но не своей вечной жизнью, которой обладает.
Возрождение духовности - вот главная задача нашего народа на современном этапе. Но нет духовности вообще, абстрактной, синкретической, как думают многие адепты «широкой», нетрадиционной духовности. Духовность всегда конкретна, связана с живой культурно-исторической и религиозной традицией, в рамках которой она и функционирует. Духовность, конфессионально и культурно оформленная, есть основа преемственной связи поколений, обеспечивающая устойчивость и творческое развитие культуры. Разрушение этой основы ведет к эрозии образа жизни и менталитета народа. Отрыв от своих корней, превращает человека в духовного маргинала, не умеющего ценить и приумножать культурные, религиозные традиции и ценности своего народа. Христианство, бережно охраняет личность человека, ее достоинство, свободу, семейные, социальные и гражданские связи. Таким образом, формирование позитивной жизненной программы, основанной на непреходящих ценностях, является первоочередной задачей нашего молодого белорусского государства.
Протоиерей Георгий СУБОТКОВСКИЙ