В день святых жен-мироносиц архиепископ Артемий совершил литургию в Коложской церкви
15 мая 2016 года, в Неделю 3-ю по Пасхе (Святых жен-мироносиц) управляющий Гродненской епархией архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий совершил Божественную литургию в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба города Гродно (Коложская церковь).
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Гродненской епархии митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович, настоятель храма протоиерей Александр Болонников, благочинный Гродненского округа протоиерей Александр Велисейчик, благочинный Зельвенского округа протоиерей Георгий Суботковский, настоятель Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Георгий Рой, настоятель Свято-Марфинской церкви города Гродно протоиерей Виктор Свентицкий и духовенство храма.
По окончании богослужения Его Высокопреосвященство обратился к прихожанам и духовенству с проповедью:
«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Сегодняшний день – третье воскресенье по Пасхе – память жен-мироносиц. В евангельском чтении мы слышали о последних часах жизни нашего Спасителя. Господь на Голгофе, Он приговорен к смертной казни, как государственный преступник. И мы видим, что даже самые ближайшие ученики оставили своего Божественного Учителя. И тот, кто говорил всем: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11,16), апостол Фома, в страхе убежал с прочими, да и тот, кто выхватил нож и в ревности своей отсек ухо рабу первосвященника, — Петр тоже трижды отрекся от Христа. Осталась только Матерь Божия и юный, совсем молодой мальчик, как бы мы сказали сегодня, – Иоанн Богослов. А также несколько жен-мироносиц, которые ходили за Иисусом и слушали Его проповеди, которые своим имением, своей добротой и вниманием служили Спасителю. Они не оставили Его, хотя и тут же могли погибнуть, как соучастники этого государственного преступника. Их могли тоже казнить. Но они не убоялись этих наемных воинов, а стояли у Креста. Они присутствовали при снятии тела Спасителя и при быстром погребении Его в пещере. Вот закончился Пасхальный день. И еще не наступило утро следующего за субботой дня, а жены-мироносицы уже поспешно идут ко Гробу. Идут для того, чтобы помазать миром Тело их возлюбленного Учителя.
Вот они идут и человеческая логика здесь невместима: «Ваш Бог, в которого вы верите, распят и приговорен к смертной казни. В кого верите? У Гроба стоит стража. Что Вы сделаете? Вас же там, на месте могут убить сразу же, если Вы только приблизитесь к нему». Гроб опечатан римской печатью. Отверстие завалено громадным камнем, на котором стоит печать. Тех, кто прикасался к этой печати – распинали. К ней нельзя даже было прикоснуться, не говоря уже о том, чтобы ее нарушить. Но женщины об этом и не думают. Они идут не по велению рассудка, а идут по велению сердца. Их сердце любит Спасителя, их сердце отдано Богу, и они всецело идут по зову своего сердца. Их поражает то, что камень уже отвален. Историки пишут, что он был как бы выброшенный из пещеры. Чтобы его отодвинуть нужно было несколько десятков человек, а камень был не просто отодвинут, а отброшен. Вот такая благодатная сила была внутри гроба. Из пещеры шел свет. Женщины входят в пещеру и видят ангела в светлых одеждах, который свидетельствует им о воскресении Христа Спасителя. Эти женщины и Мария Магдалина, как мы знаем, бегут и свидетельствуют апостолам о том, что Христос воскрес. И за их веру, за их праведность, за их преданность, за их безбоязненность Господь первым явился им воскресшим и они первые узнали, что Христос воскрес.
Сегодняшний день свидетельствует нам о высочайшем предназначении женщины. Женщина не может быть священником, но она может быть матерью. Через нее Бог дает дар жизни. От матери с молоком ребенок получает духовное воспитание. Все зависит от матери. Именно поэтому церковь уделяет большое внимание женщине и говорит, что женщина – это образ живого Бога. Женщина может быть христианкой подобно Христу и быть смиренной со Христом. Именно в этом и ее предназначение.
В этот воскресный день всем нам, братья и сестры, необходимо вновь и вновь задуматься над той великой ролью и значением женщины-христианки. Служение женщины уже в древней Церкви приобрело свои особые формы. Известные своей праведной жизнью диакониссы помогали пресвитерам при совершении святого Таинства Крещения. Первые же христианские общины имели уже в своей среде и женщин, которые делами милосердия, заботой о насущных потребностях ближних способствовали христианской проповеди. Их подвиги благочестия вызывали восхищение язычников. Так, один из них, учитель святителя Иоанна Златоуста, в порыве восторга воскликнул: «Какие женщины у христиан!» Святые женщины были среди первых христианских мучеников за веру, и своей святой кровью запечатлели истинность евангельской проповеди.
Мы знаем, что есть множество женщин-мучениц, которые своей жизнью засвидетельствовали веру Христову. Давайте возьмем наши сегодняшние имена: Ирина, Татьяна, Вера, Надежда, Любовь, София – среди них всегда есть имя женщины-мученицы. Екатерина, Валентина, Людмила, которая отдала жизнь за веру Христову.
И мы знаем свидетельство Святейшего Патриарха и исповедника нашей Церкви Тихона, который говорил, что в те страшные, кровавые двадцатые годы прошлого столетия, что Церковь сохранилась благодаря тем белым платочкам, которые наполняли своды наших святых православных храмов. И даже когда в многострадальной стране оставалось только несколько архиереев, несколько десятков действующих храмов даже в эти не поруганные, не уничтоженные оставшиеся храмы, конечно, боясь, как и сегодня мы слышали в Священном Писании, но все-таки ходили верующие, и ходили в основном женщины. Им тоже страшно, им боязно за свою семью, за детей, но они идут в храм в белых платочках, и не просто идут помолиться - они что-то несут с собой. В то тяжелое голодное время кто-то несет кусочек хлеба, кто-то яйцо, кто-то картошку, чтобы священник не умер с голоду. В то время он был лишен всех прав. Он лишен человеческого достоинства. А они его кормят тайно и его семью, чтобы совершалось богослужение в храме. «И пока будут белые платочки, - говорит патриарх Тихон, - будут стоять наши храмы».
В советский период многие атеисты смеялись, говоря – «вот умрут ваши бабки и ваши храмы закроются». И вот тот архиерей, которому так говорили, на это отвечал так: «А наши бабушки бессмертны!» И действительно, наши бабушки бессмертны. Чему мы с вами и свидетели.
И в наше время мы знаем, кто ходил в храм, как ходил в храм, как молился и какова была настоящая и подлинная религиозная жизнь в нашем отечестве. И, конечно, сегодня мы молимся таким женам-мироносицам, чтобы Господь укрепил нашу веру, чтобы открыл подлинную сущность нашего христианства, потому что еще в древности подвиги благочестия христианок вызывали восхищение язычников. В древнем Эфесе идет эпидемия, чума, а христианки спасают больных, христиане совершают доброе дело. Так, один из них, учитель святителя Иоанна Златоуста, в порыве восторга воскликнул: «Какие женщины у христиан!» Святые женщины были среди первых христианских мучеников за веру, и своей святой кровью запечатлели истинность евангельской проповеди.
И мы знаем, что в период гонений именно белые платочки спасали храмы. Они отстаивали священников. Тверской святитель Фаддей тоже был арестован, над ним всячески издевались, но женщины окружили тюрьму и отстояли его. Не дерзнули его публично расстрелять, хотя всех тюремщиков расстреляли, а его ночью утопили в отхожем месте, положили в ящик, тайком вывезли и на каком-то пустыре закопали. Женщины это увидели, выследили и уже дети этих женщин рассказали, где похоронен был святитель и где находятся его мощи. Казалось бы – такая позорная смерть, но его мощи до сего дня мы можем лицезреть. И таких примеров можно привести тысячи. Сегодняшний день жен мироносиц называют женским церковным днем.
Священномученик Серафим (Чичагов) говорил, что жены-мироносицы они такие же, как мы с вами, такие же грешницы, такие же слабые, такие же в чем-то простые, но верующие, и вера преображает человека. И вот к этому преображению, покаянию всегда призывал святитель Серафим.
Недавно причисленный к лику святых епископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что день святых жен-мироносиц – «великий христианский женский день.
Мы прославляем не экономическое, не политическое, не физическое достоинство женщины, а прославляем ее Богоподобие и прославляем ее святость. Вот именно в этом и есть смысл праздника, что есть еще любовь, есть еще правда, есть еще святость в этом мире и мы должны эту святость поддерживать и своей христианской жизнью. Поэтому всех вас сегодня поздравляю с днем воскресным, а женщин наипаче с церковным женским днем.
Храни всех Господь. Христос Воскресе!»