Главная » Новости » 2014 » 10 » 19 » Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь

Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь

19 октября 2014 года. Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь19 октября 2014 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Апостола Фомы, Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский, совершил Божественную литургию в храме в честь Воздвижения Креста Господня города Свислочь. Владыке сослужили секретарь епархии митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович и настоятель храма иерей Сергий Тарасевич. За литургией Владыка Артемий обратился к прихожанам с проповедью, посвященной отрывку из Евангельского чтения, повествующему о чуде воскрешения сына Наинской вдовы:

"Воскрешение сына Наинской вдовы. Об этом событии повествует только один Евангелист Лука. Из Капернаума Господь пошел в город Наин, находившийся близ южной границы Галилеи. Господа сопровождали ученики Его и множество людей. В древности города часто окружали сплошными стенами для защиты от врагов так, что входить и выходить можно было только через одни ворота. И вот у таких городских ворот Господу повстречалось похоронное шествие: из города выносили умершего юношу, единственного сына вдовы. Обыкновенно гробницы у евреев устраивались за городами в утесах. Одр нечто вроде открытого ящика или просто носилки. Покойники у евреев клались не в гробах, а прямо в нишу, сделанную в утесе и скале, и носилки, очевидно, служили только для перенесения тела на место погребения. Господь прикоснулся к этому одру, для того чтобы заставить несущих остановиться.

Христос, всегда такой отзывчивый на человеческое горе, отзывается и на это горе. Евангелие нам говорит “милосердова” - Его сердце исполнилось жалости, любви, и Он подходит ко гробу и к женщине, которая за гробом следует. Эта женщина - вдова, идет она за гробом своего единственного сына. Она потеряла теперь все - и Христос не обращается к ней со словами утешения. Он останавливает ее плач; Его слова, которые являются словами милосердия, являются вместе с тем необходимым условием для этого милосердия: Не плачь - не потому, что смерть твоего сына недостойна слез, но, как бы предваряя слова, сказанные позже Апостолом Павлом к Солунянам, Он ей безмолвно говорит: Не сетуй, как язычники, не имеющие упования. - не плачь!.. И только когда эта женщина отозвалась верой, послушанием на требование Божественной любви, Христос творит чудо и возвращает ее сына в жизнь.

Часто так бывает и с нами: нас постигает горе. Нас гложут вопросы: почему? за что? И мы не находим на них ответа, потому что нет на них ответа в настоящей жизни. Только в будущем веке, когда мы вновь встретимся с нашими родными и близкими, мы поймем, почему всем нам надо было умереть, чтобы потом воскреснуть.

Сегодняшний евангельский рассказ все-таки учит нас тому, что хотя смерть все еще продолжает властвовать на земле, но она уже побеждена, она побеждена Воскресением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. А поэтому всякий раз, когда нам приходится встречаться со смертью, будем твердо знать, что смерти нет, а есть лишь только временная разлука с нашими родными и близкими, они уходят на время, как и мы на время оставляем друг друга. И наступит тот момент, когда всем нам нужно будет предстать пред нашим Господом, потому что все мы - вечны. Никто из живущих на земле людей с переходом из этой временной жизни не уничтожается, не уходит в какое-то небытие, а, продолжая вечно жить своей бессмертною душою, предстанет пред престолом Божиим. Смерть для христианина - это сон, а после сна бывает пробуждение, поэтому будем верить, что после этого долгого сна пробудятся все те, кого сегодня нет уже рядом с нами, но кто своими бессмертными душами ныне предстоят престолу Божию.

Об одном мы должны твердо помнить: смерть никогда не бывает наказанием за что-либо. Смерть - это вершина человеческой жизни, ее венец и завершение: человек живет для того, чтобы умереть и перейти в лучшую жизнь. Смерть может иногда выглядеть как наказание за грех, ибо Господь не забывает научать нас различными способами, в том числе и через смерть наших близких. Но для самого человека, даже если он умер преждевременно, например, в результате несчастного случая, даже если умер без покаяния, смерть не есть наказание. Смерть - это переход туда, где человека ждет встреча с Богом. И если смерть преждевременна по человеческим меркам, она никогда не преждевременна в глазах Божиих. Только Бог знает тот момент, когда каждому из нас надлежит умереть, и только Он определяет день и час нашей смерти.

Но почему люди умирают преждевременно? Прежде всего потому, что многие созревают для встречи с Богом и вырастают в полную меру духовного роста и возраста гораздо раньше, чем достигают старости. Земная жизнь есть лишь подготовительный этап к будущей вечной жизни: по сравнению с этой вечной жизнью настоящая жизнь - лишь краткий миг.

Но есть и другая причина, по которой человек может умереть преждевременно: когда он настолько укоренился в грехе, что дальнейшее его пребывание на земле становится бессмысленным, и Бог прекращает жизнь этого человека, пока остается для него надежда на спасение. Страшно умереть во грехе, умереть, не успев покаяться; но это все же лучше, чем дожить до того, когда исправление станет невозможным.

По жестокосердию нашему Господь порой лишь смертью ближнего может пробудить в нас искру любви к нему. При жизни родного человека мы были холодны к нему, но вот он уходит в мир иной, на нас обрушиваются одиночество и сиротство и мы познаем горечь утраты. Смерть очищает образ ушедшего от будничной шелухи, во всем ничтожестве представляет нам былые обиды на него, и тогда мы уже не судим утраченного нами, но видим его в сокровенной красоте и осознаем неизбывность вины перед ним. Малодушного этот миг прозрения может привести к отчаянию, но для мужественного сердца - это начало служения усопшему возлюбленному и пути к грядущей радостной встрече с ним.

"Не плачь!.. " С этим словом к нам постоянно обращается Господь. Он не говорит нам: Удерживай свои слезы; Он не говорит нам: Показывай мужество, которого у тебя нет; Он говорит: Разве ты не видишь Меня, не видишь вечности, разве ты не видишь, что усопший не умер, а уснул? Разве ты еще не понял, что любовь соединяет Небо и землю. Господь ставит перед нами неумолимое требование веры: брось себя жалеть, брось думать только о себе, брось сосредоточиваться на своем горе, жизнь бездонна, жизнь победоносна, жизнь и теперь не прекратилась ни для нас на земле, идущих к своей смерти, ни для тех, которые, наконец, дверью смерти вошли в великий покой Господень.

"Не плачь!" - с этими словами Господь обращается к каждой матери и к каждому из нас, кто теряет своих близких. Не плачь, потому что воскреснет твой сын, твоя мать, твои братья и сестры. Не плачь, потому что все мы - один за другим - умрем, но все и воскреснем и вновь встретим друг друга. Не плачь, потому что усопшие близкие наши, оставив земную жизнь, перешли в лучшую - ту, о которой преподобный Симеон Новый Богослов сказал, что по сравнению с ней настоящая жизнь - словно небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с реальным небом. Не плачь, потому что настанет время, когда "отрет Бог всякую слезу" с очей человеческих, "и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4).

Мы слышали в Евангелии, как Господь воскресил сына вдовицы и отдал его матери. Этот умерший юноша - образ нашей души. Человек воскресает в покаянии. Господь берет покаявшуюся душу и отдает горько рыдающей матери, эта мать - Церковь! В Апокалипсисе говорится о жене, которая имела во чреве младенца и кричала от боли и мук рождения. Святые Отцы, объясняли, что жена - это Церковь, а дитя - каждая христианская душа, боль же, мучительная боль - это боль за наши грехи, большая, чем неутешная боль матери о смерти сына.

Господь воскресил сына вдовицы - это образ будущего воскресения мертвых. Это чудо - лишь тень величайших свершений. Г осподь обладает жизнью и смертью. В день Всеобщего воскресения Он воскресит и спасет души истинно покаявшихся христиан и вручит их Матери их - Небесной Церкви уже навеки.

Вот, какие назидательные и спасительные уроки сегодня преподносит нам Святая Христова Православная Церковь этим евангельским чтением, напомнившем нам о чуде воскрешения сына наинской вдовы. Дай Бог, чтобы и мы с вами в трудные минуты своей жизни смогли бы расслышать утешительные слова Христовы и почувствовать реально протянутую нам руку Божественной помощи. Дай Бог, чтобы нашу душу, которая постоянно умирает от многих грехов, воскресил Г осподь, как Он воскресил умершего сына бедной вдовицы. Аминь."

19 октября 2014 года. Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь
19 октября 2014 года. Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь
19 октября 2014 года. Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь
19 октября 2014 года. Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь
19 октября 2014 года. Архиепископ Артемий совершил литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Свислочь
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut