Очередное заседание клуба православного общения
Основная тема. В пятницу 26 октября в Клубе Православного Общения состоялось обсуждение темы законодательства Республики Беларусь в сфере религии, которую представлял юрист Максим Андреев. Были затронуты следующие вопросы: отношения Церкви и Государства; отличие светского права от церковного; реальная ситуация правовых взаимоотношений Церкви и Государства и их трансформация в историческом контексте. Конечно, был проанализирован Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 20-54-XII «О свободе совести и религиозных организациях»: желаем ли мы воспринимать Закон таким как он есть(?); если Закон плох, то он плох и нужно открыто говорить, что он не в нашу пользу(!). Обзор поставленных проблем был проиллюстрирован живыми примерами. Беседа завершилась постановкой такого вопроса (для многих риторического): «Зачем православным христианам знать нюансы правового поля, в границы которого Государство пытается втиснуть Церковь?» И таким же риторическим ответом: «Те общины, которые пытаются построить себе храм (в частности, в нашем городе) – знают, почему знание правового положения Церкви в Государстве необходимо и православному христианину».
Презентация книги. Общему вниманию участников Клуба был представлен сборник материалов Минского научно-богословского семинара, посвященного памяти Высокопреосвященнейшего Никодима (Ротова), митрополита Ленинградского и Новгородского (+1978). Семинар был организован факультетом теологии Европейского гуманитарного университета при поддержке Института Восточных Церквей (Регенсбург, Германия). Сборник материалов семинара вышел в свет в 2006 г. под название «В память вечную…». Участники семинара – все те, кто чтит память митрополита Никодима и придает большое значение его заслугам перед Церковью – единомышленники, например, митрополиты Филарет (Вахромеев) и Кирилл (Гундяев) (нынешний Патриарх РПЦ МП).
Разговор участников КПО сосредоточился на основных вехах жизни митрополита Никодима и определении его места в истории Русской Православной Церкви. С учетам анализа обвинений в адрес Высокопреосвященнейшего Никодима, его личностных и духовных качеств, участники КПО пришли в следующему выводу.
Митрополит Никодим – это многогранный духовный опыт русского Православия, соединивший свою жизнь во Христе с жизнью Русской Православной Церкви. Владыка Никодим − человек, который вынес на своих плечах Церковь в 60-70 года. И не только, и не смотря на данность и проблемы того времени, смог не просто остаться человеком- христианином, но и преумножить в себе духовную мудрость , рассудительность и духовность. И стяжал он это не только для себя, но и смог дать это духовное видение, тем, кто жаждал духовной жизни и преображения духовного. В частности, той плеяде замечательных преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии, которые также приняли участие в указанном семинаре: архимандриты Августин (Никитин) и Ианнуарий (Ивлиев), протоиереи Владимир (Мустафин) и Александр (Сорокин).
Митрополита Никодима обвиняли и обвиняют в предательстве Православия инославным и сотрудничестве с КГБ СССР. Но в своей экуменической деятельности в деле объединения Православной Церкви с неправославными христианскими организациями он допускал единство только на основе неповреждённой православной веры. О характере работы, деятельности митрополита, говорит само название ОВЦС (Отдел ВНЕШНИХ Церковных Связей), председателем коего долгое время и являлся митрополит Никодим. Священноначалие Русской Церкви поручило ему осуществлять все внешние сношения с христианами находящимися за рубежами СССР. Митрополит Никодим жил не для себя. Он жил только для Церкви. Он — Избранник Божий! Архипастырь, горевший пламенной любовью к Богу и Церкви. Он раздавал Любовь и Православие, например, таким практическим способом как составление богослужений. Здесь можно привести пример Великого покаянного Канона прп. Андрея Критского, русифицированного Владыкой Никодимом.
Библия. С каждой встречей КПО разговор в данной рубрике приобретает свои конкретные очертания. Наметилось стремление в изучении сложных мест из Священного Писания не посредством академических бесед или бесед напоминающих проповедь, но научно-популярного изложения анализируемой проблемы. Так, на данной встрече разговор был построен по форме, внешне напоминающей тестирование: вопрос-ответ. Но сущностная ценность такой формы беседы состояла в том, что вопросы и ответы коллегиально обсуждались всеми участниками. Во избежание еретических соблазнов при такой «вольной» дискуссии, объединяющим и связующим звеном служили конкретные ссылки на Священный текст Библии.
Иерей Дмитрий ЛЕВЧУК
Фото: