Святые покровители Гродненщины: Виленские мученики
27 апреля — день памяти святых мучеников виленских: Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне, расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере. Он разрешил духовнику Марии священнику Нестору проповедовать в языческой Литве Православие, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильнюсе во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в Православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во Святом Крещении Антонием и Иоанном.
После смерти супруги (1346 г.) Ольгерд под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам.
Началось преследование христиан.
Антоний и Иоанн в этих условиях старались не показывать свою принадлежность к Православию, но и не соблюдали языческих обычаев: не стригли волосы, как это делали язычники, по постным дням не ели скоромной пищи.
Вскоре, однако, жрецы обнаружили, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или, хотя бы внешне, показать себя язычниками — принять в постный день мясную пищу.
Святые братья отказались, и князь заточил их в темницу. Целый год томились они в неволе. Младший из братьев — Антоний — мужественно и терпеливо переносил страдания, а Иоанн не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный его отступничеством, Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.
Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.
Когда Антоний вновь отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким испытаниям.
Раскаявшись в грехе, Иоанн пришел к священнику Нестору и попросил его быть ходатаем перед братом, чтобы тот простил его и принял в общение. «Когда он открыто исповедует Христа, все у нас будет общее» — ответил Антоний.
Однажды, прислуживая князю в бане, Иоанн наедине сказал ему о примирении своем с Церковью. Ольгерд не выказал гнева и дал понять, что это его личное дело и что можно верить во Христа, но вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедовал себя христианином в присутствии многочисленных придворных. Его жестоко били палками и отправили в заключение к брату.
С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали святое крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.
Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и, прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.
Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний был повешен на дереве. Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев.
Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере и продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний.
Третьим страдальцем за веру стал Круглец. При Крещении священник дал ему имя Евстафий. Он был родственником святых братьев. В дружине великого князя выделялся мужеством, храбростью, но еще более умом и душевной добротой. Любимец Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее.
Но однажды великий князь заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедовал себя христианином. Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рождественского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но святой Евстафий переносил эти мучения мужественно и молча, он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя.
Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мученье вынес с Божьей помощью. Ольгерд в бешенстве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили его три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на Небесах».
Видя, что никакие мучения не могут заставить святого Евстафия отречься от христианства, Ольгерд осудил его на казнь. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственники — святые Антоний и Иоанн. Его тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но, ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к нему — облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами святых братьев Антония и Иоанна.
На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных святитель Алексий, митрополит Московский, обратился к Константинопольскому патриарху Филофею с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.
Подвиг святых мучеников имел великое значение для всего Великого княжества Литовского. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.
О почитании Виленских мучеников на Руси в начале XV века свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. великой княгини Марии, супруги нижегородского князя Даниила Борисовича и в ковчежце 1414 г. их сына князя Ивана Даниловича. Мощи мучеников оказались в Нижнем Новгороде не случайно: нижегородский князь Борис Константинович (отец князя Даниила) был женат на дочери литовского князя Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митрополита Фотия (1410-1431).
Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 года. В первопечатном русском Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников. Память Антония, Иоанна и Евстафия отмечена также в Уставах 1633 и 1641 годов. Под 14 апреля память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 50-х гг. XVII в.:
«Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы».
Первоначально останки мучеников Антония, Иоанна почивали в виленской Никольской церкви, затем в храме Святой Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, которые поместили мощи святых мучеников в церковь во имя апостола Петра. В 1655 г., после взятия Вильны русскими войсками, мощи были перенесены в соборный виленский православный храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря. После того, как русские войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова монастыря архимандрит Иосиф (Нелюбович-Тукальский; впоследствии митрополит Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее.
В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова монастыря архимандрите Иоиле (Котовиче). По указу императора Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митрополите Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Святого Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака.
25 сентября 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиепископа Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению святителя Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери монастырь.
В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры „Страдания Виленских мучеников“, конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный».
Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М. И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды.
По ходатайству Патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви в июле 1946 г. Несколько дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 г. мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В конце июля 1997 г., во время визита в Литву, у мощей святых совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. над мощами Антония, Иоанна и Евстафия соорудили новую раку. С 26 июня 1993 г. икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петропавловском соборе Минска.
Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий входят в Собор Белорусских святых.
Составил Александр Медельцов
по материалам: «Месяцеслов»
Изд. Белорусского Экзархата. Минск , 2005;
рravenc.ru
drevo-info.ru