Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы аг.Массоляны
Богослужения совершаются в субботние,воскресные и праздничные дни.
Всенощное бдение - 17.00
Божественная Литургия-9.00
Начало исповеди - до начала Божественной Литургии и после
Евхаристического канона
Таинство Крещения совершается после собеседования восприемников (крестных родителей) или крещаемого со священнослужителем.
Собеседования проходят в два этапа в храме.
ПТ-18.00 СБ-14.00
Таинство Венчания совершается после собеседования со священнослужителем.
Собеседования проходят в 2 этапа в храме.
ПТ-16.00 СБ-12.00
Таинство Венчания не совершается накануне постных дней и действующих постов
1. Архитектурные особенности.
Памятник архитектуры позднего барокко с элементами классицизма. Построена в 1796 году как униатская Марианной Биспинг , с 1840 года становится православной. Кирпичный однонефовый однобашенный прямоугольный в плане храм с высокой двускатной крышей. Главный фасад с прямоугольными окнами разделсн развитым антаблементом на 2 яруса. Нижний ярус украшен ордерными элементами, его средняя часть – выступ - завершена треугольным фронтоном. Верхний ярус – квадратная в плане башня, накрытая высоким восьмигранным шатром с люкарнами (во 2-й половине ХIХ века перестроено завершение башни, сделаны декоративные головки на крыше), с рудиментами волют по сторонам. Стены башни имеют большие прямоугольные окна с полуциркульными завершениями. Боковые фасады с лучковыми окнами лишены украшений.
Зальный интерьер перекрыт плоским потолком. Стены разделены пилястрами . Около западной стены хоры раскрыты в зал тремя арочными просмами. Трсхъярусный иконостас сделан в 1892 году. ( «Архитэктура Беларуси», Мн,1993, с 300)
2. Бывшие приписные храмы.
В 1839 году 26 ноября построена и освящена (по другим сведениям построена в 1836 г.) «на расстоянии тридцати девяти шагов от приходской кладбищенская церковь св. Великомученика и Победоносца Георгия . Длиною 12 и шириною 9 аршин. Окон полукруглых 2 вышиною 1,5 , шириною 2 аршина. Двери створчатые на крюках и петлях железных с внутренним замком и железными задвижками. На сей церкви устроена башня, на коей же – крест. Крыша гонтовая. Богослужения бывают 23 апреля и 26 ноября» (из церковной ведомости). На сегодняшний день данная церковь не действующая, так как здание требует большого капитального ремонта.
18 января 1867 года католическая каплица в имении Массаляны, построенная Юзефой Войчинской, передана правительством православной церкви и освящена в честь св. Благоверного князя Александра Невского, находящиеся в ней церковные вещи переданы в Великоэйсмонтовский костсл, кссндз также отправлен в Великие Эйсмонты для исполнения обязанностей викарного. « Внутри требуется новый иконостас, снаружи – покрытие штукатуркой. Здание каменное, с такою же оградой, крыша железная. Богослужение бывает 30 августа и 20 июля и в прочие дни по желанию местного священника и прихожан» ( из повременно церковно-приходской летописи).
В 1930 г. к Массалянской церкви приписана церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Гольни, которая до всемирной войны была самостоятельной в Гольневском приходе и имела свой причт. « Земли при церкви не имеется в Гольне, равно и причтовых построек, сгорели в войну» (из повременно церковно-приходской летописи).
3. По страницам повременной церковно – приходской летописи.
Неизвестно имя первого настоятеля прихода , служившего в церкви с 1796 по 1812 г.
С 1812 года по 1820-й г. в Масолянах служил священник Стефан Булгаровский (1788 г.р. – 1854 умер)
С 1827 г. настоятелем Масолянского прихода стал сященник. Иосиф Фсдорович Качановский 1798 г.р.
С 19 февраля по 14 марта 1839 года в церкви служат Стефан Булгаровский из д. Гольни и Михаил Ковалевский (тесть Булгаровского) из д. Олекшицы.
С 1840 года ( по другим сведениям 1839 года) церковь становится православной. С этого же года и ведстся книга присоединившихся к православию.
1847 г. Свято – Пречистенская православная Масолянская церковь относится к Скидельскому благочинию Гродненской губернии Литовской епархии.
1862 г. Масолянская Святопречистенская церковь относится к Гродненской губернии и уезду, Лашанскому благочинию.
1863 г. После этого года – массовый переход в православие. Переходили чаще в случае заключения брака с православным супругом. Как правило, невеста принимала православную веру и обещала воспитывать детей согласно законам государства Российского и привести их к православной вере. Если же жених был католиком, он сохранял вероисповедание, однако обещал воспитать детей в православии.
1865 год - Основано Массалянское народное училище.
С апреля 1866 года – Массалянская Богородицкая церковь относится к Берестовицкому благочинию Гродненской губернии и уезда.
1875г. По прошению уволен священник Иосиф Фсдоров Качановский. Массолянским приходом заведует св. Олекшицкой церкви Лев Антонович Ковалевский, с июня 1876 г -священник Федор Васильевич Флоров (1842 г.р. )
1876 год. Имеется церковно-общественное училище. Обучается мальчиков 57. Законоучителем – местный священник.
С 6 марта 1878 – священник Игнатий Игнатьевич Мороз (1833 г.р.) – август 1881 перемещен в г.Брянск.
Сведения о церкви за 1880 год.
«Построена стараниями Марианны Биспинг в 1796 году. Усадебной земли при ней 2 дес. и 1018 сажень, пахотной 41 дес. и 48 сажень, сенокосной 9 дес. и 2187 сажень, неудобной 1854 сажень, неопределснного качества 1 дес. 1904 саж. Итого 56 дес 428 сажень. Вся земля песчаная и каменистая. Дом у священника построен средствами прихожан, хозяйственные постройки в плачевном состоянии; для псаломщика помещение имеется. Копии метрических книг с 1843 года и исповедные ведомости с 1820 года хранятся в целости. В приходе Массалянской церкви есть училище церковно-общественное, законоучителем назначен местный священник, а учителем назначен с 1 ноября 1877 г. Андрей Семснов Середа. В 1880 г. обучается 60 мальчиков»
1880 год. «По поводу исполнившагося 25-летия царствования Государя Императора Александра Николаевича, в Массалянскую церковь, Гродненского уезда усердием прихожан и заботливостью священника Игнатия Мороза, приобретены следующие две иконы, в 2 аршина вышины и 1, ¼ аршина ширины, писанныя на холсте, - одна Иверской Божией Матери с надписью золотыми буквами вверху: милосердия двери отверзи нам… и внизу: в память избавления Государя императора Александра от угрожавшей ему опасности 2 апреля и 19 ноября 1879 года, и другая св. Равноапостольных царей Константина и Елены с подписью внизу: в память 25-л. царствования Государя Императора Александра, 19 февраля 1880 года. Кроме того, по ходатайству местного священника помещик имения Массалян Иван Камиллич Биспинг (римско-католического вероисповедания) сделал к иконам безденежо три красивыя рамы столярской работы, покрытыя лаком; - лакей этого помещика крестьянин Осип Васильевич Хваленя пожертвовал на 6 руб. больших золочсных свеч на престол к паникадилу и к иконам, и солдатка г. Гродно, бывшая прихожанка Массалянской церкви Мария Ивановна Балицкая пожертвовала серебряно-позолоченую икону Божией Матери с младенцем Иисусом в киоте на сумму 21 руб. Принося этот дар церкви, жертвователи хотели выразить ту мысль, что икона Иверской Божьей Матери должна всегда напоминать молящимся пред нею о спасении Богом драгоценной жизни Благочестивейшаго Государя нашего императора Александра Николаевича, так как 19 ноября 1879 года, в то самое время, когда на Курской железной дороге последовал взрыв с намерением погубить Священную особу Царя Освободителя, Государь император уже молился в Москве пред чудотворною иконою Иверской Божьей Матери был вне всякой опасности. Другая икона св. Равноапостольных царей Константина и Елены должна напоминать православным богомольцам , что как Константин Великий был первым из царей защитником Христианской веры на востоке и христиане того времени под его покровительством строили храмы и свободно исповедовали веру Христианскую, так и во время славного 25-летия царствования Государя Императора, между другими делами, возвеличившими его как освободителя, совершено и великое дело, век России, на востоке, - где победами нашего славного воинства освобождены единоверцы наши христиане от мучений и преследований за веру от магометан и таким образом водружено знамя свободы от рабства и на востоке, возвеличена и там слава имени нашего Царя- Освободителя, подобно Константину великому..» ( из церковной летописи, с сохранением правописания). К великому сожалению многие из упомянутых икон были вывезены .
С 18 сентября 1881 - 1 апреля 1887 г – священник Иаков Устинович Кульчицкий (1822 г.р.).
26 февраля1883 года истреблсн пожаром жилой дом местнаго священника, предполагают, что пожар произошсл от ветхости неисправности дымовых труб.
10 мая 1887 - – священник Владимир Михайлович Кузьминский (1865 г.р.)
В 1888 году Массалянская церковь капитально ремонтирована на средства прихожан на сумму 350 руб. Ремонт состоял в следующем. Св. престол, с разрешения высшаго начальства, снят. Алтарная часть поднята против прежнего на аршин и в ней положен новый сосновый пол из досок толщиною в 2 вершка. Покрашены: снаружи стены побелены известью, внутри голубою клеевою краскою, перекрашены: иконостас с голубоваго в белый, окна и двери с краснаго в белый. Из алтарной части устроена новая дверь в ризницу. В ризнице сделано 2 шкафа, один – в стене, другой – из сосноваго дерева; - вместо кирпичного положен деревянный сосновый пол. Устроен катафалк. Поставлено 4 жестяных креста на храме вместо деревянных. 25 сентября в день кончины ап. и еванг. Иоанна Богослова, храм освящсн. На освящении храма из духовенства были: Благочинный Великоберестовицкий св. Михаил Сцепуро и священники: Гудевичской церкви Михаил Кузьминский, Малоберестовицкой Павел Страшкевич, Комадовской Иоанн Курилович, Олекшицкой Лев Ковалевский и Гольневской Пстр Кречетович. О.о. Ковалевский и Кречетович прошли крестным ходом, чем немало содействовали торжественности праздника. Сбор народа был громадный. Из светских лиц на торжестве присутствовали: Гродненский уездный исправник Василий Пехов и Мировой Посредник Иван Левитский.
В 1888 году заново устроена усадьба как священника, так и псаломщика. Работами заведовало попечительство, под руководством священника. Размер и количество зданий точно обозначено в описи, хранящейся при делах церкви; всс обошлось в 2000 рублей. Деньги получены авансом из Гродненскаго Присутствия по обеспечению духовенства постройками. Дом священника построен в 1884 году, после пожара, уничтожившаго старый дом священника, на средства прихожан; стоимость – 1200 руб.
Из особенностей религиозной жизни прихода можно отметить следующее.
1. В этом году прихожане впервые узнали, что такое Радоница. В этот день была служба и крестный ход на кладбище. Народа было много. Видно, что нововведение понравилось.
2. 6 августа совершен крестный ход в Олекшицы. За крестным ходом шли громадные толпы народа.
22 октября 1896 –по 9 ноября 1897г - священник Иосиф Григорьевич (Георгиевич) Калисский (1870 г.р.- ноябрь 1897 гг.) В ноябре в возрасте 27 лет внезапно умер священник Иосиф Калисский (эпидемия дизентерии либо холеры). Похоронен на церковной территории, могила находится с о стороны алтаря.
С 10 января 1899 – 29 мая 1899 – священник заведующий Олекшицким приходом Лев Антонович Ковалевский.
С 29 мая 1899 - по 1906 г. - священник Алексей Василевский (1875 г.р.)
«В народе осенью разнссся слух, возбуждснный известной брошюрою, о кончине мира 1 ноября 1899 года. Народ сильно волновался и в праздничные и будние дни, когда только была возможность, валил массами к исповеди. Хотя должно сказать, что в Массалянском приходе, после сделанного священником разъяснения сего в церкви, слухи о сопровождавших его явлениях замечались в меньшей степени.»
20 апреля 1900 года заключсн контракт с Гродненским Купцом Иосифом Утумским на ремонт Массалянской церкви на сумму 1350 рублей. 20 Мая Утумский приступил к началу работы и 27 августа того же года кончил их. В церкви сделаны следующие работы:
1. Исправлена штукатурка внешних стен и карнизов где необходимо;
2. Устроен навес при входных дверях на чугунных кронштейнах.
3. Вставлены новые входные двери – филснчатые и другие стеклянныя из притвора в церковь с новыми ручками и замками.
4. Подшит потолок в притворе и вложено два пола в колокольне.
5. Сделаны новыя удобныя лестницы в колокольне и вставлены новыя ставни – створчатыя с четырсх сторон башни колокольни.
6. Пристроен тамбур от входных дверей ризницы.
7. Вся церковь внутри и снаружи выкрашена: снаружи три стены выбелены, а фронт выкрашен масляными красками, крыша выкрашена медянкой, внутри: стены и потолок выкрашены клеевой краской, а карнизы, панель, иконостас, пол в алтаре – масляной.
8. Иконостас где необходима позолота, был поновлсн, остальное вычищено, иконы в иконостасе все вымыты и покрыты лаком.
А также все иконы по церкви обновлены т.е. рамы выкрашены, а иконы вымыты и покрыты лаком, сделана новая из золоченного багета рама к иконе Св. Благоверного Князя Александра Невскаго.
9. Вызолочены 4 креста на четырсх башнях колокольни и укреплены, так как раньше расшатались было и склонились на сторону.
10. Произведены и другие мелкие работы: выбит в алтаре потолок золочсными звездами, вставлена железная решстка в окно ризницы, сделаны два деревянные аналоя, устроена калитка на погосте храма, исправлены ворота в ограде церковной и др.
11. Весь материал и рабочие и подводы всс это нанималось на счст подрядчика.
12. Выкрашена снаружи находящаяся на том же погосте Георгиевская церковь. Крыша и тамбур масляными красками, покрашены катафалки и шкапы в ризнице.
13. Сумма денег в 1350 руб. составилась из 850 рублей, собранных с прихода по приговору, 200 рублей пожертвованных попечительством и 300 рублей братством приходским.
21 августа 1901 года – посещение Массолянской церкви Владыкой Иоакимом, первым епископом Гродненской кафедры.
С 9 июля 1905 года – священник Антоний Федонюк (1875 г.р.).
17 сентября 1911 года - церковь Массалянская удостоилась посещения Преосвященнейшаго Владимира, Епископа Белостокскаго. Служил Божественную Литургию в сослужении о. Благочиннаго о. В. Белевича, священников о. Виталия Лукашевича, о. Михаила Давидовича и местнаго священника.
1915 г. - служит священник Владимир Кавецкий.
1920 г. - служит священник Пахом Мартыняк.
? - 1933 г. - священник Александр Лопатко
июль 1933 г. - сентябрь 1943 г. - служит священник Владимир Гамалицкий.
1934 год
Братства существуют со времен довоенных; всех в Братстве 48 человек; взносы делаются по 1 зл 50 гр с души. Существует и церковное попечительство, но когда открыто, неизвестно.
1938 год в день Храмоваго праздника Иоанна Богослова 26 сентября наша церковь удостоилась принять Чудотворный образ Жировичской Божьей матери и Храм был переполнен молящимися.
1943 - 1944 гг. - служит священник Анатолий Иванович Мисеюк. (1917 - 2012 гг.)
январь 1945 - 1947 год - служит отец священника Анатолия Ивановича Мисеюка - Иоанн Стефанович Мисеюк.
Январь 1949 – август 1950 – священниак Викентий Николаевич Сапега(17 октября 1912 - 4 января 1974 г.)
Август 1950 г. – январь 1952 г. – священник Иулиан Рудик ( ? – 22 ноября 2005 г)
С 1957 – 1960 гг - настоятель Степан Данилович Крупко (15 января 1907 г. – 22 октября 1980 гг.)
С 1962 г – 2002 г – священник Иоанн Онуфриевич Мисюкевич (1927 – 2010г.)
С 20 июня 2002 г – 14 октября 2009 г. – священник Анатолий Иванович Неробов (1953 г.р.)
С октября 2009 г. – священник Иоанн Потапчик ( 1983 г.р.)
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы аг.Массоляны