Главная » Епархия » Правящий архиерей » Слова и речи » 2019 » 03 » 22 » Проповедь архиепископа Артемия в храме Архистратига Михаила города Скидель

Проповедь архиепископа Артемия в храме Архистратига Михаила города Скидель

Всех вас приветствуем с наступившим Великим постом, а причастников с принятием Пречистых, Живототворящих Христовых Таин. Сегодня мы с вами совершили Литургию Преждеосвященных Даров. И вот порой спрашивают нас – почему совершается такая литургия?

В древности христиане были очень строгой жизни и к Причастию относились очень благоговейно. И считалось, что каждый праздник каждый воскресный день, если христианин имел такую возможность – он присутствовал за богослужением и обязательно причащался Христовых Таин.

И если он стоял на службе и не причащался, то это была какая-то аномалия. Почему человек не причащается – он не участник литургии, он зритель? Ведь священник обращается словами Христа Спасителя «Примите, ядите…» к нам всем. И двое подходят, а  остальные стоят и смотрят. Но ведь храм не театр, где показывают какой-то спектакль, это живое богослужение, живое предстояние перед Богом и живое общение с Ним.

И вот древние христиане были настолько благоговейными, что причащались за каждой литургией. Если кто-то два воскресных дня не посещал литургию, то его призывал к себе епископ – тогда общины были маленькими и архиерей знал всех своих верующих, и архиерей спрашивал – что у тебя случилось, почему ты не присутствуешь на богослужении. И человека могли отлучить от Церкви, если он пропустил два-три богослужения. Вот настолько все было строго. Поэтому старались христиане жить, так как живут в монастырях – по возможности как можно чаще посещая и участвуя в богослужениях.

Но вот наступает Великий пост и вместо того, чтобы, казалось бы, поощрять причащение Христовых Таин, Церковь благословляет не причащаться. Почему в будние дни полная литургия не совершается? Во-первых, сама по себе литургия являет собой торжественный гимн благодарения перед Богом. Евхаристия – благодарение Богу, это гимн торжества веры. Она вся такая праздничная, звучная, радостная! Мы благодарим Бога и просим, чтобы Он освятил Дары и дал нам возможность быть причастниками этих даров. А в Великом посту вся служба идет в покаянном тоне, скорбном, мы скорбим о своих грехах. Мы скорбим о том, что мы смертельно больны, что грех овладел нами, о том, что мы духовные мертвецы не способные на подлинную духовную жизнь. Мы плачем о своих грехах и просим у Бога прощения.

И совершать торжественную литургию в такой постной тональности как-то неуместно. Поэтому было решено не совершать полную литургию в будние дни. К тому же в древние времена существовал такой чин епитимьи – если человек приходил на исповедь и каялся своих грехах, в наказание за его грехи, если они были тяжкие – его отлучали от Причастия. Представляете, если, например, был грех блуда, то человека могли на 20 лет отлучить от Причастия. И 20 лет человек не мог войти в церковь, стоял в притворе и все видели, что он отлучен от Церкви, для него это было позором. И 20 лет он стоял и просил, чтобы люди за него помолились.

Сейчас такой практики нет, потому, что нет духовных отцов, нет наставников и мы не настолько строгие христиане, чтобы нас еще от Причастия отлучать. Отлучи сейчас человека от Причастия – и он вообще больше не придет. Поэтому сейчас не практикуется такая епитимья, но в древности она было очень жизненной. И вот всех христиан как бы отлучают от Причастия – в церковной общине ты не можешь причащаться. Мы все как один грешны, и не можем совершать литургию и приобщаться Христовых Таин. И это еще более усугубляет покаянные чувства, углубляет раскаяние в сердцах людей. Но поскольку без благодати Причастия тоже жить невозможно, то было установлено в среду и пятницу – (среда - предательство Иуды, пятница – распятие Христа) совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Т.е. литургия полностью совершается в воскресенье, Агнец заготавливается, а в среду и пятницу потребляется за Литургией Преждеосвященных Даров.

Полная литургия – святителей Василия Великого или Иоанна Златоуста, это все-таки гимн благодарности, как мы уже говорили, а вот Литургия Преждеосвященных Даров – идет в покаянном тоне великопостной службы. Мы каемся в своих грехах, читаются паремии, даже Евангелие не читается, таким образом, богослужение призвано пробудить в нас покаянные чувства и дать возможность причаститься.

Когда человек болеет, и он уже не может двигаться, к нему приводят священника домой, и человек причащается Дарами, которые заранее были освящены. Подобно этому, мы с вами как умирающие, больные, сподобляемся причастить заранее освященными Дарами, чтобы укрепиться для духовной жизни в поприще поста.

И вся Литургия Преждеосвященных Даров направлена ко Христу с покаянием – мы просим, чтобы Господь простил нас и дал нам возможность быть причастниками вечной жизни. Поэтому и совершается такая служба, которую мы сегодня вместе отслужили и тем кто сегодня причастился – дай Бог вам крепости и здоровья и с принятием вас Пречистых Христовых Таин. Благодарим и наших батюшек, прежде всего отца благочинного, за организацию богослужения, отца настоятеля. Надеемся, что все мы доживем до Пасхи, до светлого Христова воскресения, чего вам всем и желаем! Храни Господь!

Проповедь архиепископа Артемия в храме Архистратига Михаила города Скидель
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut