[Перспектива]: Архиепископ Артемий «Будьте как дети»
В феврале исполнилось 20 лет, как Гродненской епархией руководит архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. Он рассказал читателям «Перспективы» о том, как пришел к Богу, о годах работы, чем запомнились римские катакомбы, почему праздники — самое тяжелое время для священников и что делать, если плачет душа.
«20 лет как один миг»
Расскажите, пожалуйста, о своей семье, в которой росли, родителях.
Мои родители никакого отношения к религии не имели, но и не являлись воинствующими атеистами. Мама была учительницей начальных классов, мы жили без отца: семья распалась. Мама трудилась как муравей. Она старалась всё сделать, чтобы детей поднять на ноги, выучить. Я в институте учился, сестричка поступила в университет.
Как вы пришли к вере?
На такой вопрос очень непросто ответить — это то, что находится в области не материальное мира, а духовного. Здесь присутствует определенная тайна. Можно сказать лишь о том, что Господь призывает — и человек откликается. Душа получает ощущение Божественного присутствия. Господь привел меня к храму. А дальше было посещение богослужений и постепенное вхождение в церковную жизнь.
Что способствовало вашему духовному формированию?
Фактически всё — это и учеба в институте, и служба в армии. И, конечно, несение послушания в Псково-Печерском монастыре. А затем учеба в Ленинградских духовных школах. Каждый из этих этапов формировал мое мировоззрение, мое отношение к Богу и людям. Оглядываясь назад, понимаешь, что Божий промысел проявлял себя в каждое мгновение моей жизни, нужно было только почувствовать и понять его...
Вы в Гродно 20 лет. Что больше всего запомнилось?
Вы знаете, все эти 20 лет пролетели будто один миг. Но это такой незабываемый миг (улыбается). А самое интересное — люди, с которыми мне довелось работать, речь, прежде всего, идет о духовенстве. В 90-е годы в Церковь пришло множество небезразличных людей, по призванию, желая послужить Господу. И я, глядя на наших священников, исполненных веры, энтузиазма, желания изменить этот мир, и сам заряжался их энергией. Порой было сложно сказать, кто у кого учится — они у меня или я у них! Искренняя вера — это то, что всегда необыкновенно воодушевляет и придает сил. Именно ею обладают дети, и Евангелие призывает нас уподобиться им.
«Церковь - это не магнит»
Идеальный священник — какой он?
Идеалом для всех нас является Господь Иисус Христос. И в той мере, насколько священник соответствует этому идеалу, настолько он и идеален. Если священник живет не только для себя, но прежде всего для других людей, не приспосабливается к миру и своей жизнью исповедует Христа, безусловно, приближается к идеалу своего служения. И, конечно же, священник должен быть примером для своих прихожан не только на словах, но и на деле. В противном случае его проповедь бесплодна.
Наверняка вы совершали паломничества, что впечатлило больше всего?
В начале 90-х мне довелось побывать в Иерусалиме, а перед этим — в Италии, Риме. И знаете, самое сильное впечатление на меня произвел не Гроб Господень, не место воскресения Спасителя, а римские катакомбы. В них царит особая атмосфера. И когда осознаешь, что в этих катакомбах покоятся множество останков христиан, отдавших свою жизнь за Господа, то преисполняешься необыкновенного благоговения к их подвигу. Есть такое выражение: «Церковь стоит на крови мучеников». То есть именно мученики — это своеобразный церковный фундамент, основание веры. И именно благодаря жертвенному подвигу новомучеников XX века стало возможно церковное возрождение, которое мы с вами наблюдали в начале 90-х и которое происходит до сих пор.
Что вы можете сказать о православной молодежи в епархии?
Это непростой вопрос — возможно, я просто старею (улыбается), но мне кажется, что раньше молодежь была более активной, более ревностной. Безусловно, и сейчас я встречаю искренне верующих молодых людей, но, может быть, их и в самом деле стало меньше...
На ваш взгляд, как должны складываться отношения власти и Церкви?
Что такое Церковь? Это, с одной стороны, богочеловеческий организм, где человек и Бог находятся в соработничестве. С другой, это сообщество верующих людей. И, конечно, проблемы, происходящие в обществе, касаются и церкви. Во все времена власть пыталась подчинить Церковь государству, использовать ее в качестве свого идеологического придатка. А Церковь — это не идеология, это, прежде всего, институт, в котором человек обретает связь с Богом. Она уважает институт власти, признает ее как необходимый сдерживающий момент для человека, поврежденного грехом, но не идеализирует его. Церковь это не музей, хотя в ней и присутствуют предметы старины, это не культурный объект, хотя и является частью культуры. Церковь — это, прежде всего, жизнь во Христе, богопознание, встреча с Богом. В этом смысле функции ее и государства различны. Но это не означает, что Церковь не взаимодействует с государством — напротив, она всегда открыта к общению, поддержке и взаимопомощи.
«Вера как вектор»
Какой из религиозных праздников для вас самый любимый?
Вы знаете, праздники это самое «рабочее» время для духовенства, когда обычно повышается нагрузка. Можно сказать, почти каждый день у нас праздничный. Но особые праздники — это, конечно же, Рождество и Пасха - Воскресение Христово.
Вот вы заговорили о наших церковных праздниках, и я сразу же вспомнил о том, как освещаются они в средствах массовой информации. Ведь зачастую упор делается на чисто внешние вещи — яблоки, святая вода, верба. При этом внутренняя сущность праздника, его великое значение затмеваются второстепенными вещами. Это формирует магическое отношение к Церкви, такое своеобразное религиозное потребительство. Съесть яблоко, выпить воды, принести домой вербочку становится важнее, чем принять участие в Божественной литургии, причаститься Святых Таин... Хочется верить что, что наши СМИ будут больше уделять внимание именно смысловому наполнению церковных праздников.
Часто можно услышать, что раньше люди были добрее, человечнее... Согласны ли вы с этим?
Мне кажется, что во все времена процент добрых людей был одинаков. Вот возьмите церковную среду — у нас по статистике 83 процента верующих людей, но при этом тех, кто еженедельно ходит в храм, участвует в Таинствах, соблюдает посты, и трех процентов может не набраться...
Об одном можно сказать с уверенностью — люди становятся человечнее, приближаясь к Богу. Ведь для того, чтобы воцерковиться, нужно сначала вочеловечиться. Евангелие предлагает нам всего две заповеди — возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего как самого себя. И вот именно вторая заповедь, о любви к ближнему, становится той ступенью, не пройдя которую, невозможно приблизиться к Богу. Невозможно возлюбить Бога, ненавидя своего брата.
И когда мы с вами говорим о доброте и человечности, то я, например, вообще не вижу, как за пределами веры в Бога доброта и человечность могут существовать. Понимаете, человеку нужен специальный вектор, который приведет его к правильному отношению к людям. И это — вера. Всё остальное — лишь те или иные степени отклонения от этого вектора...
Что для вас счастье?
В Евангелии нет слова «счастье», но там есть слово «блаженство» — это состояние, когда ты ощущаешь мир в своей душе. Ведь в чем смысл нашей совести? Она не напрасно нас мучает. Почему люди заканчивают жизнь самоубийством? Потому что нет гармонии во внутреннем мире. Вроде, у человека всё есть, а вот душа умирает, она задыхается и стонет. И человек готов порвать с жизнью, потому что не выдерживает ее плача. А когда душа радуется тому, что она с Богом, то это и есть счастье, это и есть блаженство. Счастье — это быть с Богом!
Поделитесь, были ли чудеса в вашей жизни?
Можно сказать, что вся моя жизнь — это одно огромное чудо. И то, как появилась вера в Бога, как в мои руки попала первая православная книга, то, как стал послушником монастыря в атеистической стране — разве это не чудо? А как потом, в 90-х, стали открываться и строиться храмы, как стала налаживаться церковная жизнь — разве это не чудо? И даже путь к архиерейству был истинным чудом и откровением. Да и одно то, что я до сих пор жив — это огромное и великолепное чудо (улыбается)!
Что бы вы хотели пожелать людям?
Будьте, прежде всего, христианами по своим делам, а не по словам. Читайте Евангелие, апостольские послания, возрастайте и укрепляйтесь в вере. Не удаляйтесь от Церкви, ибо в ней есть неисчерпаемая сокровищница веры, будьте ее членами, будьте ее частью, а следовательно, и частью Бога. Ведь, как уже упоминалось выше, быть с Богом — это счастье. И именно его мне хочется пожелать всем верующим!
Среда, 16 марта 2016 года (№ 19)
Газета «Перспектива»
Наталья ФЕДИНА