Главная » Библиотека » Публикации » Священник Антоний СЕМИЛЕТ: "Коптёвские письма святителю Афанасию"

Священник Антоний СЕМИЛЕТ: "Коптёвские письма святителю Афанасию"

Cвятитель Афанасий (Сахаров). Фото из семейного альбома КрасниковыхВ 2013 году мне довелось служить литургию в кафедральном соборе г.Гродно. В тот день церковь молилась святому епископу Афанасию (Сахарову). Надо было так случится, что в день памяти святого я увидел его фотографию, с которой и началось мое знакомство с новыми фактами из истории коптёвского прихода, а конкретно из жизни исповедника веры настоятеля (1955-1971 гг.) нашего храма протоиерея Василия Красникова.

Готовясь к проповеди перед литургией, я изучал биографию епископа Ковровского. В одном из интернет-источников была его фотография. Фото из статьи совпало с фотографией из семейного архива родственников священника Василия Красникова, подаренного приходу. Они утверждали, что этот епископ их родственник, вроде бы даже дедушка отца Василия. Почему же это фото оказалось среди изображений родных и близких в альбоме семьи? Кто поместит фото незнакомца среди изображений близких?

почтовая квитанция

почтовая квитанция оборот

Я начал свое маленькое «расследование». В архивной папке прихода под названием «священник Василий Красников», я еще раз пересмотрел письма. Сохранилась почтовая квитанция за 1957 год, адресованная Лемешевскому. Нашел вырезку из газеты с фотографиями архиепископа Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского) и митрополита Харбинского Нестора. Тамже же и ответная открытка архиепископа Мануила отцу Василию. Все эти находки говорили о знакомстве священнослужителей. Владыка Мануил с 1949 по 1955 год отбывал заключение в Потемских лагерях Мордовии, владыка Нестор с 48 по 56. Там же отбывал свое наказание (1946-1955гг.) и будущий коптевский протоиерей. С другой стороны, как напишет в своих воспоминаниях о Мордовских лагерях святитель Афанасий: «Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов), архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский). [Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; епископ). Даты и этапы моей жизни // Вестник Русского Христианского Движения. - 1993. - № 139. - С. 25]. 

 Одним словом, к тому моменту я мог предположить о знакомстве отца Василия и епископа Афанасия лишь на основе косвенных данных: отец Василий переписывался с архиепископом Мануилом, который сидел вместе с епископом Афанасием, значит, последний мог быть в знакомстве с иереем Василием Красниковым.

  И все бы ничего так и не решилось, если бы не свежее издание писем, адресованных святителю Афанасию (Сахарову) под названием «Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову)» в 2 кн. Книга первая. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.- (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)]. В книге впервые были опубликованы три письма протоиерея Василия Красникова епископу Афанасию. Этот факт доказал верность моего предположения о знакомстве двух священнослужителей и даже свидетельствовал об их совместном пребывании в лагерях Мордовии.

Читая строки писем отца Василия, живо представляешь, насколько страшны были условия лагеря, как силен был духом святитель Афанасий. Чувствуется особая благодарность протоиерея Василия епископу Афанасию, за оказанную поддержку в лагерном быту. И особенно о

щутима радость батюшки, что он имеет такой дар – служить Богу не смотря на тяжелые времена предательств и унижений, страданий и смертей. Невозможно не заметить столь простое и вместе с тем очень уважительное общение епископа и священника, которых объединили теснейшими узами стены лагеря, как место их страданий за Христа.

Письмо 1. Коптевка — 20.Х.1957 г.

Милостивый Архипастырь и Отец!

С великой радостью узнал, что Вы, Владыка, трудитесь в издательстве Патриархии, где сможете привести в исполнение свои планы, начатые еще в Потьме. Тяжелые были эти годы, но, благодаря Вам и отеческим Вашим заботам, они очень смягчались, в особенности в Великие праздники, — когда Вы делились со всеми, — среди которых был и я — многогрешный, — за что всегда остаюсь Вам благодарным и прошу у Престола Божия для Вас великих и богатых милостей. Не помню, говорил я Вам или нет, что у меня были еще братья — священники в Курско-Белгородской епархии, о которых с 1923 года я ничего не знаю, так как с этого времени братья прекратили со мной переписку (я был в Польше, они в СССР). Помню, что один из них был в Новооскольском, а другой в Белгородском уездах, и помню название одного села — «Лозное», но кто из братьев был там, не помню. Писал прокурорам и в Епархиальное управление Курско-Белгородское — причем прокуроры ответили, что братья мои «на их территориях не проживают», а Епархия не ответила вовсе. Теперь единственная надежда на Вас, — может, Патриархия найдет их. Братья мои: Красниковы Петр и Александр Николаевичи, — первый 1885 года рождения, второй — 1893. Если бы удалось что-либо узнать о них, даже о смерти — все же я буду очень рад и благодарен Вам.

Я живу, как и писал Вам еще в Потьму, на Гродненщине, в с. Коптевке. Тружусь во славу Божию: в прошлом году под моим руководством отремонтирован храм капитально средствами прихода — и это меня радует, но вообще в жизни не везет: дочь страдает ревматизмом на почве сердца, зять, муж старшей дочери, пьяница, и поэтому из последнего нужно помогать им воспитывать (питать и одевать) их детей, а моих внуков. Благодаря чему, хотя служу уже третий год, никак не могу справить себе рясу, хотя часто приходится по вызову участвовать в Архиерейских Богослужениях и получать замечания от начальства (я один без рясы). Хотя и неловко, но прошу Вас, может быть, у Вас найдется старенькая ряса, то прошу Вас, Владыко, подарить мне ее, что всегда будет напоминать мне о своем Благодетеле.

Жду от Вас пару слов в ответ.

Ваш покорный слуга протоиерей Василий Красников.

Письмо 2.

Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец, Владыка Афанасий!

Спешу известить Вас, что Вашу драгоценную для меня посылку получил сегодня, за что приношу Вам от всего сердца благодарность. Это напоминает мне мое рукоположение в 1920 году в Вильне Владыкой, ныне покойным Елевфе- рием, который впервые благословил меня на ношение рясы, а Вы теперь как бы подтвердили это благословение, даровав ее со своих плеч. Хотя Вы пишете, что она «ветхая», но этого сказать нельзя, и она очень ценна, в особенности для меня, в память исключительного Вашего отношения ко мне во дни тяжелых испытаний, когда Вы только поддерживали меня, т. к. семья моя в то время, можно сказать, голодала и не могла мне помочь. Молю Всевышнего, да укрепит он Вас в ваших недугах и да подаст Вам силы и крепость как телесные, так и душевные. Ваше отзывчивое отношение к нуждающимся и немощным всегда перед моими глазами. Моя семья тоже приносит Вам искреннюю благодарность за Ваше отношение к нам.

Я писал Вам на Патриархию, думая, что Вы в Москве, т. к. читал в «Вестнике Патриархии», где была заметка о том, что там составлена особая «Календарная» Комиссия под председательством епископа Афанасия, и думал, что это под Вашим председательством, но теперь из Вашего письма вижу, что Вы никакого дела с канцелярией Патриархии не имеете, хотя помню, что некогда Вы составляли круг величаний и избранных псалмов и частично я переписывал Ваш труд. Недавно получил письмо от Владыки Мануила, который просил меня составить и прислать ему список церковной иерархии в Польше при Митрополите Дионисии, что я и исполнил, как священнослужитель в Польской Православной Церкви. Он писал, что составляет труд в трех томах, где будут помещены все Архиереи за последние 50 лет с кратким очерком их трудов. Вы, Владыка, как видно из письма, на покое, впрочем, это меня не удивляет, т. к. некогда Вы говорили, что кафедры занимать не думаете. Очень хотелось бы знать о Вашем житье-бытье. Затем будьте здоровы и Богом хранимы.

С сыновней любовию прот. В. Красников.

13.XII.57г.

Письмо 3.

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Афанасий!

Сердечно приветствую с приближающимся праздником Рождества Христова и наступившим Новым, 1960, годом и желаю здравия с долгоденствием и во всем благопоспешения. Мои домашние тоже приветствуют Вас и просят Ваших св[ятых] молитв и Благословения. Часто в семейном кругу вспоминаю Вас и Ваше благожелательное отношение ко мне. Ваша ряса всегда напоминает мне о Вас и у святого Престола всегда поминаю Вас. Вспоминаются каждый праздник Ваши дары в то время, когда мы не могли славить Господа, — это для нас, обездоленных в то время, было великим подкреплением духовным. Но пути Божии неисповедимы, и, в частности, я имею возможность проповедывать Христову истину. Верю, что это дар Божий. В особенности в переживаемое время, когда многие не только отказываются от веры, но и открыто через прессу и радио критикуют ее. Благодарю Всевышнего, что Он укрепляет ее во мне. Ведь я первый актирован при неизлечимой болезни и, хотя чувствую себя не всегда хорошо, но все же живу и не могу обижаться на то, что приходится переживать всякие невзгоды. Даром Божиим считаю и то, что Он сподобил меня с истекшего года называться прадедушкой по прямой линии. Да, перевалило уже на седьмой десяток, и в этом году в праздник Св[ятых] Первоверховных Апостолов буду праздновать, если Бог позволит, 40-летие священства. Как же после этого не благодарить Вседержителя за то, что Он печется обо мне. Сколько смертей принесла война и последствия ее, а у меня, как во время войны, так и во все это время — все живы. Все это укрепляет меня на пастырском пути. Но довольно уже о себе.

Как же Вы, Владыка, чувствуете себя?

Как Ваше душевное настроение? Если найдете возможность, прошу ответить.

Для того чтобы не изгладилось в Вашей памяти представление обо мне, посылаю Вам мою фотографию в Вашей дарственной рясе.

Прошу Ваших Святых Молитв и Благословения.

Всегда благодарный протоиерей Василий Красников.

Почему на последнем Вашем конверте стоял штамп на марке «Москва»?

1.1.1960 г. Коптевка

автор статьи:
священник Антоний СЕМИЛЕТ

Cвятитель Афанасий (Сахаров). Фото из семейного альбома Красниковых
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut