«Надо проводить инвентаризацию не холодильника, а своей души»
Великий пост подходит к своему завершению. Самое время подвести небольшие итоги нашего постного странствования. Своими итогами, маленькими достижениями или неудачами, вдохновением и трудностями с нашей газетой поделились клирики и миряне епархии.
Иерей Александр Богдан: «Я постоянно напоминаю прихожанам, что пост – это время, когда надо проводить инвентаризацию не холодильника, а своей души, своего внутреннего мира, своих слов и т.д. Другим напоминаю, как надо правильно поститься, но скажу честно, что сам являюсь большим нарушителем поста. Вспоминаются слова Христа из Евангелия: «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3). А еще вспомнилось, как однажды на кухне мы с женой общались на разные темы:
- В нашей семье постится только Анечка, - произнесла моя Юля.
Ане тогда было три месяца, ничего кроме грудного молока она в рот не брала. Первое, что промелькнуло у меня в голове, что моя жена неправа (ну молоко же не постный продукт, а еще всплыли в памяти эпизоды из житий святых, когда преподобные в младенчестве отказывались по средам и пятницам от материнского молока).
- Просто она никого не осуждает, - добавила Юля.
А мне стало стыдно, что я взрослый человек, а пост толком не соблюдаю».
Александр Бабук: «В моей жизни пост стал точкой осмысления происходящих событий вокруг, но прежде всего, внутри меня самого. Я вырос в нецерковной семье, поэтому понятия поста до воцерковления мне было вообще неведомо. Но придя в Церковь, я понял, что во время поста начинаешь больше обращать внимание на мелочи. Как говорил известный писатель Н.С. Лесков, «человек познается в мелочах». Одной такой мелочью может, как ни странно, оказаться еда. Я могу сказать, что до воцерковления процесс приготовления пищи вообще был для меня целой проблемой. Пост же открыл для меня возможность приготовления пищи, изучение блюд. Оказалось, что поститься бывает приятно, но только в том случае, если ты сам хочешь извлечь из поста пользу. Кроме того, в пост человек экономит средства, которые потом может тратить их на добрые дела в помощь нашим ближним во Славу Божию.
Также я стараюсь в постные дни больше читать духовной литературы. Если в обычные дни у меня на столе лежат как духовные, так и художественные книги, то в дни поста я стараюсь переходить по большей части на духовные».
Владимир Жданов: «В моей жизни лично пост проходит очень тяжело. Сразу появляется большое количество искушений, с которыми именно в пост становится сложнее бороться. Нападки лукавого становятся все сильнее и чаще. В плане пищи пост обходится дороговато для семейного кошелька. Рыба и рыбные продукты дорогие, они не такие калорийные как мясо, и съедаются в большом количестве. Питаться в пост по уставу крайне тяжело, сразу отражается на общем самочувствии, именно в период поста я стараюсь принимать комплекс витаминов, чтобы поддержать организм».
Иерей Сергий Семашко: «Когда заходит разговор о посте, я почему-то невольно вспоминаю своё первое самостоятельное желание попоститься, возникшее где-то в 11-12 летнем возрасте. Это было неспроста… На День рождения батюшка мне, такому ребёнку, подарил томик «Добротолюбия». И вот, начитавшись увещеваний прп. Макария Великого, я твёрдо для себя решил, что буду поститься, чего бы мне это ни стоило и обязательно с ....!!! ....рыбной консервой и огурцами. Вторым по яркости воспоминания стал опыт первого семинарского поста, почти что монастырского... Тот пост "испортило" варёное яйцо... Насколько оно было вожделенным до еды, настолько сразу же стало и противным.
Шли годы, уже привыкнув вкушать постную пищу (вот только не уверен, можно ли было это назвать постом), я всё время ловил себя на мучительной мысли о том, что не просто осуждаю, а буквально негодую, когда вижу людей, не имеющих желание соблюдать пост, причины были не в счёт....И вот странное дело: не знаю точно, что случилось, что произошло внутри меня... в этом году, вступив в Великий Пост, я ПОСТОЯННО ловлю себя на мысли, что мне ЖАЛКО людей, которые не умеют, не могут, не привыкли к посту, хотя бы в телесном его проявлении. Их совсем не хочется осуждать, правда... Но ещё искреннее скорблю и жалею тех, кто так и не научился за все годы своей сознательной жизни с радостью и любовью относиться к великопостному богослужению».
Инга Сакута: «У гэтым годзе, на жаль, не атрымліваецца паўнавартасна пасціцца, паколькі я кармячая мама і абмежавацца поснымі стравамі не магу. Мужу аднаму, без кампаніі, таксама складана пасціцца, таму пост адносна ежы ў нашай сям'і не захоўваецца, апрача серады ды пятніцы. Ведаю, што посныя стравы - неад'емны складнік, але з досведу мінулых гадоў адзначу, што строгі пост у ежы не вельмі спрыяе майму духоўнаму росту, бо мне як жанчыне даводзіцца больш думаць пра тое, што прыгатаваць, каб не паўтарацца і ўсё такое. І гэта сапраўдная пакута. Але, дзякаваць Богу, адсутнасць поснага стала не перашкаджае нам удасканальвацца духоўна. Кожны дзень стараемся чытаць Біблію (вырашылі чытаць Прарока Ісаю). Таксама абмежавалі прагляд розных цікавых фільмаў, глядзім іх толькі ў выхадныя дні. Замест фільмаў у буднія дні стараемся больш увагі надаваць дзецям, асабліва старэйшай: пачытаць, памаляваць, пагуляць».
Мікалай Фядытнік: «Пост пачаўся, калі ў мяне і сям'і усё было добра. Таму спакойна пачаўся пост. Розніца паміж жыццём не ў пост і жыццём у пост з кожным разам змяншаецца. Таму у жыцці менш паблажак, а ў пост - больш. Харчовы бок не стварае праблемы. Дыета праходзіць нармальна. Шкада сямейных, бо ім трошкі цяжэй. Адмовіўся ад піва, бо вельмі люблю. Адмовіўся ад трэніровак на перыяд посту».
Юлия Приборович: «Говоря о своих первых шагах к Богу, я вспоминаю большое желание потрудиться: ограничить себя в чем-то, отказаться от того, что мне очень сильно нравится. Конечно же, поначалу все давалось с огромным трудом, но так сильно ощущалась Божья помощь и находились силы преодолевать все трудности. С годами к этому начинаешь привыкать: возникает чувство понимания поста только умом - это просто нужно сделать, - и механически выполняешь установленные правила, а через сердце не пропускаешь глубину. Если первоначально в сердце возникал вопрос: для чего же я это делаю?- то потом даже не задумываешься.
Для меня нынешний пост особенный: у меня впервые за несколько лет в душе появляется чувство любви к посту, так хочется направлять все свои усилия на исправление своей жизни, своих неправильных поступков, научиться больше любить и заботиться о своих родных и близких. А самое главное - это научиться быть искренней, чтобы не было лукавства в моих словах и поступках. Тяжело даются перемены в себе, иногда трудно бывает побороть греховные привычки, которые на протяжении многих лет накапливались, оседали и уже укоренились. Но от них могут вырасти новые, загрязненные плохими словами и мыслями, веточки. Иногда наступает чувство огорчения, когда ты понимаешь, что у тебя не совсем получается, и ты боишься не выдержать. И сразу же вспоминаешь: сколько Господь всего претерпел ради каждого человека, ради меня... Полагаясь лишь на свои силы, сложно исправиться, а, сделав усилие в воздержании в посте и прося в молитве помощи у Бога, все обязательно получится. Конечно, может быть не сразу, но спустя некоторое время обязательно. Надо всегда иметь в сердце искреннюю и твердую веру в то, что Господь всегда будет рядышком и никогда не оставит!»
Елена Сеньковец: «Если честно, то студенту очень тяжело поститься. Если утром хорошо не покушал, то считай целый день голодный проходишь. Потому что перебежки из корпуса в корпус утомляют и забирают много сил. Для меня на данный момент пост заключается в ограничении себя в весельи и прослушивании музыки. И самое главное, я считаю, это посещать все службы».
Денис Герасименко, студент 1-го курса Минской Духовной Семинарии: «В проживании поста есть трудности, но в тоже время есть внутреннее ощущение пользы.
Больше интереса появляется к духовному: посещению храма, чтению Святых отцов, больше внимания обращаю на свое поведение, яснее вижу свои слабости. Есть осознание необходимости поста, больше живости, радости, легкости, но бывают и трудные периоды.
В монастыре больше богослужений и они более продолжительные, что помогает лучше прочувствовать пост. Тут в Жировичах еще особая атмосфера, более спокойная, что тоже способствует большему сосредоточению».
Екатерина Гурпа: «Не надоело ли мне поститься каждый год?
Однозначно ответить сложно. В какой то момент тело даже просит поста, но на последней неделе поста телу уже трудновато поститься. В этом году пост дается тяжелее, чем в прошлые годы. Раньше я жила в общежитии, где было достаточно сложно следить за своим режимом, и я позволяла себе послабления (не в еде, а в общем, в жизни). Сейчас место проживания изменилось коренным образом, что помогает более внимательно следить за внутренней жизнью. И это оказалось гораздо сложнее, чем просто ограничение себя в еде. Пыталась перестать осуждать. В первый же день - полный провал, коллапс и катастрофа. А пост только начался...»
Олег Кваченко: «Для меня пост - это, прежде всего, смирение, покаяние в своих грехах и борьба со страстями. Как и любой труд, работа над собой тяжела, но осознание того, что ты сделал себя капельку лучше, доставляет искреннюю радость. Возможно, кому-то и надоедает поститься каждый год, но я думаю, это вызвано неправильным подходом и осознанием данной религиозной традиции. Лично для меня, время Великого поста в этом году принесло столько радостей, во многом благодаря посещению храма и окружающим меня людям (прихожанам, родителям, священнослужителям). Мне удалось изменить себя в лучшую сторону и приблизиться к дарованным нам истинам. Так что пост для меня действительно приятное событие, и я благодарен Господу за дарованную мне возможность и силы в это время!».
Ольга Агапонова: «У нас совместная жизнь с мужем только началась, поэтому наш пост - это семейное дело. Но поскольку каждый до женитьбы постился по-особому, по-своему, то на пути совместного поста встречаются некоторые трудности. Мы как бы немного искушаем друг друга - мы сами искушаемы. Один добавит в кашу немного молока, например, а другой уже внутри себя ведет борьбу против осуждения, или сам боится не сдержаться. Да и дело не совсем в качестве еды, а в количестве и в желании насытить свое чрево. Бывает, проснешься утречком и первая мысль: "Сейчас картошку с капустой поем"... А потом Ангел-хранитель дает сигнал: "Стоп, а молитва?!". Или вкушаешь пищу и понимаешь, что уже насытился, а все равно продолжаешь есть. Вот такого рода невоздержание, нетерпимость голода (в малых количествах) проецируется потом на все, что вокруг: на родных людей, на профессиональную деятельность и т.д. Становишься несдержанным, требовательным. Поэтому пусть и говорят, что, мол, главное, ближнего своего не ешь, но все-таки прямая связь между духовным и телесным есть. Еда имеет значение.
А когда мы выходим на финишную прямую - на последние недели поста - дышать уже легче. Мы уравняли свои силы, мы вместе отказались от того, от чего могли отказаться... Это о еде. Ну, естественно есть и программа минимум в каждом посте насчет иных страстей... Аскетизм при работе за компьютером. Поэтому можно выбрать пару часов в день и посвятить их внутрисетевому пространству. И самое главное - молитва. Постоянная и живая».