«Почитая Белорусских святых, мы чувствуем свою сопричастность Вселенской Церкви»
В этом году Белорусская Православная Церковь отмечает 30-летие со дня установления празднования Собора всех Белорусских святых. О смысле этого празднования и об изменениях, произошедших в жизни нашей Церкви за эти 30 лет, мы побеседовали с тремя гродненскими священниками: секретарем Гродненской епархии протоиереем Анатолием Ненартовичем, благочинным город Гродно протоиереем Александром Велисейчиком и координатором работы отделов Гродненской епархии протоиереем Александром Болонниковым.
Протоиерей Анатолий Ненаротович
-Почему, как Вам кажется, 30 лет назад было так важно добавить в церковный календарь день памяти белорусских святых?
По одной простой причине: для того, чтобы люди, которые живут в Беларуси, знали своих святых. Это самая главная задача. И одновременно это одна из самых главных наших проблем – мы мало знаем своих святых. Во многом мы утратили ту духовную основу, на которой, собственно, и строится жизнь любого государства, любого народа.
Духовная составляющая – это первооснова, на которой и должны строиться все остальные составляющие жизни народа: и экономические, и политические, и сфера международных отношений.
Забывающие свою историю подобны дереву со слабым корнем. С виду оно кажется большим и цветущим, но при ветре или засухе оно, не имея прочной основы в корнях, погибает или от недостатка влаги, или от напора ветра. Но у нашего народа есть очень глубокие духовные корни. Поэтому мы благодарим Бога за тех великих подвижников духа, которые созидали духовный фундамент жизни нашего народа, нашу культуру. Мы должны быть благодарны и Высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету, который 30 лет назад инициировал установление этой памяти и тем самым помог всем нам более глубоко осознать духовное единство нашего народа со святыми, просиявшими на нашей земле.
-Не противоречит ли подобное выделение национальных святых единству Церкви?
- Почитание сонма святых нашей земли не есть некое новшество. Мы знаем, что есть дни памяти соборов русских святых, сербских святых, святых разных земель.
Разумеется, в Царствии Небесном нет разделения на нации. Все верные из разных народов предстоят престолу Господню. Через почитание тех святых, которые подвизались на землях Беларуси, мы наоборот чувствуем свою сопричастность Вселенской Церкви. Мы благодарим Господа, что Он и на нашей земле, в среде нашего народа зажег свет святости в Своих верных сыновьях и дочерях. Что же здесь может угрожать единству церковного сознания? И не теоретические размышления, а наш с вами опыт показывает, что это нисколько не мешает единству Церкви.
Наоборот, каждый народ находит свою частицу, свой удел в большом и едином пространстве соборной Церкви. Каждый народ вносит свою уникальную черту в церковное многообразие. Ведь единство Церкви не означает ее монотонности и одинаковости.
-Приемлемо ли для Вас такое выражение: «Белорусские святые - это белорусские национальные герои»?
Сам по себе термин «национальный» имеет неоднозначный исторический и идеологический контекст.
Тут нужно было бы уточнять, что мы понимаем под «национальным»… Но не о том ведь разговор.
Я скажу так. Каждый из сонма белорусских святых по праву может носить наименование героя нашего народа. Но, к сожалению это пока не так общепризнанно. Я часто слышу о том, что нам как народу, необходимо найти свои идеалы, своих национальных героев, сформировать идеологию и т.д. Но мне кажется, что для этого достаточно просто вернуться к своим корням, вспомнить своих белорусских святых - мы там найдем благородных князей, удивительных аскетов, просветителей, преданных прежде всего Христу, а также своему народу. Поэтому мы именно здесь должны искать для себя основы духовности. В этом сонме святых каждый для себя может найти тот образец святости, которому мы могли бы подражать в нашей жизни.
-Есть ли среди всего сонма белорусских святых тот, кто Вам ближе всех остальных?
-В данный момент мои взоры обращены к младенцу Гавриилу Белостокскому.
Бывая на праздновании дня св. мл. Гавриила в Польше, я вижу, насколько православные поляки и белорусы почитают святого младенца. Вижу, как они дорожат тем, что им возвращены мощи, я вижу насколько это сплачивает прихожан, православную молодежь. И я вижу очень часто, как люди в своих молитвах прибегают к его благодатной помощи.
Сегодня все это тоже очень близко для меня по личным причинам.
Я также обращаюсь к младенцу-мученику за его благодатной помощью и постоянно убеждаюсь: молитва к нему является тем средством, которое может уврачевать любую болезнь, утешить в скорби и дать надежду.
-Вы являетесь настоятелем храма, построенного в честь Собора Белорусских святых. Чувствуете ли Вы в своем служении реальное присутствие и помощь этих святых?
- С того момента, как я получил благословение заниматься организацией общины и строительством храма в честь Собора Всех Белорусских святых, для меня стало ясно, что прежде всего я сам должен постараться обратить свои молитвы к этим святым.
Это же касается и каждого члена прихода. Мы не просто строили храм, а потом ближе к концу, придумали, как его красиво назвать. Для нас это имя не является простым самообозначением. Это уже наш образ жизни и служения. Жизни вместе с этими святыми
Протоиерей Александр Велисейчик
- В чем, по-вашему, состоит важность почитания Собора Белорусских святых? И не противоречит ли такое выделение национальных святых единству Православия, принципу наднациональности Церкви?
Почитание Собора Белорусских святых, как и почитание любых других святых состоит в молитвенном обращении к ним, к изучению их подвигов и трудов. Такое выделение святых по национальному признаку не раздробляет Церковь, а говорит о желании народа быть Народом Божиим
- Можно ли назвать белорусских святых белорусскими героями или такое сравнение неуместно или некорректно?
Конечно, можно назвать святых героями. Ведь слово "подвижник" происходит от слова "подвиг". И возрождение Церкви и веры произошло их молитвами и кровью, а не нашими слабыми усилиями
- В этом году Церковь отмечает 30-летие со дня установления празднования Собора Всех Белорусских святых. Как это событие повлияло на прошедшие 30 лет жизни Белорусского Экзархата?
Думаю, что установление этого праздника в далеком 1984 году было первой ласточкой будущего расцвета Белорусской Православной Церкви при Владыке Филарете: устроение Экзархата, возрождение семинарии, открытие академии, умножение епархий и т.д.
- Кто из белорусских святых ближе Вам, чем остальные? Чья жизнь служит для вас вдохновляющим примером и ориентиром?
Для всех нас, наверное, ближе всего преподобная Евфросиния Полоцкая, много потрудившаяся в деле христианского просвещения нашего народа. Лично мне дорог образ святителя Кирилла Туровского, в честь которого освящен домовой храм нашего прихода и имя которого носит мой младший сын, а также священномучеников Валериана Новицкого и Петра Грудинского.
Протоиерей Александр Болонников
- В чем, по-вашему, состоит важность почитания Собора Белорусских святых? И не противоречит ли такое выделение национальных святых единству Православия, принципу наднациональности Церкви?
Почитая Собор Белорусских святых, мы никоим образом не противопоставляем их сонму подвижников Вселенской Церкви.
Скорее наоборот – этим торжеством мы подчеркиваем соборный принцип Вселенской Церкви. Почитание собора белорусских святых является совершенной традицией общецерковного почитания святых угодников Божиих: «в памяти вечной будет праведник» (Пс.111,6), - так утверждает богодухновенный пророк Давид. Совершенно идентичным будет ответ, если спросить, почему мы почитаем святого Георгия Победоносца или святого Павлина Могилевского.
Эта традиция находится в полном соответствии Новозаветного контекста слов Христа: «Кто принимает вас, принимает Меня». (Мф 10,40). В другом месте Евангелия (Мф. 10,41) Христос указывает: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника».
Именно этот соборный принцип Церкви обнаруживает ее наднациональный характер.
Апостол Павел говорит, что во Христе «нет ни Эллина, ни Иудея» (Кол. 3:11). Если мы посмотрим внимательно в жизнеописание белорусских святых, то мы сможем увидеть среди этого собора как собственно белорусов по происхождению, так и святых покровителей Белорусского края, происходивших из других народностей. Через их подвиг верности Христу и своему земному отечеству мы обязаны поучиться хранению мира здесь, в своем земном уделе, для достижения горнего отечества.
- Можно ли назвать белорусских святых белорусскими героями или такое сравнение неуместно или некорректно?
Идеалом святости является Господь Иисус Христос. Можно ли назвать Его героем? В соответствии с современным восприятием этого слова – вряд ли.
Когда Христос входил в Иерусалим, его встречали именно как героя, т.е. как предводителя (именно таков буквальный смысл этого греческого слова).
Но Христос отверг это. Поэтому, на мой взгляд, святые нашей Церкви не являются героями в секулярном смысле этого слова. В их подвигах совершенно низвергнут принцип геройской гордыни. Их предводительство звучит как призыв к преодолению земной, человеческой славы.
- В этом году Церковь отмечает 30-тилетие со дня установления празднования Собора Всех Белорусских святых. Как это событие повлияло на прошедшие 30 лет жизни Белорусского Экзархата?
Самое главное в прославлении Собора Белорусских святых - это утверждение доступности святости для каждого человека.
Благодаря прославлению белорусских святых каждый из нас должен почувствовать призыв Христов “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф.5: 48), обращенный к своей личности.
Подвиги белорусских святых показали, что это совершенство достигается и в Иерусалиме, и в Афинах, и в Полоцке, и в Ярославле, и в Турове, и на Гродненщине.
И нет оправдания отказывающемуся от пути богоуподобления.
- Кто из белорусских святых ближе Вам, чем остальные? Чья жизнь служит для Вас вдохновляющим примером и ориентиром?
Считаю этот вопрос некорректным. Каждый день нашего календаря освящен памятью того или иного святого. За каждым именем стоят величайшие подвиги, будь то мученичество или просветительство, пустынное уединение или юродство. И каждый день мы обращаемся к молитвенному ходатайству того или иного святого за нас перед Богом. Когда я думаю о своей малой родине, мне очень близки святая преподобная Манефа Гомельская и святой праведный Иоанн Кормянский. Когда я размышляю о Пасхе Господней, то всегда вспоминаю святителя Кирилла Туровского и пасхальные гомилии. А что больше может укрепить нашу веру, чем исповеднический подвиг святых мучеников недавнего 20-го века: прмч. Серафима Шахмутя, свмч. Валериана Новицкого, свмч. Владимира Пастернацкого и многих других. И все они, а вместе с ними и мы – единая святая, соборная и апостольская Церковь.
Беседовал диакон Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ