Главная » Библиотека » Публикации » Памяти преосвященного митрополита Пантелеимона (Рожновского)

Памяти преосвященного митрополита Пантелеимона (Рожновского)

Памяти преосвященного митрополита Пантелеимона (Рожновского)Преосвященный Пантелеимон (в миру Павел Рожновский) родился 27 октября 1867 г. в Витебской губернии. Павел был сыном шталмейстера Двора Его Величества Рожновского, предки которого были выходцами из Польши, и принадлежали к старой известной фамилии. Окончив реальное училище в Новгороде, а затем Николаевское инженерное училище в Петербурге, получив звание офицера, отслужив стаж и выйдя в запас, он был избран губернским предводителем Симбирского Дворянства. В этой губернии у него было крупное земельное владение, которое он получил в наследство от отца. Высокий, почти двухметрового роста, с военной выправкой, в богатом мундире, он производил впечатление на своих современников. Никто и не подозревал, что этот блестящий во всех отношениях богатый дворянин находился в духовных исканиях.

Вскоре он оставляет светские чины и звания и поступает в Казанскую духовную академию вольнослушателем. 15 сентября 1897 г. пострижен в монашество в Казанском Спасо-Преображенском монастыре с именем Пантелеимон и рукоположен в иеромонаха. Отказавшись от всего мирского, будущий святитель выбрал служение и подвиг на Ниве Христовой.

В 1898 г. иеромонах Пантелеимон назначен настоятелем Мироносицкой пустыни, что в Казанской епархии. В 1900 г. возведен в сан игумена. В 1904 г. настоятель Загадаевского монастыря во имя св. Иоанна Милостивого Волынской епархии в сане архимандрита.

В 1905 г. назначен настоятелем Витебского Свято-Троицкого монастыря. 2 июня 1913 г. был хиротонисан в викарного епископа Двинского. Хиротония состоялась в Успенском соборе г. Витебска, чин совершили епископ Полоцкий Владимир вместе с другими иерархами.

После неё владыка избрал местом своего пребывания Полоцкий Свято-Богоявленский монастырь. Прекрасный проповедник, чувствовавший призвание к миссионерской деятельности, он много и усердно потрудился на поприще благовестия Истины Христовой, обращаясь со словом Божиим не только к православным верующим, но также к старообрядцам и евреям.

Посетив в 1915 году г. Дриссу, епископ Пантелеимон по приглашению местного еврейского населения совершил неординарный поступок, побывав в синагоге. «Несмотря на дождь, евреев собралось очень много. При входе в синагогу Преосвященного встретили с двумя свитками священной Торы, причём один из евреев сказал краткую приветственную речь. Владыка взошёл на возвышенное место, находящееся посреди синагоги... Началось моление за Государя... Затем Владыка обратился к собравшемуся еврейскому народу с продолжительным словом-беседою... Речь Владыки была выслушана при глубокой тишине, и, видимо, с большим интересом...».

Викарным епископом владыка Пантелеймон оставался до 1917 г., пока не переехал в Киев, где служил на протяжении года. Принимал участие во Всероссийском Поместном соборе 1917-1918 гг. Затем служил в Каменец-Подольске, а в 1919 г. переехал в Вильно. В 1920 г. владыка Пантелеимон назначен патриархом Тихоном епископом Пинским и Новогрудским.

В марте 1921 года по условиям Рижского мирного договора многострадальная Белоруссия подверглась разделу между Польшей и Советской Россией. Её западная часть вошла в состав Второй Речи Посполитой, а восточная оказалась в пределах СССР. С этого времени жизнь духовенства и мирян Православной Церкви по разному складывалась в пределах вышеназванных государств.

Оказавшись в составе Польши после революционных потрясений 1917 года, православное население Западной Белоруссии распределилось по трём епархиям. Виленскую возглавлял архиепископ Елевферий (Богоявленский), Гродненскую − Владимир (Тихоницкий), Пинскую − Пантелеимон (Рожновский). В Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре проживал епископ Сергий (Королёв), не получивший от польского правительства разрешения на занятие какой-либо кафедры.

В 1922 году по приглашению польских властей в Варшаву приехал архиепископ Георгий (Ярошевский), возглавивший православных жителей Польши. Вместе с епископом Кременецким Дионисием (Валединским), потворствуя домоганиям поляков, он взял курс на провозглашение автокефалии местной Православной Церкви.

В этом же году в Варшаве был созван архиерейский собор, на котором обсуждался вопрос о создании автокефальной Польской Православной Церкви.

Этот курс регламентировался так называемыми «Временными Правилами», изданными 30 января 1922 года министерством исповеданий Польши. Главный смысл «Временных Правил» для польских политиков заключался в удержании синодально-консисторского управления Церковью, то есть в недопущении развития в Ней соборного начала.

«Временные Правила» вызвали крайне неприязненное отношение со стороны большинства архиереев, духовенства и мирян. В Вильно и Гродно прошли епархиальные собрания, участники которых осудили стремление Георгия (Ярошевского) провозгласить автокефалию. Тогда на её противников польские власти воздвигли гонения.

Владыка Елевферий был заключён на четыре месяца в римо-католическом монастыре отцов камедулов в Кракове, а затем выслан в Каунас, где возглавил православных верующих, проживавших в пределах новообразованного Литовского государства.

Епископа Владимира (Тихоницкого) заточили в Дерманский католический монастырь, а затем выслали из Польши в Чехию без документов и денег.

Епископа Сергия (Королёва) без всяких средств к существованию также насильственно вывезли в Чехию.

Епископа Пантелеимона (Рожновского) заточили в полуразрушенный Мелецкий монастырь на Волыни, а позднее перевели в Жировицы, в котором он находился до 1939 г.

Осенью 1924 года в нарушение канонических правил Константинопольский Патриарх Григорий VII издал томос о даровании Православной Церкви в Польше автокефалии. При жизни Патриарха Тихона этот томос обнародовать не посмели и только после кончины Святейшего, 15 апреля 1925 года Синод Православной Церкви в Польше объявил местную Церковь автокефальной.

Дальнейшая политика властей Второй Речи Посполитой была направлена на всемерное ослабление позиций Православия.

В результате вторжения 1 сентября 1939 года в Польшу немецких войск Вторая Речь Посполитая прекратила своё существование. К 25 сентября Западная Белоруссия была занята перешедшей в свою очередь в наступление Красной Армией. Гродненский епископ Савва (Советов) и викарий Виленской епархии Матфей (Семашко), опасаясь преследований со стороны новых властей, уехали на запад. На своих кафедрах остались архиепископы: Виленский Феодосий (Феодосьев) и Пинский Александр (Иноземцев).

В отличие от Восточной Белоруссии, где церковная жизнь была совершенно разрушена, в западной её части к моменту прихода Красной Армии она находилась в достаточно организованном состоянии. В пределах Виленской, Гродненской и Пинской епархий действовало около 800 храмов и пять монастырей.

Вскоре после изгнания из Западной Белоруссии поляков в права Гродненского епархиального архиерея вступил архиепископ Пантелеимон (Рожновский), проживавший на покое в Жировицком Свято-Успенском монастыре. Указом Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) от 17 октября 1939 года владыка Пантелеймон был назначен Экзархом Московской Патриархии над всеми новоприсоединёнными тогда территориями и утверждён в качестве архиепископа Пинского и Новогрудского, но вскоре освобождён от обязанностей Экзарха (июль 1940) и назначен правящим архиереем новообразованной Гродненско-Вилейской епархии, насчитывавшей 307 приходов. Город  Вильно был передан в октябре 1939 г.  Литве. Испытывая затруднения в окормлении столь обширной епархии, он исходатайствовал разрешение на посвящение в викарные епископы архимандрита Жировицкого Свято-Успенского монастыря Венедикта (Бобковского), занявшего кафедру в Бресте. Его хиротония состоялась в Москве 30 марта 1940 года.

Новым Экзархом для Западной Белоруссии и Западной Украины, вместо владыки Пантелеимона, был утверждён архиепископ Волынский и Луцкий Николай (Ярушевич). Из белорусских в состав Экзархата вошли две епархии: Гродненско-Вилейская и Пинско-Полесская.

Вскоре вновь началась война. 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы СССР. На седьмой день войны (28 июня) немецкие войска захватили Минск. К началу сентября 1941 года ими была оккупирована вся территория Белоруссии. В истории нашей Родины открылся очередной трагический период.

Война пробудила церковную жизнь в Восточной Белоруссии, сбросив с неё покров немоты. Центром возрождения этой жизни стал Минск. Руководствуясь соображениями политического характера, немецкие оккупационные власти не препятствовали открытию православных храмов, ранее закрытых большевиками, рассчитывая таким образом заручиться поддержкой местного населения, в большинстве своём негативно относившегося к большевикам за проводимую ими политику в отношении Православной Церкви. Немецкие фашисты также не питали никаких симпатий к Церкви, но понимая какой авторитет Она имеет в глазах народа, не препятствовали Её деятельности в тех рамках, которые были выгодны им с точки зрения политической конъюнктуры.

Вместе с немцами в Минск приехал иеромонах Владимир (Финьковский), одно время являвшийся личным секретарём архиепископа Виленского Феодосия (Феодосьева), а с 1935 года служивший настоятелем храма в Пружанах. Первое богослужение в Минске он совершил в июле 1941 года в Спасо-Преображенской церкви былого женского монастыря. Затем освятил городские храмы Святой Марии Магдалины и Святого Александра Невского. В сообщении СД от 21 сентября 1941 года говорилось, что «он является лучшим пропагандистом для германской стороны, так как его богослужения всегда содержат благодарственные слова фюреру. В своей комнате о. Финьковский повесил портрет Гитлера и разъяснял верующим, что Белоруссия никогда не должна быть самостоятельным государством, а всегда оставаться под германским господством».

Подобного рода деятельность вызвала недовольство архиепископа Пантелеймона (Рожновского), проживавшего в Жировицах. Через посредство своего викария епископа Брестского Венедикта (Бобковского), а также при деятельном участии активно сотрудничавшего с немцами белорусского националиста Радослава Островского владыке Пантелеимону удалось договориться с немецкими властями о признании его главой Православной Церкви в Белоруссии при том условии, что он примет курс на объявление автокефалии местной Церкви.

В октябре 1941 г. последовало возобновление Минской епархии. Впервые в истории Беларуси Православная Церковь официально в акте православной иерархии была названа «Белорусской». Немецкие власти признали митрополита Пантелеимона главой Белорусской Православной Церкви с титулом «митрополит Минский и всея Беларуси».

Однако, как показало развитие событий, митрополит Пантелеимон (Рожновский) остался стойким приверженцем канонического единства Белорусской Церкви и Московского Патриархата и дал согласие на провозглашение автокефалии только в случае признания её со стороны Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского), который на подобный шаг никогда бы не пошёл; а также при условии согласия других Предстоятелей Поместных Церквей, что было немыслимо в обстановке военного времени.

23 ноября 1941 года будучи уже в сане митрополита Минского и всея Белоруссии, владыка Пантелеймон в сослужении с епископом Венедиктом хиротонисал в Жировицком Свято-Успенском монастыре нового архиерея - в недавнем прошлом архимандрита Филофея (Нарко). Вместе с ним 30 ноября 1941  года митрополит приехал в Минск.

Прибыв в Минск, он после продолжительной судебной волокиты сумел добиться от немецких властей удаления из Белоруссии иеромонаха Владимира (Финьковского), незаконно присвоившего себе чуть ли не архиерейские полномочия. После немалых препирательств самозванец вынужден был перебраться в Варшаву.

Здесь же, в Минске, владыка Пантелеймон встретился с двумя миссионерами, ещё в августе 1941 года по его благословению выехавшими из Жировицкого монастыря с заданием заняться предварительной организацией церковноприходской жизни в тех местах, где она была разрушена в довоенный период. Этими миссионерами были архимандрит Серафим (Шахмуть) и священник Григорий Кударенко. Из Жировиц в Минск они добирались на лошадях и при этом объехали (а местами и обошли) множество селений. В каждом из них миссионеры собирали от верующих прошения на имя напутствовавшего их в дорогу архиерея с просьбой об открытии приходских церквей, везде осматривали сохранившиеся церкви, совершали в них богослужения, избирали строительные комитеты для ремонта храмов, крестили детей, отпевали усопших, неустанно проповедывали людям Слово Божие.

Знаменательным событием в жизни Белорусской Православной Церкви явился Собор Епископов, проходивший в Минске 3 и 9 марта 1942 года под председательством митрополита Пантелеимона. В нём участвовали епископы Венедикт и Филофей. С совещательным голосом на Соборе присутствовал архимандрит Афанасий (Мартос).

В связи с вхождением Гродненщины в пределы Восточной Пруссии, Собор принял решение о создании автономной Гродненской епархии с назначением на неё в качестве правящего архиерея владыки Венедикта с титулом архиепископа Белостокского и Гродненского.

Кроме того, решением Собора в Белоруссии были открыты епархии, которых согласно уставу насчитывалось 6: Витебско-Полоцкая, Белостокско-Гродненская, Минско-Вилейская, Могилевско-Мстиславская, Новогрудско-Барановичская и Смоленско-Брянская, позже была создана Гомельско-Мозырская кафедра.

Собор принял статут Православной Белорусской Церкви, в соответствии с которым его участники избрали Священный Синод во главе с митрополитом Пантелеимоном. В состав Синода вошли: возведённый в сан архиепископа и назначенный заместителем митрополита Филофей (Нарко), архиепископ Венедикт (Бобковский), и как кандидат, епископ Афанасий (Мартос). Заседание Синода началось сразу же после окончания Собора. На нём был создан Учебный Комитет, который возглавил владыка Афанасий. Ввиду острой нехватки кадров духовенства предполагалось открыть краткосрочные пастырские курсы в Минске, Гродно и Жировицах. В конце заседаний Синода митрополит Пантелеимон объявил присутствующим скорбную весть о том, что под давлением немцев он вынужден передать управление Минской епархией владыке Филофею, а сам будет заниматься общими делами митрополии. Это решение митрополиту навязали немецкие власти, окончательно убедившись в том, что он не желает проводить угодную им политику автокефалии.

В условиях оккупации территория Белоруссии была разделена немцами на несколько зон, передвижение между которыми для местного насления, а также духовенства, было крайне затруднено. Центральная часть страны (Минщина) входила в состав Генерального Комиссариата «Беларусь» во главе с Вильгельмом Кубе. Гродненщина была подчинена Пруссии. Витебщина и Могилёвщина находились в прифронтовой полосе, пребывая в ведении военной администрации Вермахта. Полесье и Брестчина были включены немцами в состав рейхскомиссариата  «Украина». Это разделение территории Белоруссии создавало немалые трудности в деле управления церковной жизнью, протекавшей в ней.

По имеющимся на сегодня сведениям, за годы войны советскими партизанами в Белоруссии было убито 42 православных священника.

Большую опасность для православного духовенства Западной Белоруссии, наряду с советскими партизанами, представляли также польские формирования «Армии Краевой», так называемые «аковцы».

К 1943 году примерно 60% территории Белоруссии контролировали советские партизаны. Многие представители духовенства, проживавшие в сельской местности, в той или иной форме (медикаментами, продовольствием, выдачей фиктивных справок, предоставлением необходимых разведданных) оказывали им поддержку.

В обстановке поистине адских преследований, обрушившихся на духовенство  Белоруссии с самых разных сторон,   митрополиту Пантелеимону предстояло  самоотвержено  исполнять свой пастырский долг и меньше всего  заботиться об объявлении пресловутой автокефалии,   к которой настойчиво   подталкивали местных епископов немцы и крайние,  фанатично настроенные белорусские националисты.

За сопротивление им 2 июня 1942 года митрополит Пантелеимон был фактически арестован и заключён сотрудниками СД в Ляданском Благовещенском монастыре под Минском, а позже под присмотром агентов тайной полиции перевезён в Вилейку. Его поселили в доме, размещавшемся рядом с местным отделением СД и он вынужден был каждый день посещать это отделение и регистрироваться в нём.

Крестное бремя управления Православной Церковью в Белоруссии принял на себя архиепископ Филофей (Нарко).

30 августа 1942 года в Минске в Спасо-Преображенском храме бывшего женского монастыря, который служил в годы войны кафедральным собором, под председательством владыки Филофея открылся так называемый «Всебелорусский Православный Собор», который должен был провозгласить автокефалию. В его заседаниях приняли участие делегаты только от двух епархий: Минской и Новогрудской, всего 109 человек. От Гродненской, Витебской, и Могилёвской епархий никто не прибыл, поэтому называть Собор «Всебелорусским» можно лишь условно. Смоленскую епархию представлял один епископ Стефан (Севбо).

Собор утвердил новый статут для Белорусской Православной Автокефальной Церкви, 113-й параграф которого гласил, что: «каноническое объявление автокефалии последует после признания её всеми автокефальными Православными Церквами». На Соборе был принят текст соответствующих писем на имя Предстоятелей Поместных Церквей. Согласно канонам, эти письма, как Глава местной Церкви, должен был подписать митрополит Пантелеимон, но он находился в заключении и сделать этого не мог. Только в марте 1943 года после неоднократных просьб со стороны владык Филофея, Афанасия и Стефана ему разрешили вернуться из заточения в Минск и он подписал эти письма. Их передали немцам, однако в условиях неразберихи военного времени они, скорее всего, так и не дошли до адресатов, а если и дошли, то никакой реакции на них от Глав других Церквей не последовало. Таким образом акция немцев и их приспешников потерпела полное фиаско.

В середине мая 1944 года в Минске прошёл Собор   епископов,   на  который прибыли все архиереи,   служившие в Белоруссии. В его   работе принял участие даже владыка Александр   (Иноземцев),   приехавший в Минск в качестве гостя Радослава Островского. Собор  был созван по  требованию немцев с тем, чтобы местные иерархи высказались против возведения в сан Патриарха Московского и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского), что   они и вынуждены были совершить,   приняв соответствующее постановление,   имевшее чисто пропагандистский характер. В то же время в специальном меморандуме Собор осудил вмешательство в дела Церкви марионеточного правительства немцев под названием «Беларуская Цантральная Рада» (создана в конце 1943 года) и поставил под сомнение легитимность автокефалии,   формально объявленной в августе 1942 года. На этом Соборе митрополиту Пантелеимону был присвоен титул «Его Блаженство», с правом ношения им двух панагий и предношения креста. Летом 1944 года вся территория Белоруссии была освобождена от немецко-фашистских захватчиков советскими войсками.

Несмотря на наисложнейшую обстановку военного времени за четыре года (1941-1944) в Восточной Белоруссии возобновили свою деятельность 306 православных храмов и сан священника приняли 213 человек. Это стало возможным благодаря тому, что в значительной части белорусского народа, несмотря на репрессии довоенных лет, сохранялась глубокая религиозность, животворившая его веру в Бога. Ко времени новых массовых гонений на Православную Церковь, инициированных в конце 50-х годов Хрущёвым, эти восстановленные храмы, объединявшие вокруг себя около трёхсот общин верующих, в немалой степени позволили выстоять пастырям и пастве в годину очередных жестоких испытаний.

В июле 1944 г., опасаясь преследований со стороны большевиков, в Германию выехали все белорусские епископы во главе с митрополитом Пантелеимоном.

По окончании войны, митрополит Пантелеимон возглавил белорусские приходы в лагерях Ди-Пи (лагеря для беженцев), присоединившись в 1946 г. со всем белорусским епископатом к Синоду Русской Православной Церкви за границей.

С октября 1947 г. он жил в лагере Шлейсхайм возле Мюнхена. Перед своей кончиной митрополит Пантелеимон переехал жить в Мюнхен на Маверкирхенштрассе.

Жалкую и тяжелую долю так называемых Ди-Пи полностью разделил в лагерях митрополит-старец, оставшись до конца жизни в этом звании. Всё его духовное внимание было сосредоточено на исповедании Церкви Христовой. Его мысль, несмотря на 83 года, была до последних часов ясной, простой и деятельной. Престарелый святитель ежедневно, до последнего дня жизни, присутствовал на богослужениях, горячо молясь за страждущую Церковь Русскую, а за пять дней до смерти совершил архиерейским чином свою последнюю Божественную литургию. Владыка Пантелеимон умер 30 декабря 1950 г. на 84-м году жизни. Тело его привезли в лагерь Ди-Пи Шлейсхайм и положили в церкви. На отпевание собралось очень много священников со всех лагерей Ди-Пи Германии. Похоронен на Фельдмохенском кладбище в Мюнхене.

Подготовил Александр СОРОКОПЫТ

Список использованной литературы:

1. Дорош, Н.И. Православный Гродно / Н.И. Дорош. − Гродно, 2000. − 266 с.

2. Кривонос, Феодор (священник) Белорусская Православная Церковь в XX столетии: спецкурс лекций для Минской Духовной Семинарии / Ф. Кривонос. – Минск: ВРАТА, 2008. – 255 с.

3. Правящие архиереи Минской епархии 1793-2003 гг. / Авторы-составители: Коржич Н., иерей; Кривонос Ф., иерей; Шейнин Г.Н. − Мн.: Свято-Петро-Павловский собор,   2003. - 192 с.

Памяти преосвященного митрополита Пантелеимона (Рожновского)
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut