Главная » Библиотека » Публикации » Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)

Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)

История города Скиделя, расположенного приблизительно в 30 км. от Гродно, берет свое условное начало с 1508 г. Хотя образование Скидельского княжеского двора исследователи относят к времени князя Витовта (1390-1430 гг.)[1]. То есть наш Скидель – древний. А раз так, то у каждой древности есть свои тайны. В данном случае речь идет о Скиделе православном.

Когда появился в Скиделе первый православный храм сложно сказать. Но наверняка тогда же, когда и сам город. О том, что такое предположение может быть вполне реальным, мы судим из статьи, упоминаемой археологом Покровским, за 1817 г. в «Виленском еженедельнике» публициста, историка, военного инженера Теодора Нарбута[2], который в 1807 г. сам побывал в Скиделе и случайным образом обнаружил надпись на бревне, использовавшемся под скамейку близ храма. 

Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)

Надпись свидетельствует, что в 1553 г. некий Варфоломей крестил Ятвягов.

Сам Нарбут предположил, что найденное бревно было частью старинного храма, где и было совершено таинство. В 1810 г. ученому сообщают, что подобные надписи обнаружили и на стенах тогда существовавшего деревянного Покровского храма[3]. О чем говорит этот факт? В первую очередь, что современный Нарбуту скидельский храм был построен на месте старинной церкви и из ее пригодных к строительству остатков материала. Эта церковь, как о том пишет епископ Иосиф, была воздвигнута местным войтом Павлом Казекою в 1650 г.[4].

Не сложно представить, в каком состоянии мог находиться деревянный храм, которому было уже 200 лет. Время безжалостно к святыне. Второй храм в местечке Скидель к 1840 г., как о том говорят архивные данные[5], нуждался в ремонте. Тогда составили даже смету на починку крыши храма, и скорее всего к 1841 г. реализовали[6]. Спустя 11 лет эта смета станет актуальной и будет учтена в уже капитальном ремонте старой деревянной ветхой скидельской церкви.

31 января 1851 г. за входящим номером 91 в Гродненское губернское правление поступил отзыв местного скидельского владельца-князя Константина Четвертинского. В нем он призывал правление из-за ветхости храма к «капитальной перестройке». Правление рассмотрело отзыв 27 апреля и приняло решение просить Гродненскую губернскую строительную комиссию командировать в Скидель искусственного чиновника. Он должен был произвести осмотр храма и составить смету ремонтных работ[7].

Дело о составлении сметы затянулось. Только 25 января уже 1852 г. помощник архитектора С.Кулаковский докладывает о том, что смета готова, и он ее прилагает для дальнейшего рассмотрения в Строительной комиссии[8]. 16 февраля 1852 г. Строительная комиссия, после тщательной проверки и освидетельствования, перенаправила за № 128 смету в Губернское правление[9]. Однако правление, приняв во внимание просьбу губернатора от 25 марта, одобрило отзыв преосвященного Игнатия, епископа Брестского по поводу необходимых ремонтных работ. В его списке важных изменений было на порядок больше, чем в той смете, о которой шла речь на собрании правления. Потому 4 апреля 1852 г. было принято решение еще раз отправить в Скидель губернского архитектора и земского исправника для составления новой сметы, которая учла бы мнение епископа Игнатия[10]. Вопрос о постройке новой отдельной колокольни на месте старой не получил одобрения, так как архитектор Михаэлис предложил вместо ранее располагавшейся в центре кровли небольшой и неблаговидной маковки построить над притвором обширную башню для колокольни.

В ходе разбирательства по поводу ремонта старой скидельской деревянной церкви возник вопрос, о котором заговорил сам губернатор края. Вокруг храма очень близко располагались еврейские торговые лавки. Своим положением они создавали архитектурную дисгармонию для всякого, кто пользовался почтовой дорогой. В связи с этим губернскому архитектору предстояло решить вопрос о переносе лавок на большее расстояние от храма. Вся эта волокита требовала времени на «осмотрительные» поездки на место объекта, на бумажную волокиту, на чертежи и подсчеты смет. А требование губернатора было неоспоримым: храм начать ремонтировать в продолжение весны.

Забегая вперед, надо сказать, что храм получил новое дыхание и был отремонтирован к 1855 г. Как напишет в 1865 г. сам князь Четвертинский: «…лет десять тому… поднято все здание, подложены подрубы из прочного материала, поставлены новые стропила и крыша накрыта сызнова…»[11]. Также церковь была обнесена и каменной оградой[12], а над притвором надстроена колокольня. Лавки же перенесли только в 1857 г. К 1 мая они были разобраны, а к 29 октября – согласно проекту, перенесены на 20 сажень от церкви[13].

В 1852 г. силами местного братства в Скиделе появляется деревянный храм с колокольней во имя архистратига Божьего Михаила. Эта самостоятельная церковь до сих пор является кладбищенской, так как находится непосредственно на месте христианских захоронений[14]. Правда уже не деревянная, но каменная.

Скидельскому приходу принадлежала кладбищенская старинная деревянная церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Известная в 19 в. как Котранская, в 21 в. она звучит под именем Гущицкой.

Тем не менее, речь идет об одном и том же храме.

12 мая 1864 г. мировой посредник 1 участка гродненского уезда Хотянинцев обращает внимание губернатора на старую ветхую в 2 км от Скиделя церковь. С его слов, храм этот был почитаем среди народа. В сам день памяти святого Георгия на поклонение местной святыне, огромной иконе мученика с описанием его жития, приезжало от 3 до 4 тысяч паломников. Церковь святого Георгия построена по свидетельству Хотянинцева еще 300 лет назад, т.е. около 1560-х[15]. О том же говорила и надпись на обороте иконы, подаренной храму: «Пожертвована в сию церковь 1560 года Иваном Верещинским». К моменту написания отзыва мирового посредника котранский храм пришел просто в катастрофическую негодность. Когда-то будучи самостоятельным, он стал впоследствии приписным к скидельскому.

Из письма мирового посредника становится понятным, что для ремонта церкви местный владелец князь Четвертинский, братья которого были похоронены под этим храмом, подарил 60 деревьев, а от скидельского благочинного 100 рублей. Однако для капитального ремонта святыни посредник просит у губернатора еще 600 рублей[16].

21 мая губернатор просит епископа Брестского Игнатия рассказать в письме о том, какие работы необходимо провести в храме[17]. Тот в свою очередь 23 мая в ответном письме дает четкое описание проблем храма: «нуждается… в исправлении стен и обшивке их тесом, в новой гонтовой крыше, настилке досчатого пола, на место нынешняго, испорченнаго кирпичнаго, в новом приличном Иконостасе, вместо ныняшняго весьма беднаго и неблаговиднаго, и в новой приличной из булыжнаго камня ограде…»[18].

6 июня 1864 г. гродненский гражданский губернатор Скворцов в письме генерал-губернатору Муравьеву испрашивает на починку храма 600 рублей. 12 июня граф от инфантерии Муравьев своим ответным письмом (№7577) дает на то разрешение[19].

Итак, рабочим предстояло, судя по смете, заменить 123 кв.м. гонтовой крыши, 290 погонных метров сгнивших венцов или нижних бревен. Как видно на фотографии нач. 20 в., общий объем бревен приблизительно был равен 1000 погонным метрам. Значит, стены храма сгнили даже при не точных подсчетах на 30 %. Кирпичный пол требовалось чинить на 10 кв.м.[20]. В итоге – 709 рублей и 44 копейки. И это только на ремонтные работы!

Благодаря активности скидельского благочинного священника Антония Будзиловича, больше всех радеющего об исправлении святыни, нашелся еще один благодетель, который после строительных работ помог обустроить церковь утварью, иконостас иконами. В 1866 г. благочинный написал о том, как строилась и обустраивалась церквушка святого Юрия в 9 номере ведомостей. Вот его слова: «В 2-х верстах от м.Скидля, по большой дороге в Гродну, на крутом берегу реки Котры находится деревянная церковь св. вмч. Георгия, и поэтому называется Котранская-Юрьевская. Искони к ней принадлежал приход, но неизвестно, когда закрыт и приписан к Скидельской церкви. Там находится особо чтимая народом чудотворная икона св. Георгия на доске в большом размере; на подписи значится: "Пожертвована в сию церковь 1560 года Иваном Верещинским". На иконе изображены различные страдания св. Георгия с славянскими надписями, что ясно доказывает существование в сей стране древнего Православия и русской народности. Но церковь Юрьевская от времени стала приходить в ветхость, и наконец угрожало ей совершенное разрушение, подобно многим храмам, имевшим вид гробовых призраков. Пастыри сей церкви много думали и заботились об изыскании средств для поддержания этой святыни…

Нашлись средства, явилось усердие: пишущий сии строки священник пригласил прихожан и братчиков к делу богоугодному; приобрел братчицу Надежду Борисовну, княгиню Трубецкую, которой вклад составляет единственное и даже редкое в других храмах украшение. Она для этой церкви прислала все образа к иконостасу, писанные на дереве лучшим художником, стоимостью на 500 сер., священные сосуды - полновесные, серебряные, вызолоченные, напрестольный крест, все Богослужебные книги (полный круг) в отличном переплете, две пары воздухов шелковой материи, две плащаницы апплике, три кропила и полное священническое облачение красной шелковой материи. Княгиня Трубецкая - родная племянница вотчинника имения Скиделя князя Константина Святополка Четвертинского, в конце мая прошедшего 1865 года проездом из заграницы посетила нашу церковь. По случаю ее бытности отслужена Божественная литургия и молебен о здравии братчицы; во время службы она стояла с горящею свечою в ряду с нашими братчиками - бедными крестьянами; после выхода из церкви приветствовалась с каждым братчиком, беседовала с ними очень ласково о нуждах церкви, об улучшении их быта и проч.; и тем сделала на них такое сильное впечатление, что они с особенным расположением вспоминают имя благочестивой братчицы. Та же братчица княгиня Трубецкая склонила дядю своего князя Четвертинского оказать содействие к нуждам Юрьевского храма, в котором под спудом погребены двое детей его. Им отпущено 60 корней строевого леса. Г. главным начальником края графом Муравьевым отпущено на починку сей церкви 600 руб.; в церкви имелось 100 руб.; собрано б. мировым посредником Хотянинцовым 28 руб.; недостающие к совершенному окончанию 197 руб. 36 к. пожертвованы частью местным причтом, а частью прихожанами… ».

Иконостас храма сделал мастер Платон Шаровников, который за свою работу получил 200 рублей[21] вместо выделенных 170, что впоследствии стало причиной некоторых тяжб со стороны Контрольной палаты. Освящение церкви по благословению преосвященного Игнатия, епископа Брестского прошло 14 апреля на Виленских мучеников.

«14 апреля, после ранней литургии, все духовенство с народом, стекшимся из соседних приходов в огромной массе, отправилось Крестным ходом из Скидельской церкви к новоустроенной; образ св. Георгия несен был руками священников. После водосвятного молебна началось самое освящение храма; народ, не видавший этого священнодействия и находившиеся здесь католики теснились к алтарю, чтобы посмотреть и послушать стройное пение архиерейского хора. Давка была страшная; по тесноте церкви здесь едва могла поместиться десятая часть собравшегося народа. Во время Божественной литургии, совершенной Преосвященным Игнатием в сослужении духовенства, произнесено было священником Езиорской церкви Адамом Михалевичем слово…»[22].

В 1895 г. приход храма святого великомученика Георгия Победоносца упоминается самостоятельным[23]. Само здание храма просуществует до 90-х 20 в., когда его разберут за ветхостью. В 21 в. приход станет именоваться Гущицким. Усилиями священника Кирилла Близнюка и местных прихожан будет отстроен новый каменный храм.

Кроме того, что имперское правительство восстанавливало старые деревянные храмы, в Скиделе предполагалось строительство и каменного храма. Удивительно, но целых два раза в м.Скидель не смогли построить прекрасные по проектам каменные храмы, которые украсили бы почтовую дорогу. Этому суждено было произойти в 2014 г.

А пока 20 марта 1865 г. В тот самый год, когда шел ремонт в котранской кладбищенской церкви епископ Брестский Игнатий пишет письмо на имя гражданского гродненского губернатора Скворцова. В нем преосвященный просит из выделенных 4 тысяч на строительство нового каменного храма выдать лишь 1 тысячу на окончание ремонта храма в селении Тетеровке, так как прихожане и священник Иоанн Горачко уже капитально восстановили храм и считают нецелесообразным строительство в малом приходе каменной церкви. Владыка Игнатий предлагает применить оставшиеся 3 тысячи на разработку сметы и проекта, на подготовку к строительству каменного обширного храма в м.Скиделе. По словам епископа, старый храм мал и переполняется верующими настолько, что тем приходится стоять на улице. И ситуацию не изменит даже запланированное расширение притвора путем снятия стенки и наращивания новой. По мысли владыки, такая перестройка изуродует храм и впечатление о нем проезжающих по почтовой дороге особ[24].

Мнение преосвященного Игнатия губернатору понравилось. 6 марта 1865 г. от губернатора были отправлены сразу три письма: Гродненскому уездному комитету по сооружению православных церквей, архитектору Каленкевичу и местному владельцу князю Четвертинскому. В этих письмах он высказал свое согласие с владыкой и уведомил Комитет о том, что он поручил архитектору разработать проект и смету каменного храма на 800 человек. Он также просил подумать об экономической стороне вопроса, и о том, как построить в Скиделе кирпичный завод для строительства будущего храма[25]. В обращении же к князю губернатор спросил его о том, как он поможет в строительстве храма. На что князь предложил 200 рублей и давно заготовленный к ремонту храма строительный лес.

Дело о строительстве каменного храма стало связано напрямую с вопросом о строительстве кирпичного завода. Данную проблему поручили мировому посреднику Окуневу. Для начала строительства завода 15 апреля 1865 г. было выделено 200 рублей[26]. Предполагалось, что завод будет поставлять кирпич и всем остальным близко строящимся церквям. Однако мировой посредник рапортом от 14 сентября 1865 г. сообщил, что устройство завода близ Скиделя просто невыгодно и по дальности расстояния от строящихся храмов, и по нерентабельности самого предприятия. Да и 200 рублей на постройку «фундаментального» завода очевидно мало. Окунев сообщил Комитету по строительству православных церквей, что он уже готовит кирпич для строительства храма в Скиделе на заводе в имении Лавны, о чем он договорился с местным землевладельцем князем Любецким. А выданных 200 рублей он просил использовать для покупки дров, железа и на оплату рабочих[27]. Кирпич для строительства каменного храма действительно производился в имении Лавне. В рапорте от 16 июля 1865 г. Окунев рассказывает о заготовке кирпича для строительства Скидельской и Озерской церквей и просит разрешения использовать казенный лес для заготовки дров для обжига кирпича. Разрешение он получит 23 сентября того же года[28].

После 1865 г. дело о строительстве новой каменной церкви в Скиделе продолжается (по непонятным причинам!) документами за 1867 г. Что происходило в 1866 г. для нас остается загадкой. Так или иначе, но из писем гражданского губернатора генерал-губернатору можем говорить, что в этот период на строительство храма хотели выделить 4 000 рублей. Однако уже к 31 августа 1867 г. деньги с ведома генерал-губернатора были распределены на достройку храма в Олекшицах (1 тыс. руб.) и Тетеревке (1 тыс.руб.). Таким образом, для начала строительства храма в Скиделе оставалось уже 2 000 рублей[29]. Как «говорят» документы «ассигнование»  денег так и не произошло: 8 ноября 1868 г.  в журнале Строительного Присутствия будет отмечено, что постройка отложена «до утверждения сметы»[30].

Еще раз к идеи строительства каменного храма в Скиделе вернуться через 56 лет. Появиться новый проект и смета[31]. Но военные события 1914 г. не позволят построить и эту церковь в Скиделе.

Иерей Антоний СЕМИЛЕТ                                                                                                                       

По материалам НИАБ Гр     

http://skidelblag.blogspot.com/2015/05/16-20.html                              

[1] Скiдзель. 500 год гiсторыi / I.Барысау, М.Дзелянкоускi, А.Вашкевiч, [I iнш.]. – Гродна: Гродзен.друк., 2008. – С. 6.

[2] (Narbutt, 1784—1864) — известный историк Литвы, воспитанник виленского университета, был военным инженером русской службы. Главные труды Н.: "Dzieje narodu litewskiego" (Вильно, 1835—41), "Pomniki do dziejów litewskich pod uzgl ę dem historycznym, obyczajowym, archeologicznym etc." (Вильно, 1846), "Pomniejsze pismahistoryczne, scheg ó lnie do historyi Litwy odnoszance sie" (Вильно, 1856). Польские критики признают в Н. "пламенную любовь к прошедшему своей провинции", но находят в его трудах, при богатстве фактического материала, недостаток научной подготовки и критического отношения к фактам. Иначе относится к ним Бессонов ("Белорусские песни", М., 1871), который видит в Н. инициатора исследований, направленных, вот пор польской исключительности, к выяснению самостоятельной жизни Литвы. Н. оставил еще сокращение своих "Dziej ó w Litwy" (Вильно, 1847) и "Rys historyczny ludu cigańskiego" (Вильно, 1830), а также множество рукописей (в том числе "Dopołnienia do Niesieckiego" и "Rejestr archiw ów polskich"), которые хранятся в виленском музее.

См.: Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (С. - Петербург). – Т. XXа (40): Наказный атаман — Неясыти. – СПб: Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер., № 6, 1897. – С. 561.

[3] Покровский Ф.В. Археологическая карта Гродненской губернии. – Вильна: Типография А.Г. Сыркина, Большая улица № 88, 1895. – С. 47.

[4] Гродненский православно-церковный календарь или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века. Епископа Иосифа. Изд. 2-ое. – Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1899. – Т. I. – С.305.

[5] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 6-6об.

[6] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.205. – Л. 55.

[7] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 1-1об.

[8] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 19.

[9] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 39.

[10] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 39об-45.

[11] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 8-8об.

[12] НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 45об-50об.

[13] Приблизительно 42 метра. НИАБ Гр. Ф.8, оп.1, д.1087. – Л. 91

[14] Гродненский православно-церковный календарь… – С. 342.

[15] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 1.

[16] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 1об - 2.

[17] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 3 - 3об.

[18] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 4 - 4об.

[19] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 5 - 7об. НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.7. – Л. 4об.

[20] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 8 - 12.

[21] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.41. – Л. 21.

[22] Освящение церкви во имя вмч. Победоносца Георгия, приписной к Скидельской церкви Гродненского уезда // ЛЕВ. – 1866. – №9. – С. 346-357.

[23] Гродненский православно-церковный календарь… – С. 17.

[24]НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 1-2об.

[25] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 3-6об.

[26] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.7. – Л. 4.

[27] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 21-22об.

[28] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.10. – Л. 1002-1002об, 1037.

[29] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.66. – Л. 23-24.

[30] НИАБ Гр. Ф.97, оп.1, д.338. – Л. 13.

[31] НИАБ Гр. Ф.8, оп.2, д.2207.

Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)
Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)
Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)
Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)
Неизвестный Скидель православный. Историческая зарисовка (XVI - нач. XX вв.)
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut