Молитва Ефрема Сирина как отражение сути Великого поста и покаяния
Великий пост – это время особенное. Увеличивается продолжительность и количество богослужений, храмовое убранство приобретает траурные тона, священнослужители облачаются в черное. Но самые большие перемены наступают в жизни самого человека, пост которого заключается не только в ограничении приема пищи (хотя и это немаловажно), но и в усилении молитвенного правила с коленными преклонениями. Все это человек делает во время поста, дабы обуздать свое сладострастие и через 49 дней с радостным сердцем встретить праздник Пасхи – светлого Христового Воскресенья. Одна из молитв, отражающих настроение и духовное содержание Великого поста, является известная молитва преподобного Ефрема Сирина.
Преподобный Ефрем Сирин – святой подвижник IV в., который, впав в беспечность и безрассудство юности, был заточен в темницу по несправедливому обвинению в краже, где обрел веру в Господа и смирился. После этого отправился в горы, где изучал Священное Писание, вел подвижнеческий образ жизни и проповедовал язычникам основы христианской веры. Смирение преподобного Ефрема было настолько глубоким, что он даже отказался от предложения Василия Великого быть рукоположенным в сан епископа.
Преподобный Ефрем Сирин является автором множества церковных молитв, песнопений. Одна из самых известных молитв сподвижника является великопостная молитва:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!
Глубина данной молитвы основана на побуждении человека к обличению себя в основных и наиболее тяжких страстях и пороках.
Праздность. По утверждению св. Луки Войно-Ясенецкого, праздность – мать всех пороков [1]. Все грехи начинаются с праздности, хотя ум человека в праздности никогда не находится. Он все время занят какими-то мыслями. Однако если эти мысли не направить в нужное русло какого-то духовного или даже физического делания, труда, ум человека начинает расслабляться и искать то, что ему наиболее доступно – развлечения и плотские страсти. Современные технологии по развращению нашего сознания умеют очень хорошо этим пользоваться, призывая нас и наших детей брать от жизни все и жить на всем готовом.
Уныние. Нет ни одного верующего человека, который не переживал бы нападки уныния. Неслучайно даже такой ревностный сподвижник как св. Тихон Задонский особенно предостерегал людей в борьбе с этой страстью, т.к. сам не раз бывал ею искушаем. «Сердце, связанное жестокостью, небрежением, унынием, не может принять слова Божия» [2], – писал св. Тихон. Каждый православный христианин рано или поздно в своей духовной жизни сталкивается с унынием, которое особенно наступает всегда тогда, когда заканчивается период неофитства. Господь отнимает у человека состояние “окрыленности” и предоставляет ему самому действовать, чтобы дать понять, что без Божьей благодати человек не может делать ничего [Ин.15:5]. Уныние также наступает после греха и может довести человека до отчания, крайностью которого является самоубийство. Ярким примером человека, ставшего порабощенным духом уныния, является Иуда Искариот, который предав Христа на распятие, пошел и удавился [Мф.27:5].
Любоначалие означает непрестанное желание человека властвовать и быть везде первым. Духом любоначалия заражены все люди без исключения в той или иной степени, поскольку каждый человек вольно или невольно стремится к тому, чтобы властвовать над другими. Причем сама по себе власть грехом не считается. Но человек, который находится у власти, должен осознавать свою ответственность перед своим постом, ибо от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут [Лк.12:48]. Известно множество примеров из истории, когда наделенные властью люди совершали подвиги, защищая свой народ и прославляя имя Божье. Такими людьми были русские святые князья Дмитрий Донской, Александр Невский, Олег Брянский и другие. Ярчайшим примером проявления самоотверженности человека, наделенного властью, является мученическая смерть последнего русского императора Николая II, имя которого сегодня прославлено церковью.
В наше время господства средств массовой информации и компьютерных технологий тяжелейшим грехом является празднословие. Современный человек разучился говорить. Его речь пуста. Она наполнена словами-паразитами, сленгом и сквернословием. А ведь Господь учит, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда [Мф.12:36]. По словам немецкого лингвиста В. Фон Гумбольдта язык является истинным действием творческого духа целого народа [3]. Если речью народа становится сквернословие, тогда понятно, каким духом он одержим. И самое главное, современный человек практически не читает литературу, за исключением глянцевых журналов, Интернет-блогов и социальных сетей. А ведь когда-то мы были самой читающей нацией в мире…
Взамен этих тяжких грехов Ефрем Сирин предлагает нам развивать добродетели, которые смогут укрепить человека в духе и истине [Ин.4:24].
Целомудрие является неотъемлемой добродетелью каждого христианина. Причем суть ее заключается не только в воздержании от просмотра непристойных фильмов, похотливых мыслей и сохранение девства до вступления в брак. Целомудрие, по словам св. Игнатия Брянчанинова, в первую очередь есть «чистота, зрящая Бога» [4]. Это означает, что целомудренный человек настолько чист о всякого греха, что получает дар от Бога целостно и связно мыслить. Его ум не распыляется на разные составляющие и всегда сосредоточен, дисциплинирован. Целомудрие в браке еще означает трепетное отношение супругов друг к другу с уважением, пониманием и готовностью идти на жертву своими увлечениями, слабостями, временем и даже жизнью.
Следующее место после целомудрия занимает смиренномудрие «или духовное рассуждение» [4], – как говорит св. Игнатий Брянчанинов. Смиренномудрие опирается на церковное послушание. Смиренномудрый человек всегда уповает целиком и полностью на волю Божью, поэтому он способен в своей жизни принять мудрое решение и даже дать дельный совет нуждающимся. Ярчайший пример смиренномудрия в истории Православной Церкви явили Оптинские старцы, за советом к которым съезжались все население Российской Империи от простых крестьян до таких известных писателей и философов как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, И.В. Киреевский и другие.
Терпение составляет столп христианских добродетелей человека. Терпение вырабатывается успешным прохождением различных испытаний, сопряженных с трудностями жизни и борьбой с грехом. Примером проявления терпения являет сам Господь, который, по словам псалмопевца, долготерпелив и многомилостив [Пс.102:8]. Он всегда принимает человека такого, каков он есть на самом деле, и радуется каждому раскаявшемуся грешнику. Поэтому Господь ждет покаяния, не навязывается человеку, но стучит в его дверь. Даже самый отъявленный злодей и грешник всегда должен помнить о милосердии Божьем, о возможности покаяться, измениться.
Замыкает цепь добродетелей любовь. Вряд ли найдется сегодня человек, который не размышлял бы о любви. Из спокон веков о ней беседовали философы, поэты слагали стихи, писатели создавали романы. В современном рафинированном массовом сознании любовь часто воспринимается как интимные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Но это далеко не так, хотя плотские отношения также принадлежат к проявлению любви, но лишь к ее малой части. Под любовью понимается некое особое состояние человеческое души, которое лишено всякого греха и целиком находится под покровом благодати Божьей. Апостол Павел в своем знаменитом послании к Коринфянам о любви говорит так: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине [1 Кор.13:4-6]. Величайшим проявлением любви стал подвиг самого Господа, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [Ин.3:16].
Завершает Ефрем Сирин свою молитву прошением у Господа увидеть свои прегрешения. При этом преподобный Ефрем просит Господа избавить его от осуждения. Ведь грехом осуждения страдает каждый человек в той или иной степени. Кто-то каждый день мысленно убивает своего соседа на лестничной клетке за то, что тот курит, кто-то ненавидит своих родителей за непроявление заботы и т.д. Человек всегда видит сучок в глазах брата своего, а бревна у себя в глазу не замечает.
Именно таким образом преподобный Ефрем Сирин в своей молитве понимает покаянное движение человеческой души от греховного умирания к вечному оживлению. Причем происходить это движение должно не только во время Великого поста, а всю земную жизнь, пока человек способен изменить состояние своей души. Неслучайно А.С. Пушкин, который «по свидетельству князя П.А. Вяземского, ‘в последние годы жизни своей... был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их’, в известном стихотворении «Отцы-пустынники и жены не порочны…», послужившем переложением молитвы преподобного Ефрема, говорит: И дух смирения, терпения, любви / И целомудрия мне в сердце оживи. Так, по словам В. Лепахина поэт, перефразируя известную молитву, призывает человека к оживлению всего духовно-телесного состава человека [5].
Александр БАБУК
преподаватель Гродненского государственного университета им. Янки Купалы,
член российского общества им. Ф.М.Достоевского
Список литературы:
- Войно-Ясенецкий Лука, св. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина / св. Лука Войно-Ясенецкий // Электронная библиотека «Азбука веры» – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/12/luka_tolkovanie_na_molitvu_efrema_sirina-all.shtml . – Дата доступа: 22.03.2013
- Задонский Тихон св. Об истинном христианстве / св. Тихон Задонский // Собрание соч. в 5-ти т. – М.: Сестричество во имя Игнатия Савропольского, 2010. – Т. 3– С. 117.
- Гумбольдт, В. фон Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт; пер. с нем. под общ. ред. Г.В.Рамишвили и А.В.Гулыги – М., 2000. – 400 с.
- Брянчанинов Игнатий, св. Аскетические опыты / св. Игнатий Брянчанинов // Собрание сочинений. Том I. - М.: «Ковчег», 2006. – 672 с.
- Лепахин, В. «Отцы-пустынники и жены непорочны» / В. Лепахин // Александр Сергеевич Пушкин: Путь к православию – М.: Издательство "Отчий дом", 1996. – С. 83.