История Свято-Преображенской церкви деревни Деречин
К 150-летнему юбилею
Есть в Деречине один долгожитель, которому в этом году исполняется 150 лет. Не утруждайте себя, дорогой читатель, догадками, кто бы это мог быть и где он живет. Наш юбиляр ни бабушка, ни дедушка и даже не человек, а храм.
Если бы пришлось снимать видеофильм об истории Деречинской церкви, то в качестве музыкального сопровождения к нему можно было бы подобрать песню, которую исполняла Жанна Бичевская с такими словами:
… выжили вы бессловесные зрители,
годы прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
белые церкви осколки Руси.
Деречинскую церковь начинали строить в середине 19 в. и ей действительно пришлось «перевидеть» многое, учитывая события на территории западной Беларуси. Так как же жилось нашему юбиляру все эти долгие 150 лет?
1850 год. Всего пятьдесят лет тому назад Реч Посполитая вошла в состав Российской державы. То и дело возникают недовольства новой властью и новым режимом. В 1839г. упразднено униатство. Некогда отобранные униатами православные храмы стали приобретать свою прежнюю конфессиональную принадлежность. Этот исторический период очень неординарный и многие историки по-разному оценивают его. Наша задача попробовать представить общественную обстановку и положение Православной Церкви в небольшом местечке под названием Деречин.
В это время на территории села стояла старая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы построенная еще в 16 веке на средства князя Полубинского. Церковь к этому времени пришла в ветхое состояние, да и не могла вмещать всех прихожан, собирающихся на богослужения (к слову сказать, Деречинский приход занимал первое место по количеству прихожан в Гродненской епархии). По Высочайшему указу Правительства была выделена приличная сумма денег на строительство новой каменной церкви, которая могла бы вмещать всех богомольцев. Храм строился по проекту известных в то время архитекторов Тышецкого и Чагина. Кстати, под руководством Чагина построены такие известные храмы как Христорождественский кафедральный собор в г. Риге, Пречистенский собор в г. Вильнюс, Софиийский собор в г. Гродно и многие другие. Учитывая бюрократические препятствия, с которыми пришлось столкнуться при строительстве, а так же общественно-политеческие волнения этого периода (восстание 1863 – 1864гг.) - строительство храма затянулось на 12 -15 лет, что по тем временам расценивалось как долгострой. Однако, как пишет священник Иосиф Карский, местные жители принимали активное участие в этом богоугодном деле. Когда на отделку убранства церкви не хватило средств, они собрали 800 рублей (по тем временам не малые деньги), дабы в кратчайший срок подготовить храм к освящению. К 19 сентября (по старому стилю) 1865 г. все было готово к освящению. Вот как об этом пишет Иосиф Карский.
«Освящение храма происходило при священниках Деречинской церкви Иосифе Михаловском и Ипполите Концевиче. Освящение совершал епископ Брестский Игнатий, викарий литовской епархии, прибывший из Гродно в Деречин 18 сентября в 8 часов вечера и встреченнй в новом храме собравшимся духовенством и прихожанами, поднесшими владыке хлеб-соль. В 6 часов утра в новом храме была отслужена утреня. К концу утрени прибыли с крестным ходом, в сопутствии своего священника Августа Куцевича, прихожане Зельвенской церкви. По окончании утрени был совершен водосвятный молебен.
В конце молебна прибыл в храм Преосвященный Игнатий, шествовавший «со славой» из старой церкви среди двух живых шпалер народа, образовавшего собою непроницаемую стену по обеим сторонам улицы. Квартировавшая батарея 3-ей артиллерийской бригады находилась в параде. Затем началось освящение храма с его чином и, по освящении, совершена в первый раз в новом храме божественная литургия. По окончании богослужения и выходе из церкви его Преосвященство благословил и разделил трапезу, предложенную прихожанами войскам и всему народу, которого было до 10 т., хором певчих был исполнен народный гимн. Столы для войска и народа были устроены при парке на площади перед бывшим дворцом Сапеги. Участники тожества были угощаемы водкой, пирогами, сыром и мясом. В самом же здании дворца был приготовлен обед для высшего сословия на 80 персон». Было ли население местечка недовольно новым правительством? Тосковало ли по униатской церкви? Это конечно большой вопрос, который пусть выясняют историки.
Долгое время в клирикальный штат церкви входило 2 священника, 1 дьякон и псаломщик. Это говорит о том, что люди посещали церковь и для удовлетворения потребности прихода такой штат был вполне уместен.
В 1898г. жители Деречина спасли свой храм от пожара. Огонь охватил крышу здания, но благодаря смелым и решительным действиям стихию удалось победить.
Приходские книги того времени свидетельствуют о том, что храм не оставался без ремонта. В 1908 г. была отремонтирована крыша, а в 1909г. – оштукатурены стены и установлено каменное крыльцо, которое служит людям по сей день.
События 1-ой мировой войны 1914 г. не обошли стороной. Из истории мы знаем, что война началась 1 августа 1914г. и по началу ход ее сопровождался патриотическим настроением и наступлением русских войск. Ситуация резко изменилась в августе 1915г., когда немцы в результате широкомасштабного наступления захватили западную часть Беларуси. Исследователи церковной истории сообщают, что часто на захваченной территории «немцы устраивали в церквах лазареты, канюшни, склады и даже отхожие места». (Черепица В.Н. Указ.соч. Гродно., 2000). Какая судьба постигла Деречинский храм достоверно не известно. Записи в церковно-приходских книгах обрываются 1915 годом. Возможно, на территории Деречина происходили вооруженные столкновения. Доказательством этому служат случайно найденные при ремонтно-строительных работах на территории церкви в 2008 году останки солдат. О принадлежности их царской армии свидетельствуют сохранившиеся металлические пуговицы и пряжка ремня. Согласно христианской традиции, с молитвой, останки были перезахоронены и покоятся сейчас за алтарем храма возле могил священников.
Записи церковно-приходских книг возобновляются с 1926 -1927гг. В это время западная Беларусь входила в состав Польской республики. По программе польского правительства белорусы являлись объектом полонизации, Западная Беларусь называлась «Крэсами Восходними», т. е. восточными окраинами Польши. В 1939 г. польские власти потребовали от священников вести церковное письмоводство а также произносить проповеди на польском языке. Однако, как говорят церковные историки, не смотря на полонизацию «в религиозном отношении поляки отличались терпимостью, стеснения в богослужении не было, религиозные требы отправлялись для населения беспрепятственно. Народ под чужим владычеством, при чужом языке – сплачивался теснее, стал больше льнуть к церкви, к духовенству». (свящ. Иоанн Пашнин). В архиве Деречинской церкви сохранилось множество всевозможных выписок, справок, накладных, документов о почтовых переводах на польском языке. Польское правительство контролировало церковные дела в полной мере, и бумагописательство было неотъемлемой частью их политики. Однако люди продолжали посещать свой храм: все так же венчались, все так же крестились и записи, доказывающие эти факты сохранились до наших дней, пускай даже и на польском языке.
1939- 1941гг. Этот период времени обернулся очередным испытанием для народа. С сентября 1939г. Красная армия начала движение за освобождение Западной Беларуси от польской оккупации. Уже 19 сентября военные части дошли до Зельвы. В ноябре территория Западной Беларуси вошла в состав БССР. Однако, надежды на мирную и спокойную жизнь рухнули 22 июня 1941г.
С первых дней войны территория Зельвенщины подверглась массированному наступлению фашистских войск. В книге «Память» пишется «Трагические события начального периода Великой отечественной войны на Зельвенщине разворачивались так, что документальных сведений о них сохранилось мало». Это можно сказать и о церковном архиве, документальные сведения о приходской жизни обрываются. Однако, несомненным остается тот факт, что церковная община не расформировывалась, церковную утварь и иконы не вывозили за пределы храма.
Сохранилась одна интересная история, дошедшая до наших дней. В 1942 году немцы начали вывозить молодежь в Германию на принудительные работы. Из окрестных деревень молодых людей свозили в Деречинскую церковь, где они вынуждены были дожидаться своей дальнейшей участи. Был среди пленников один юноша из близлежащей деревни. Впоследствии он часто вспоминал как проходили их последние часы на родине в родном храме. Кто-то спал, кто-то разговаривал, а кто-то занимал время игрой в карты (время-то было безбожное), а юноша этот подобрался поближе к распятию (которое и сейчас находится в левой части храма) и стал усердно молить Бога о том, чтобы только остаться в живых. Прошло время, окончилась война, и этот молодой парень оказался одним из немногих, которому удалось вернуться домой живым и невредимым.
Ноябрь 1942 – декабрь 1943 оказался переломным периодом в ходе войны. Советские войска перешли к наступательным маневрам, у людей появилась надежда на лучшее и желание жить. Так с февраля 1943г. возобновляются записи приходских книг, и, надо сказать, очень приятными сведениями. Согласно данным за 1943г. в Деречинской церкви венчалось около 10 – 15 пар в месяц (!). В 44-ом году количество брачующихся несколько поубавилось. Церковные документы того времени заполнялись в большинстве своем на белорусском языке. За годы войны Дерчинский храм существенно не пострадал, хотя неоднократно подвергался обстрелу. Об этом свидетельствуют найденные во время ремонта огромное количество пуль застрявших в деревянных перекрытиях крыши.
В послевоенные годы отношения церкви и местных властей, судя по всему, были удовлетворительными. Местный Сельский совет выдавал для церкви интересные справки примерно такого содержания. «Справка дана Иванову Ивану Ивановичу в том, что он в законном браке не состоял. Холост. Препятствий к венчанию не имеет».
В 1950г. настоятель Деречинской церкви Георгий Ценцевич в рапорте правящему архиерею сообщает, что в июле вблизи храма была сброшена бомба. Местные жители постарше помнят этот инцидент, который произошел на праздник Петра и Павла. Только бомба эта, говорят, предназначалась на церкви, а проживавшему неподалеку бывшему командиру партизанского отряда, имевшему среди односельчан репутацию грубого, жестокого и безнравственного человека.
Во время правления Н.С. Хрущева по всей стране прокатилась очередная волна репрессий и отношение к церкви резко ухудшилось. Государство вмешивалось во все церковные дела, требуя подробного отчета о своей деятельности. Так регулярно настоятель составлял докладные записки для Совета по делам религии, в которых подробно должен был указывать сколько людей посещали храм, сколько причащались. Особую графу занимало количество школьников. Чтобы окрестить ребенка, родители должны были писать заявления на имя Церковного совета, в котором указывали место проживания и место работы как родных родителей, так и крестных. Естественно, что люди с авторитетными должностями не могли позволить себе такой роскоши, поэтому крестили своих детей тайно, чаще всего на дому у священника.
В 1965 г. после священника Василия Байчика в церкви некоторое время не было настоятеля, поэтому Церковный Совет пишет письмо правящему архиерею с просьбой прислать нового священника окормлять духовные нужды людей.
1966г. Судя по всему у прихожан возник конфликт с местной властью и церковь была отрезана от подачи электроэнергии. Верующие обратились к Председателю Мостовского Райисполкома с просьбой оказать влияние на председателя местного колхоза, «который в январе месяце с.г. отключил без обоснования причин церковь от электросети, заявив, что на территории своего колхоза он «хозяин» и света в церковь не даст».
1981г. Деречинская церковь пострадала от бури, в связи с этим был произведен косметический ремонт. Ремонтировали храм и в 1984, и 1996г., примерно в это время заменены полы. Однако, несмотря на то, что церковь не оставалась без внимания, все же к 2000-м годам она пришла весьма плачевное состояние. Штукатурка на фасадных стенах местами обвалилась до кирпичей, крыша обветшала и во время доджей давала течь, на кровле росла трава и даже деревья – церковь нуждалась в капитальном ремонте. Ремонтно-восстановительные работы начались с 2003г. и проходят по настоящее время. За десятилетний промежуток заменены окна, поставлены входные ворота, заменены деревянные перекрытия и жесть на крыше, оштукатурены и покрашены фасадные стены, заменены входные двери. Восстановительные работы оказались очень обширны, поэтому на данный момент удалось справиться лишь с ремонтом внешней стороны здания. Так что свой 150-летний юбилей Свято-Преображенский храм будет встречать в обновленном виде.
В 2004г. постановлением Министерства культуры Р Б от 28.12.2004. Спасо-Преображенская церковь внесена в государственный список историко-культурных ценностей и является памятником архитектуры.
Не без гордости хочется поделится тем, что частичка храма увековечена в качестве памятника. В 2008 году к настоятелю обратились представители командования Гродненского пограничного отряда с предложением обменять старый пудовый колокол на новый. Таким образом, колокол, который долгое время звонил для верующих во время литургии, сейчас нашел свое место на памятнике и звонит в память воинов- пограничников заставы под командованием Кириченко Ф.П. 86 Августовского пограничного отряда, погибших 22 июня 1941года в районе д. Доргунь Гродненского р-на.
Историю церкви невозможно вместить в хронологические рамки событий, потому что по сути это история человеческих судеб многих поколений. Так повелось еще нашими предками, что жизнь каждого христианина должна проходить через храм от самого его рождения до самой его смерти. Вот почему многие люди с большой любовью и трепетным благоговением относятся к своей святыне. А по другому никак нельзя. Пока будет жить вера в людских сердцах, до тех пор и церковь будет с радостью принимать всех приходящих под свою благодатную сень.
Бегут неверные дневные тени,
высок и внятен колокольный звон.
Озарены церковные ступени,
их камень жив – и ждет твоих шагов.
А. Блок
От всей души поздравляем прихожан Спасо-Преображенской церкви д. Деречин. Желаем телесной крепости, душевной стойкости и духовной бодрости. Низкий вам поклон за ваши заботы и труды на благо родной церкви.
Екатерина БЕЛОЦКАЯ