Главная » Библиотека » Публикации » Синаксарь недели сырной

Синаксарь недели сырной

Иерей Антоний СЕМИЛЕТ: "Синаксарь недели сырной"Тема синаксаря – изгнание Адама из рая или, как называет это событие автор синаксаря, «от райския пищи испадения»[1]. Греческий синаксарь говорит об изгнании Адама и Евы из райского наслаждения, неги, роскоши (trufh), но не пищи: «…apo tou Paradeisou thς trufhς exoriaς...»[2]. Причина изгнания праотца – нарушение заповеди поста, невоздержание. Цель же воспоминания – показать «…елика постная лечьба человеческому естеству полезна…»[3], «якоже убо егоже погреши Адам (сиречь обожения), мы тем получим, рыдающе и постящеся и смиряющеся, дондеже нас бог посетит…»[4]. Этот момент хорошо представлен греческим текстом синаксаря, который славянскую лечьбу называет фармацевтикой, farmakon[5] (зелье, снадобье, лекарство, средство, способ, отрава, яд). Таким образом, синаксарь, представляя пост средством лечения, тем самым, подразумевая под болезнью грех, призывает избежать, не повторить истории древних событий, остаться верными заповеди поста: «…онаго да убежим, паче же невоздержанию во всем да не ревнуем»[6].

Нельзя не согласиться с синаксарем о том, что результат грехопадения первых людей – смерть; что Христос добровольно постился сорок дней ради пищи (в славянском варианте) или наслаждения (в греческом) первого Адама, говоря о первом, автор синаксаря подразумевает и второго Адама, то есть, Христа; что грядущее святое «сорокадневие» установлено в подражание Божественному посту.

Наибольший интерес исследователя привлекают своей нестандартностью приводимые синаксарем времяисчисления жизни Адама в раю, которые свойственны, как будет видно, апокрифической литературе и устной традиции раввинов. Синаксарь свидетельствует мнение самого автора, что Адам пробыл в раю до шестого часа. Этим Никифор Каллист отражает традицию, зафиксированную и в богослужебных текстах Православия. Вот что читаем в великопостном тропаре второго гласа на шестом часе: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный адамов грех…»[7]. Туже картину передает и синаксарь: «И яко в шестый час руце простер, и плода коснуся: яви и новый адам христос, в шестый час и день длани простер на кресте, онаго исцеляя пагубу»[8].  Другого мнения по этому поводу Филон Александрийский, суждение которого приводит синаксарь. Филон насчитывает сто лет жизни Адама в раю до грехопадения. Может быть под влиянием этой мысли художник Рембрандт в 1638 году изобразил Адама и Еву возле древа в том возрасте, когда «тело дряхло и волосы седы». Цитация синаксаря требует внимания. Филон был иудеем, в свое время ессеем, а затем фарисеем, и потому ему не могло быть не известно устное предание еврейских ученых старцев, одно из которых, кстати, указывает, что Адам был сотворен двадцатилетним[9]. Но, тем не менее, по поводу того, сколько пробыл Адам в Едемском саду, Филон ничего не указывает в своих посвященных или смежных с темой шестоднева, рая или человека сочинениях. Больше всего знаменитый иудей рассуждает об Адаме в трактате «О сотворении мира согласно Моисею». Ему присуще обращение к символике чисел, но автор не упоминает числительное сто, да и при рассказе об изгнании праотца он и не пытается говорить о каких-либо сроках, трактуя все иносказательно. Филон рассуждает об Адаме также в сочинениях: «Аллегорические интерпретации к второй и третей главам книги Бытия»[10], «О рождении Авеля и о том, как приносили жертвы Богу он и брат его Каин», «О потомках надменного Каина и о его изгнании», «О херувимах, о пламенном мече и о первой твари, родившейся от человека, Каине»[11], - но в них нет и намека на столетнее бытие Адама в райском пределе. Так как Филон принадлежал к фарисейской традиции, то законно предположение, что подобную информацию о времени райского существования праотца хранит фарисейское иудейство. Иудейское предание запечатлено в так называемых раввинистических текстах[12], записанных в IV-VII вв. н.э., но отражающих более раннюю традицию. Талмуд называет срок, который пробыл Адам в раю. Это 12 часов[13]. И снова не фигурирует цифра сто. Таким образом, можно сделать два вывода: 1) Так как сам Филон не пишет такого предположения о столетнем проживании Адама в раю и этого не имеет раввинистическое предание, то, скорее всего, автор синаксаря неточен в свободной цитации; 2) на уровне несильного предположения: Филону свойственно увлечение цифровой символикой, перенятой от пифагорейцев, и в таком плане, возможна догадка, что автор синаксаря мог развить числовую аллегорию Филона и прийти к собственному выводу о райском возрасте Адама до грехопадения.

Синаксарь, не останавливаясь на псевдо-филоновском предположении, констатирует другие анонимные мнения по поводу времени, проведенного Адамом в раю до изгнания. «Друзии же, седмь дней или лет глаголют, чести ради седмаго числа»[14]. Такие числа звучат в ветхозаветных апокрифах, детали которых настолько интересны, что стоит просто процитировать: «И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, - рассказывает книга Юбилеев, - где он был сотворен, мы привели его в сад Едем. И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней, мы привели ее в сад Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нем, свято. И в начале первого юбилея Адам и жена его были в саду Едем семь лет. И по истечении семи лет, которые он там провел, ровно семи лет, во второй месяц в семнадцатый день его пришел змий и приблизился к жене. И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем…»[15]. А вот слова из Сказания о сотворении Богом Адама: «И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет – скончание… Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил»[16]. Последнее предложение совпадает по принципу суждения с великопостным тропарем шестого часа, о котором уже говорили.

Пересказывая историю первых людей, синаксарь следует сюжету начальных глав Бытия, параллельно подкрепляя его мнениями святых Григория Богослова и Иоанна Константинопольского. Дальнейший парафраз синаксаря не имеет таких апокрифических деталей, о происхождении которых говорилось ранее, за исключением того сообщения синаксаря, что некоторые видят в древе познания смоковницу. Такое представление райского дерева имеется в таинственном тексте из библиотеки Наг-Хаммади О происхождении мира[17], ветхозаветном апокрифе Об Адаме и Еве[18].

Цитация автором синаксаря святых писателей как всегда свободного характера:

  1. Мнение святителя Григория Богослова по синаксарю: «Еже убо и богослов григорий, любопремудрствуяй, древесем быти, мысли божественней: садом же, боговидению. Сиречь, повеле…бог адаму о всех убо иных стихиах и качествах пещися…Он же другая убо оставль, яже о бозе наипаче испытуяй…яко убо еще несовершен сый, и препрост, и младенец, в сицивыя испаде, сатане Евою мечтание ему вложившу обожения»[19]. А вот выдержка из творений святого: «А последним было древо познания, и насажденное в начале не злонамеренно, и запрещенное не по зависти… напротив того, оно было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо сие, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только опытно усовершившиеся), но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании, подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока»[20].
  2. Синаксарь: «…божественный златоуст, сугубу некую силу древу оному имети глаголет: и на земли… раю быти, и умну ему, и чувственну,… якоже бе адам: и оба по среде тли и нетления»[21]. Святитель Иоанн Златоуст: «И здесь опять слово: "насадил" должно понимать так, что (Бог) повелел быть на земле раю, чтобы в нем жить созданному человеку… Человек жил на земле, как ангел какой, – был в теле, но не имел телесных нужд; как царь, украшенный багряницей и диадемой и облеченный в порфиру, свободно наслаждался он райским жилищем, имея во всем изобилие»[22].

Итак, следуя библейскому порядку событий, синаксарь повторяет историю первых людей. Змей соблазняет Еву. Ева – Адама. И как следствие, грубо говоря, вкушение плода приводит к нарушению Божественной заповеди-запрета, направленной совершенствовать человека через пост-воздержание. Грех изгоняет Адама из Едемского сада, который теперь под охраной «пламенного оружия». Последствия греха одного распространяются на «весь род»[23]. Они настолько непосильны человеку для исправления, что Христос, «дондеже создавый нас, наше помиловав естество,… от девы святыя рождся и изрядне пожив»[24], показал нам путь к спасению через пост и смирение. Так Спаситель одержал победу над падшим ангелом. Синаксарь, говоря о победе Христа над тем, кто нас прельстил, характеризует эту викторию наречием хитро[25]. В греческом синаксаре эта победа звучит так: «nikhsaς tecnhentwς»[26], - что значит «победив искусно (умело, опытно)».

 


[1] Там же.  – Л. 72, об..

[2] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 72.

[3] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 72, об..

[4] Там же. – Л. 74.

[5] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 72.

[6] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 73.

[7] Часослов. – М.: Издательство Московской патриархии, 1998. – С. 103.

[8] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 73. Тоже пишет и Ириней Лионский. См.: Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Книга 5. Глава 23. Пункт 1-2…

[9] В современной еврейской литературе это предание передает Арье Барац в своей книге «Лики Торы». См.: Лики Торы. Лик 1. 9.9. И сказал Бог Ноаху и сынам его с ним: вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всяким живым существом, что с вами // Сайт Арье Бараца [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.abaratz.com/lik1-f.htm. - Дата доступа: 03.04.2008.

[10] На языке оригинала и на английском см.: Филон Александрийский. Творения // Сайт Руслана Хазарзара [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm. - Дата доступа: 03.04.2008.

[11] Сочинения Филона Александрийского, переведенные на русский язык, смотрите на сайте Biblical studies. Русские страницы. Библиотека. Филон Александрийский / http://www.biblicalstudies.ru /Lib/Filon/index.htm.

[12] Это - таргумы - переводы Библии на другие языки (на любые, но, главным образом, это название закрепилось за переводами на арамейский язык), мидраши - сборники комментариев к Библии и Талмуд - истолкования Мишны.

[13] Каспина Мария Михайловна. Парафраз сюжета об Адаме и Еве в постбиблейской еврейской литературе. 3.Раввинистические тексты. Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения. Москва, 1998 //  Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Лаборатория фольклора РГГУ. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Российский Государственный Гуманитарный Университет. Историко-филологический факультет. Кафедра русской литературы [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/ folklorelaboratory/PETROVN3.htm. - Дата доступа: 03.04.2008.

[14] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 73.

[15] Книга Юбилеев. Часть III // Библия. Все на одном сайте [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.biblia.org.ua/apokrif/apocryph2/jubilees.shtml.htm. - Дата доступа: 05.04.2008.

[16]Сказание о сотворении Богом Адама. – Режим доступа: http://www.biblia.org.ua/apokrif/apocryph2/adam.shtml.htm. - Дата доступа: 05.04.2008.

[17] «И около него - древо Гносиса (т. е. познания), оно имеет силу Бога,… его ветви прекрасны, его листья подобны листьям смоковницы, его плод подобен финикам прекрасным и великолепным». См.: Библиотека Наг-Хаммади. Кодекс XIII, 2: О происхождении мира. – Режим доступа: http://www.biblia.org.ua/apokrif/nag_hammadi/world.shtml.htm. - Дата доступа: 06.04.2008.

[18] «И сердце мое смутилось во мне вдруг, и в моей части Рая деревья сбросили листву свою. Я же скрылась под дерево то, плод которого съела, и позвала Адама… Адам также взял плод от этого дерева, что я съела… И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила… и скрылись мы под тем деревом, которое не сбросило листву, и сшили листья смоковные, и сделали одежду себе». См.: Об Адаме и Еве. – Режим доступа: http://www.biblia.org.ua/apokrif/ apocryph2/ adameva.shtml.htm. – Дата доступа: 06.04.2008.

[19] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 73.

[20]Григорий Богослов (Назианзин). Слово 45: О Пасхе. – Режим доступа: http://www.krotov.info/library/04_gri/gor_nazian_019.htm. - Дата доступа: 06.03.2008.

[21] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 73-73, об.

[22] Творения святителя Иоанна Златоуста. Том 4. Часть 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 13. Пункт 2-3. – Режим доступа: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z04_1/Z04_1_13.htm. - Дата доступа: 07.03.2008.

[23] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 73, об..

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 73.

 

 

Иерей Антоний СЕМИЛЕТ: "Синаксарь недели сырной"
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut