Синаксарь мясопустной недели
Синаксарь мясопустной недели рассуждает на тему второго пришествия Христова: «В сий день втораго и неумытнаго пришествия христова память творим…»[1]. Рук. №№385 и 390 называют пришествие Господне «гордым»[2]. Греческий текст характеризует его прилагательным родительного падежа adekastou от adekastoς, неподкупный, беспристрастный[3].
По мысли синаксаря, процесс влияния на умы воспоминания страшного пришествия Судии протекает по принципу страха, который подает стимул «…леностно живущия…»[4] возводить к доброделанию. Связь «настоящего праздника» с концом мира видится автором синаксаря в свете грядущего Великого поста: «…понеже убо конец всех праздников полагается ныне, якоже и он всех будет по нам конечный»[5]. Уставное сокращение непостной пищи, а в мясопуст это мясо, синаксарем объясняется, как желание почтить праздник и «…в другую неделю адамом, по образу едемскому изгнатися, дондеже христос пришед паки нас возведет к раю»[6]. Иными словами стать соучастниками, свидетелями, очевидцами древних событий зачала человеческой истории вне рая, чтобы в образе Адама получить от Христа потерянное его жительство.
Синаксарь мясопустной недели имеет «цитации» Священного Писания и творений святых писателей Церкви.
Из Священного Писания:
1. « и тогда, глаголя, открыется сын пагубы, во всякой силе знамениих и чудесех ложных» (Триодь. – Л. 30, оборот) = «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2, 8-9);
2. «…взалках бо, и дасте ми ясти. возжадах, и напоисте мя. странен бех, и введосте мя. наг, и одеясте мя. болен бех, и посетисте мя. в темнице бех, и приидосте ко мне. елико бо сотвористе единому сих меньших, мне сотвористе» (Триодь. – Л. 31-31, оборот) = «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40);
3. «…тогда убо всяк кто исповесть, яко господь иисус христос, во славу бога отца» (Триодь. – Л. 31, оборот) = «…и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 11);
4. «…тамо будет плачь, и скрежет зубов…» (Триодь. – Л. 31, оборот) = «…там будет плач и скрежет зубов…» (Мф. 25, 30);
5. «…червь их не скончается, и огнь их не угаснет…» (Триодь. – Л. 31, оборот) = «…где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9, 44);
6. «…вложите его во тьму кромешную» (Триодь. – Л. 31, оборот) = «…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Мф. 25, 30).
Ссылка автора синаксаря скорее на авторитет, чем на какое-то конкретное сочинение святого писателя звучит в форме «глаголет святый…» и т.д. Таких отношений два – к святителю Ипполиту Римскому и преподобному Иоанну Дамаскину:
1. «прежде же его пришествия приидет антихрист, и родится, яко глаголет святый ипполит римский, от жены скверны, и девицы мнимыя, от еврей же сущи от племене данова, иже бяше отрок иаковль: и ходити убо имать по христу проходя жительство, и чудеса совершит, елика убо и христос действова, и мертвыя воскресит» (Триодь. – Л. 30, оборот). Об этом говорит святой Ипполит в своем сочинении «О Христе и антихристе»[7];
2. «…обаче не сам диавол в плоть претворится, якоже из Дамаска глаголет Иоанн: но человек от блуда родився, все сатанино действие приимет, и внезапу востанет: таже благ и кроток всем явится» (Триодь. – Л. 30, оборот-31). Ср.: «Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, - да не будет! но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны», «итак, он рождается, как мы сказали, от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем. В начале своего царствования, или вернее - тирании он прикрывается личиною святости»[8].
Итак, согласно синаксарному представлению, второе пришествие Христа будет, как и первое, в теле, но только уже не «тихо и без славы»[9], а во всем величии. Это пришествие названо вторым, так как было первое: «нас ради человек и нашего ради спасения»[10]. Синаксарь напоминает, что времени пришествия «никтоже весть»[11], так как Спаситель даже от своих учеников это сокрыл. Но при таком утверждении автор синаксаря приводит и частное мнение по данному вопросу. «Глаголется же, яко по седмих тысящах лет пришествие его будет»[12]. Так звучит греческий вариант этого текста, не отличающегося по сути информации при переводе: «Legetai de ‛oti meta thn twn ‛epta ciliadwn cronwn pareleusin estai»[13].
Сама попытка дать точную арифметику пришествия Господня стоит в неизбежном противоречии с ответом Христа на аналогичный вопрос учеников: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1, 5-6). Но есть среди церковных писателей святой, который и дает такую датировку в своем произведении «Против ересей». Святитель Ириней Лионский исходит в своих частных представлениях из хилиастических предпосылок. Он пишет: «Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: “и совершилось небо и земля все украшение их. И совершил Бог в шестой день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмой почил от всех дел Своих, которые создал» (Быт. 2, 1,2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господень как тысяча лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год»[14]. А чуть ниже святитель Ириней размышляет: «И еще Он говорит: «И всякий, кто оставить земли свои или дом, или родителей, или братьев, или детей ради Меня, получит во сто крат в сем веке и наследует в будущем жизнь вечную» (Мф. 19, 20). Ибо, что такое сторичное воздание в сем веке за сделанные бедным обеды и ужины? Это имеет место во времена Царства, т.е. в седьмой день освященный, в который Бог почил от всех дел Своих, который есть истинная суббота праведных, когда они не будут делать ничего земного, но будут иметь трапезу, уготованную Богом, доставляющую им всякие яства»[15]. И наконец: «…то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд»[16]. Из приведенного материала видно, что сатана будет связан Христом в 6-тысячный год, после которого наступит субботний день (а в толковании святого, это семитысячный год) праведников, и только потом всеобщий суд. Значит время второго пришествия Христа, как событие, предваряющее Суд, это 7-тысячный год. Не представляет огромного труда вычислить момент истории, когда исполнится семитысячный год от сотворения мира, для этого прибегнем к простым арифметическим действиям: 7000 – 5508 = 1492. Итак, 1492 год по Р.Х. – это год конца света. История знает, что в этот год действительно мир жил апокалипсическими ожиданиями, что известно даже из биографии Франциска Скорины. Но второе пришествие не произошло, и теперь, к 2014 году пришествие опоздало на 522 года.
Такие датировки конца света вызывают лишь иронию, но с ней и тревожное опасение за души верующих[17], христианское сознание которых способны затемнять второстепенность и суетность. Хилиазм, из которого и выводится эта дата второго пришествия Христа, в его первоначальном виде пришел в христианскую традицию из иудейской эсхатологии. Об этом пишут многие исследователи, и в том числе в своем курсе лекций по последней книге новозаветного канона для студентов Минской Духовной Семинарии[18], авторитетный богослов начала XXI века, экзегет Апокалипсиса, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Христианство же впитала учение иудеев и дало новое понимание тысячелетнего царства праведников и Христа, одухотворенное, не земное. Таким образом, нельзя сказать, что синаксарная дата происходит от ереси, так как христианский хилиазм не был осужден Церковью, и более того, он явно запечатлен в Откровении апостола Иоанна Богослова в 20 главе; хилиазм прослеживается в трудах ряда отцов Церкви: Папия Иерапольского, Иустина Философа, Иринея Лионского, Ипполита Римского, Мефодия Патарского. Хилиазм встречается и в сочинениях учителей Церкви: епископа Непота Египетского[19] и Лактация[20]. Однако всякое высчитывание времени пришествия Христова – это, как минимум, секта.
Перед пришествием Христовым на земле воцарится антихрист. Он родится из колена Дана, от блуда. Об этом повествуют многие святые отцы. К примеру, слова святителя Иринея Лионского: «Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: «от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями» (Отк. 7, 5-7). И поэтому сие племя не считается в Откровении в числе спасаемых»[21]. Тоже пишет и святитель Ипполит Римский: «Таким образом, как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист. А что это действительно так, на это отчасти указывает и Иаков: да будет Дан змий, на пути седяй, угрызая пяту конску (Быт.49, 17)»[22].
Антихрист покажет чудеса и знамения, будет по Христу «проходить жительство»[23]. Этим он прельстит многих, начиная с евреев. И получив полное доверие, он внезапно раскроет свою сущность: «все сатанино действие примет, и внезапу востанет: таже благ и кроток всем явится. И глад тогда велий будет: угодит людем, и Божественная писания пройдет, и посту навыкнет: и понудится от человек, и царь проповестся: и возлюбит множае еврейский род, и во Иерусалим достигнет, и храм их воздвигнет»[24]. Голод будет длиться семь лет, люди встанут перед дилеммой быть со Христом или же с сатаной. Но Бог не оставит свой удел без защиты: «Прежде же седмих лет, якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илиа, проповедающе людем не приимати его: сей же емь их умучит, таже и главы их отсечет»[25]. Это сообщение синаксаря, что так говорит пророк Даниил, необходимо воспринимать, как одно из толкований книги провидца Даниила, потому что сам пророк таких слов не говорит. Святитель Ипполит Римский вольно понимает Дан. 7, 8-11, 21: «Иоанн говорит: И дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дний тысящу двесте шестьдесят, оболчена во вретище, т.е. половину седмины, о которой сказал Даниил. Сии суть две маслины и два свещника пред Господом земли стояща: и иже им неправду сотворит, огнь исходит из уст их, и поедает враги их; и иже хочет обидети их, таким образом сему подобает убиену быти. И сии имут власть затворити небо, да не снидет дождь на землю во дни прорицания их, и власть имут на водах, обращати я в кровь и поразити землю всякою язвою, елижды аще восхощут. И егда скончают течение свое и свидетельство свое, - заметь, что именно говорит пророк, - зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань и победит их и убиет я (Апок.11:3-7) за то, что они не пожелают воздать славу антихристу, т.е. этому возросшему малому рогу, который окончательно возгордившись в сердце, начнет себя возносить и прославлять, как бы бога, и преследовать святых, а также хулить Христа. И все это, по слову Даниила: «я смотрел на рог и вот глаза наподобие человеческих - в роге том и уста, глаголющие великое, и отверз уста свои на хулу против Бога, и рог тот начал вести войну со святыми и имел силу над ними до тех пор, пока не был убит и не погиб зверь, и тело его не было отдано на сожжение огню» (ср. Дан.7:8-11,21)»[26].
Святитель видит в двух свидетелях пророков Илию и Еноха[27]. Эти имена называют и преподобный Иоанн Дамаскин[28], Ефрем Сирин[29]. Но Священное Писание называет прямо, как предтечу Христа в конце времен, только имя пророка Илии (Мал. 4, 5). В Новом Завете о двух свидетелях говорит апостол Иоанн Богослов в Откровении (11 гл.). Толкование этой главы в истории Церкви порождало разные теории. Об этом убедительно пишет архимандрит Иануарий (Ивлиев)[30]. Представление о том, что в последние дни мира явятся Енох и Илия восходят к иудейской апокрифической литературе (в частности Апокалипсис Илии[31]). Были и такие представления, которые указывали на Иоанна Предтечу и Иисуса Христа. А вообще, евреи ожидали и продолжают ждать трех пророков взятых на небеса телесно – это Илия, Моисей, Енох. Такое чаяние иудеи основывают на Вт. 18, 18 и Мал. 4, 5-6. Но то, что свойственно для иудеев для христиан давно потеряло смысл, так как ожидание Илии осуществилось на Иоанне Предтече, и, кроме того, на Преображение было явление Илии и Моисея. Апокалипсис же основан не на иудейском представлении, но уже на христианском, которое имеет соприкосновение с ветхозаветным преданием. Таким образом, под апокалипсическими свидетелями христианам стоит видеть Церковь. Свидетельство двух – это истина, закон. Два свидетеля – это символ всех христиан[32], которым предстоит в правление антихриста противостать за Правду, Истину, мученически засвидетельствовать свою веру, дать пример маловерным.
После всех бед и искушений антихриста – «господне пришествие будет»[33]. Антихрист с его слугами будет взят и предан вечному огню. Синаксарь уверяет читателя, что «вострубившым же ангелом, приидет внезапу от конец земли, и от всех стихий, всяк человеческий род во иерусалим, яко среда мира той: и тамо седоша престоли на суде…»[34]. Такие слова слишком заземлено характеризуют пространство, в котором будет проходить судебное действие Христа. Видение Христа предполагает изменение природы человека и мира, что, кстати, и отмечает сам же синаксарь: «…и тем же стихиам на лучшее приемшим изменение»[35]. Апостол Павел говорит о том же: «все мы изменимся» (1 Кор.15, 51), – то есть, пришествие Христа совпадает с изменением мира. Измененный человек будет лицезреть второе пришествие не в историческом мире, а значит, и сама попытка оградить местом Суд, а в синаксарном варианте Иерусалимом, не может претендовать на истину. Даже если Суд и будет в Иерусалиме, то не в историческом, а в обновленном, прибывающем в измененном мире[36]. Такая теория «Суд-Иерусалим» скорее присуща эсхатологии евреев, чем христианскому зрению.
Суд разделит праведных и грешных, одни получат «вечный живот», другие вечные муки. Но это синаксарное представление, которое разделяет все песенное богословие Православия, нуждается в дополнительной коррекции: вечность рая отлична от вечности ада, так как вечность – это время Бога. Поэтому ад и его муки не в вечности, а в своем субъективном измерении, субъективном небытии[37]. Потому всякое человеческое изображение вечных мук в категориях огня, червя, серы и т.п. имеет бытие только как символ, представление, абрис, догадка, педагогика.
По синаксарю, как и по Евангелию, критерии Суда – милость и сострадание. «Ведомо же, яко не поста тогда взыщет, и наготы, и чудес, христос, добра бо и сия: но множицею сих лучшая, милостыню яве и простыню»[38]. Греческий синаксарь в этом моменте говорит в буквальном переводе о милосердии и сочувствии: «…elehmosunhn dhladh, kai sumpaqeian…»[39]. Церковнославянское простыня означает простота сердечная, простодушие. Славянское простота переводимо, как чистосердечие, искренность. Из заповедей блаженства понятно, что чистые сердцем это простые, искренние люди, и они увидят Бога. Милосердие и сочувствие даются автором синаксаря в одном синонимическом ряду, чтобы усилить значимость высшего проявления подвига человеколюбия. Милосердие и сочувствие, elehmosunh и sumpaqeia свидетельствуют об одном: об общности чувств сострадающего и страдающего. Именно милость дает повод понять другого, вот почему милостивые будут помилованы.
По материалам кандидатской диссертации иерея Антония Семилета
[1] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 30.
[2] Рук. № 385. – Л. 17, об.; Рук. № 390. – Л. 403.
[3] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 32.
[4] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 30.
[5] Там же. – Л. 30-30, об..
[6] Там же.
[7]Ипполит Римский, свт. О Христе и антихристе // Pagez.ru – сайт Андрея Лебедева [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0265.php. - Дата доступа: 28.03.2008.
[8]Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава 26: об Антихристе. – Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0233.php. - Дата доступа: 28.03.2008.
[9] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 30, об..
[10] Часослов. – М.: Издательство Московской патриархии, 1998. – С. 186.
[11] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 30, об..
[12] Там же.
[13] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 32.
[14] Ириней Лионский. Против ересей. Книга 5. Глава 28: О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира. Пункт 3. – Режим доступа: http://www.krotov.info/library/i/iriney/vers_5.html. - Дата доступа: 28.03.2008.
[15] Там же. Глава 32: Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получать плоды своих подвигов. Пункт 1.
[16] Там же. Глава 33: Подтверждение того же из обетований Христа Спасителя и из благословения Иакова, согласно толкованию Папия и пресвитеров. Пункт 2.
[17] Предсказания конца света всегда были выгодным промыслом сектантов и просто аферистов, поэтому вред от этого не только верующим.
[18] Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. Апокалипсис святого Иоанна Богослова (конспект лекций). – СПб-Жировичи, 2004. – С. 88.
[19] Ревностный святитель древней Египетской церкви и ревностный обличитель аллегоризма и других заблуждений Оригена — II – III в.
[20] Кирьянов Б.Н., священник. Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле. Свидетели и возвестители истины первого воскресения мертвых тысячелетнего царства Господа на земле, которые известны нам по истории древней Церкви и которые прямо свидетельствовали и возвещали об этой истине в Церкви с самого начала. – СПб-Кисловодск, 2001 // ИСАНС. Библиотека on line [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://narratif.narod.ru/kiryanov01.htm. - Дата доступа: 29.03.2008. «Подобно - как в начале мира сотворен был смертный и несовершенный человек, дабы жил на земле 1000 лет; так и при конце мира создан будет совершенный человек, дабы, оживотворяемый Богом, господствовал 1000 лет над тою же землею». Цит.по: Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцев и учителей Церкви, из отчета о занятиях по Библейской истории в течении 1894/5 учебного года профессорского стипендиата Казанской духовной академии В.Протопопова. – Казань, 1896. – С. 24.
[21] Ириней Лионский. Против ересей. Книга 5. Глава 30: Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам; о царстве и о смерти антихриста. Пункт 2. – Режим доступа: http://www.krotov.info/library/i/iriney/vers_5.html. - Дата доступа: 28.03.2008.
[22] Ипполит Римский, свт. О Христе и антихристе. Пункт 14. – Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0265.php. - Дата доступа: 28.03.2008.
[23] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 30, об..
[24] Там же. – Л. 30, об.-31.
[25] Там же. – Л. 31.
[26] Ипполит Римский, свт. О Христе и антихристе. Пункт 47…
[27] Там же. Пункт 43.
[28] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава 26: об Антихристе…
[29] Ефрем Сирин, прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. – Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0059.php. - Дата доступа: 29.03.2008.
[30] Указ.соч. – С. 59.
[31]«Когда услышат Илия и Енох, что бесстыдный явился в местах святых, они сойдут и сразятся с ним, говоря ему: "(И) ты не стыдишься, что ты чужд (всему)? Ты стал врагом небесным и (врагом) тем, которые на земле. Ты стал врагом ангелам и силам. Ты чужд всегда. Ты упал с неба, как звезды утром. Ты изменился. Твоя материя стала темной. Не стыдишься ли ты, что ополчился на Бога, ты, диавол?". Услышит бесстыдный,. и разгневается, и будет сражаться с ними на площади большого города, и проведет семь дней, сражаясь с ними, и убьет их, и они будут три с половиной дня мертвыми на площади, и весь народ будет видеть их. На четвертый же день они восстанут и будут вновь обличать его, говоря ему: "О бесстыдный, и ты не стыдишься, ты, соблазнив народ Божий, тот, за который ты не пострадал? Разве ты не знаешь, что мы живы ва Господе, обличая тебя, во всякое время говорящего: "Я одолел этих"? Мы сложим (с себя) плоть этого тела и убьем тебя, и ты не сможешь сказать (ни слова) в день тот, потому что-мы живы во Господе во всякое время, (и) потому что ты - враг во всякое время". Услышит бесстыдный, разгневаясь, и будет сражаться с ними. Город весь обступит их. В день тот они возвысят клич к небу, облекшись светом, и весь мир увидит их». См.: Апокалипсис Илии // Библия. Все на одном сайте [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.biblia.org.ua/apokrif/apocryph2/ap_ilia.shtml.htm. - Дата доступа: 01.04.2008.
[32] Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. Апокалипсис … – С. 60.
[33] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 31.
[34] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 31.
[35] Там же.
[36] Евдокимов П. Православие. Пер. с франц. Сергей Гриб. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. – (серия «Современное богословие»). – С. 465.
[37] Евдокимов П. Православие… – С. 468.
[38] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 31.
[39] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 33.