Что важнее: Страстная или Светлая седмица?
Страстная и светлая седмицы - две, пожалуй, самые известные недели православного богослужебного годичного круга, которые следуют одна за другой, разделенные празднованием Святого Христова Воскресения. Две этих седмицы практически противоположны по своему содержанию и настроению. Об этом контрасте, а также о том, какая из этих седмиц важнее, мы поговорили с клириком Свято-Борисо-Глебского (Коложского) храма протоиереем Георгием Роем.
- О. Георгий, Церковь вводит человека в пространство Великого Поста постепенно – через специальные подготовительные недели. А вот окончание поста немного странное: Страстная седмица, очень скорбная по своему характеру, и за ней сразу же, без всяких подготовительных недель - Пасха, Светлая Седмица и т.д. Как объяснить такую постепенность в начале поста и такой контраст настроений в его конце?
- Если рассматривать, как зарождалось и развивалось в христианской церкви празднование Пасхи, то мы обнаруживаем интересную особенность. Пасха – это не только сам день Христова Воскресения и последующая седмица. Пасха начинается со Страстной недели. Пасха просто немыслима без событий Великих дней Страстной недели. Христово Воскресение – это кульминация пасхальной тайны, но не ее начало. Великий Пост подготавливает нас к Пасхе в таком широком ее понимании. Это и есть подготовительные недели к пасхальным дням Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения. А контрастность настроений задана самим характером евангельских событий. То, что казалось величайшим поражением, оказалось началом величайшей победы Христа над смертью и дьяволом, оказалось даром вечной жизни всему человечеству.
- Мы знаем, что Церковь по-разному оценивает события жизни Христа и их значение: одни из них возводит в ранг двунадесятых праздников, другие относит в календаре к менее значимым праздникам. А в отношении обсуждаемой темы, что важнее: Страстная или Светлая седмица? Смерть Христа или Его Воскресение?
- Говоря о спасительном подвиге Христа, важно видеть его не фрагментарно, а целостно. Все праздники, связанные с жизнью Христа, говорят об одной великой тайне - спасении Богом падшего человечества. Мы не можем сказать, что Вознесение важнее Преображения, или что Рождество главнее Крестовоздвижения. Все эти воспоминания раскрывают историю нашего спасения. Венец этой спасительной истории – Пасха, в которой неотделимы друг от друга Сионская Горница, Гефсимания, ночь Христовых Страданий, Его Крестные муки, Его Смерть, сошествие во ад и Его славное Воскресение. Понимание этого важно для нашего благочестия. Неполноценно празднует Пасху тот, кто не пережил в дни Страстной Седмицы великих евангельских воспоминаний этих дней.
- Страстная седмица уже не является Четыредесятницей, т.е. не относиться к Великому Посту? Почему же мы все равно постимся?
- Фактически мы имеем дело с двумя предпасхальными постами: пост Четыредесятницы и пост Страстной Седмицы. Пост Страстной седмицы с исторической точки зрения даже более древний и более важный, чем пост Четыредесятницы. В эти дни невозможно не поститься. Немыслимо услаждаться в дни, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и предательство Христа Иудой. Невообразимо отказаться от поста в ночь Христовых Страданий и в день Его Крестной муки! Если человек считает себя христианином, он не может не поститься в эти дни. Все наши духовные силы должны быть сконцентрированы на спасительном подвиге Господа Иисуса Христа.
- Нам чаще приходится слышать и читать о службах Страстной седмицы, их глубоком смысле, значении каждого дня. А что вы могли бы сказать о «литургической уникальности» Светлой седмицы?
- Слово «уникальные» в отношении богослужений Пасхальной ночи и Светлой Седмицы подходит наилучшим образом. Пасхальные службы неповторимы по своей красоте, эмоциональной насыщенности, символическому наполнению, гимнографическому содержанию и музыкальному исполнению. Чтобы убедиться в этом, нет смысла проводить какие-то специальные исследования – достаточно хотя бы один раз побывать на пасхальном богослужении. Все богослужения в течение церковного года совершаются в определенном русле предписаний богослужебного Устава. Даже богослужения Великого Поста, имеющие немало своих особенностей, все равно не выходят за эти уставные границы. А богослужения Пасхи составлены таким образом, что мы отступаем от многих привычных уставных норм и предписаний, а сам характер службы приобретает совершенно необычное музыкально-гимнографическое наполнение, подчеркнуто радостную эмоциональную выраженность. Все это говорит о том, что Пасха – праздников праздник, а потому и богослужение этого дня и этой недели не может быть таким, как обычно.
Беседовал диакон Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ