Царица Савская
«Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12, 42).
Обращаясь к Священному Писанию, нередко можно встретить имена и личности, окутанные тайной и являющиеся загадкой для значительного количества читателей. Одной из таких личностей является Царица Савская, или, как говорит о ней Иисус Христос, Царица южная (Мф. 12, 42).
Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис или Билкис, а в эфиопских легендах — Македа.
Савской царица названа по имени страны, где она правила. Саба́ или Сава́ (иногда встречается и вариант Шеба́) — древнее государство, существовавшее с конца 2-го тысячелетия до Рождества Христова по конец III века по Рождестве Христовом в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (но имевшее в самом начале своей истории колонию в Эфиопии). Сабейская цивилизация — одна из древнейших на Ближнем Востоке — сложилась на территории Южной Аравии, в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который находится на границе с пустыней Рамлат ас-Сабатейн, по-видимому, в связи с переселением сабеев из северо-западной Аравии, связанным со становлением трансаравийского «Пути Благовоний». Вблизи столицы Сабы, города Мариба, была сооружена огромная плотина, благодаря чему оказалась орошенной огромная, прежде бесплодная и мертвая территория — страна превратилась в богатый оазис. В начальный период своей истории Саба служила перевалочным пунктом в торговле: сюда поступали товары из Хадрамаута, и отсюда отправлялись караваны в Месопотамию, Сирию и Египет (Ис. 60, 6; Иов. 6, 19). Наряду с транзитной торговлей Саба получала доходы от продажи благовоний местного производства (Иер. 6, 20; Пс. 71, 10). Страна Сава упоминается в Библии в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах. Впрочем, очень часто некоторые исследователи Библии указывают на расположение Саба не в южной Аравии, но и в северной, а также на территории Эфиопии, Египта, Нубии, и даже в южной Африке ― Трансваале.
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств, а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон:
«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота, и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону» (3Цар. 10, 2-10).
В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов, а это около 30 тонн, золота (2Пар. 9, 13). В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. 9, 20) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. 9, 22). Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. 9, 23).
Среди иудейских комментаторов Танаха существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор, разрушивший Храм, построенный Соломоном. (а в арабских легендах она уже его непосредственная мать). Согласно же Талмуду, историю о царице Савской следует считать аллегорией, а слова «מלכת שבא» («царица Савская») трактуются как «מלכות שבא» («царство Савское»), покорившееся Соломону.
В Новом Завете царица Савская именуется «царицей южной» и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса: «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Лк. 11, 31), аналогичный текст приводится и у Матфея (Мф. 12, 42).
Блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «под «царицей южной» разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре». Указывают, что значение этой фразы таково — в Судный день царица (вместе с упомянутыми ниже у Луки язычниками-ниневитянами, уверовавшими благодаря Ионе) восстанет и осудит иудеев эпохи Иисуса, потому что они имели такие возможности и привилегии, которых не имели эти уверовавшие язычники, но отказались принять их. Как отмечал балженный Иероним Стридонский, осудят не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними. Превосходство ниневитян и царицы Савской над неуверовавшими современниками Христа подчёркивает и Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Матфея»: «потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему».
Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов. Исидор Севильский писал: «Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых. Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога».
Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу. Блаженный Иероним в своём толковании на «Книгу пророка Исайи» даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость. Эта трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённым царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и мирру. Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга.
В толкованиях на библейскую «Песню песней» типологическая христианская экзегеза традиционно рассматривает Соломона и его прославленную возлюбленную Суламиту как образы жениха-Христа и невесты-Церкви. Наложение этого толкования на евангельский сюжет, в котором Иисус и его последователи сопоставляются с Соломоном и царицей южной, привело к сближению образов царицы Савской и Суламиты-Церкви Христовой. Уже в «Беседах на Песнь Песней» Оригена они тесно переплетены, а чернота Суламиты (Песн. 1, 4-5) названа «эфиопской красотой». Это сближение получает развитие в средневековых комментариях к «Песни Песней», в частности, у Бернара Клервосского и Гонория Августодунского. Последний прямо называет царицу Савскую возлюбленной Христовой. В средневековых латинских Библиях инициал C на первой странице «Песни Песней» (лат. Canticum Canticorum) часто включал изображение Соломона и царицы Савской. В то же время, образ царицы как олицетворения Церкви связывался с образом Девы Марии, что, по всей видимости, стало одним из источников возникновения иконографического типа Чёрных Мадонн ― так в католическом религиозном искусстве и почитании обозначаются картины или статуи, изображающей Деву Марию с ликом крайне тёмного оттенка, например, Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы.
Крайне скудные исторические сведения о Царице Савской привели к тому, что ее личность обросла огромным количеством легенд и домыслов. Ей приписывалось и якобы обладание волосатыми ногами, и наличие гусиных ступней с перепонками. Её общение с Соломоном также мифологизировалось. Так, до нас дошло несколько вариантов загадок, которые она будто загадывала царю Соломону.
Впрочем, одно является самым главным и неоспоримым фактов в истории о Царице южной ― именно она стала прообразом тех язычников-неиудеев, которые, придя послушать проповедь апостолов о Христе, поверили и наполнили Церковь новыми святыми и праведниками, и распространили христианство по всему земному шару.
Егор ПАНФИЛОВ