Шахтёрская лампада
В день Святой Троицы в Солигорске молились о том, чтобы Святой Дух сошел на вновь освящаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Его обновлением руководил Антоний, епископ Гродненский и Волковысский.
Связь времен
Небольшой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — первый в Солигорске. До 2000 года здесь никогда не было православной церкви, ведь город был основан в 1958 году, когда храмы не строили, а закрывали. Единственная церковь рядом с Солигорском находилась в деревне Чижевичи. Прихожане этой церкви в 1990-е годы начали поднимать вопрос о строительстве церкви в самом городе.
Прихожанка Алла Александровна рассказывает:
— На месте храма раньше был пустырь, туда летом приезжал цирк. А, несмотря на кажущееся благополучие города, где зарплаты не самые низкие, здесь были большие проблемы с наркоманией, игроманией и криминалом. И тогда настоятель храма в Чижевичах отец Николай Розов сказал: “Надо детей спасать”.
Так что поколение 90-х было уже при Церкви и начало строить храм.
В 2010-е рядом с храмом Рождества Богородицы построили величественный собор в честь Рождества Христова, с невероятной красоты росписями и мозаиками. Глядя на великолепие этого нового храма, стало казаться, что и первая, любимая многими Богородичная церковь, заслуживает подобного украшения.
День святой Троицы в храме до ремонта, 2016 год
Владыка Антоний вместе с настоятелем отцом Григорием Беляцким решили полностью обновить церковь. Удалось поменять всё, начиная от икон и утвари и заканчивая штукатуркой со стен. Буквально через год к освящению была готова обновленная церковь-красавица — в голубых тонах, где каждый элемент росписи посвящен жизни Пресвятой Девы.
В обновленном храме нашлось место не только для академической живописи, но и для старинных икон, которые соединяют новую церковь с историей Солигорско-Слуцкой епархии.
— На западной стене мы разместили три иконы, очень важные для нашего региона, - на проповеди после праздничной службы Владыка Антоний. — Это наша история. Одна из них — Пресвятой Богородицы, слуцкой школы иконописи середины 17 века. Вторая, святителя Николая Чудотворца с частицей мощей, из храма нашей епархии. А в центре находится икона архангела Гавриила начала 17 века, перед которой молилась святая праведная София Слуцкая, покровительница нашей земли.
Икона Пресвятой Богородицы 17-го века
Кстати, иконы, которые висели до ремонта в церкви Рождества Богородицы, раздали неимущим и строящимся приходам города. Так прошлое церкви, пусть и недалекое, становится частью настоящего для новых храмов.
Обновленный храм Пресвятой Богородицы
Со-творчество
Все росписи в храме, а также иконостас были выполнены в мастерской «Палехский иконостас». Мастерская названа в честь поселка Палех, где до революции сформировалась одна из последних школ иконописи.
— 20 человек работали здесь в течение 5 месяцев, — рассказывает руководитель мастерской Анатолий Владимирович Влезько. — Это видимая часть работы. Но много времени заняла еще разработка и утверждение эскизов. Мы отталкивались от того, что храм имеет посвящение Пресвятой Деве и выбирали голубой фон и нежные цвета.
Анатолий Владимирович говорит, что у храма Рождества Богородицы нетипичная архитектура. И предложение расписать такой храм стало вызовом, над которым интересно было поработать. Нужно было, чтобы роспись стала органичным дополнением храма, подчеркнула его достоинства. И, несмотря на то, что из-за пандемии невозможно было приехать, чтобы проконтролировать процесс и рабочие приступили к росписи без положенного отдыха, всё получилось.
— Хотя мы занимаемся этим давно, и наша деятельность подразумевает гарантированный результат, все равно есть интрига: как будет выглядеть храм, когда уберут все леса? Надо иметь очень хорошее пространственное изображение и опыт, представить это заранее. Мы были не одни, и владыка, и отец Григорий принимал живое участие, контролировали каждый фрагмент росписи. Это был процесс со-творчества, со-работничества - заказчика (Церкви), художника и тех, кто финансирует и поддерживает эту работу. Результат невозможен без какой-либо из этих составляющих, все три из них бесконечно важны. Сегодня Троица, поэтому я позволю себе такое сравнение, - улыбается Анатолий Владимирович.
Мы сидим в храме после окончания службы, Анатолий Владимирович рассматривает и фотографирует результат работы своей мастерской. Я спрашиваю, какие чувства он сейчас испытывает.
— Я впервые увидел готовый результат сегодня, на освящении. До этого руководил работами дистанционно. У художников есть понятие: состоялась работа или нет. Так вот, могу сказать, что здесь работа состоялась.
Шахтерская лампада
До 2000 года храм был только в деревне Чижевичи.
— Шахтерская профессия очень рискованная. В Чижевичах есть даже памятный знак погибшим шахтерам, — рассказывает дежурный Николай Григорьевич, пока мы ходим по собору, — и храм в Солигорске стал людям отдушиной. И за погибших можно помолиться, и за сохранение живых. Да и потомкам есть, что оставить.
Даже внешний вид храмового комплекса напоминает о том деле, которым занято большинство населения города: купола со стеклянными галереями похожи на фонари, которые используют в шахтах. А в церковном дворе построили ротонду св.Варвары, которую считают покровительницей шахтеров — люди верят, что она избавляет от внезапной смерти.
— Это кажется, что деньги на строительство было легко собрать – мол, город шахтеров. На самом деле мы строили с большими трудами. Если бы не «Белкалий», мы не смогли бы воплотить нашу задумку в жизнь. И вообще, то, что в наших краях был длительный провал в религиозной жизни, очень чувствуется. В этом плане люди из Западной Беларуси другие, - говорит почетный настоятель прихода Рождества Христова отец Николай Розов.
Прихожанка Валентина Васильевна рассказывает, что когда собрали немного средств и купили несколько икон, отец Николай сказал: будем начинать служить. И сразу дело сдвинулось. А когда пришел владыка Антоний, народ сплотился еще больше.
Первыми прихожанами храма стали женщины из организованного еще на чижевичском приходе сестричества. Они собирали средства на строительство, и вся работа в новом храме была на них. Старшая сестра Наталья Константиновна рассказывает, как сестры помогали нуждающимся, ухаживали за больными, ходили в детский дом.
— Мы ничего не планируем. Как говорила моя бабушка «Трэба жыць, як набяжыць». Вот мы так и живем все эти годы. У нас есть определенная работа, и она течет. Но что удивительно, сестер по списку 69, и это число не меняется. Тех, которые по немощи уже не могут помогать, заменяют волонтеры. Как будто Господь постоянно восполняет их число.
Совместная агапа
То, что удивило меня не меньше росписей в храме, это совместная трапеза после службы – когда и митрополит, и епископ, и хор, и прихожане собираются за одним столом.
— А у нас по-другому не бывает, — смеются прихожане.
— Традиция трапезничать вместе заведена у нас издавна, — говорит отец Николай Розов. — Такие совместные застолья у нас идут еще с Чижевич. Я позаимствовал эту традицию с Запада, когда мы ездили с концертами в Германию. Там всегда после мессы устраивают чаепития. По-моему, это замечательный обычай: он объединяет, сплачивает, мы общаемся, узнаем друг друга, потом и молиться вместе легко. Почему в дореволюционные времена священник всех знал в лицо? Потому что люди никуда кроме своего прихода не ходили, и священник знал их всю жизнь. Так и нам сейчас не нужно закрываться от прихожан, не нужно убегать, а нужно идти навстречу.
Владыка Антоний в своем слове сказал, что будет скучать по своим прихожанам и по тем теплым отношениям, которые сложились у него с приходом:
— Благодарю вас за вашу любовь и такую огромную веру, которую вы испытываете ко Христу. Когда смотришь в ваши глаза, чувствуешь прилив сил. Приходишь, бывает без настроения, думаешь о своих проблемах. А вы приходите несмотря ни на что, и глаза у вас яркие и добрые. И в ваших глазах черпаешь огромную силу. И хочется строить, создавать, творить доброе.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Фото: Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ, Вадим ПАПКО