«Только я подумаю об Одном, я озаряюсь Тремя»: важные вопросы о Троице
В непростых вопросах о догмате Святой Троицы помогает разобраться священник Гродненской епархии Владислав Ракутин.
- Отец Владислав, не могли бы Вы простыми словами объяснить догмат о святой Троице?
- Святая Троица - это не три Бога, а Единый Бог в трех ипостасях. Ипостась – синоним слова «личность». Нельзя сказать, что Отец, Сын и Святой Дух – это три части одного Бога. Три лица равны, нет высшего и нет низшего. Каждая ипостась – Бог, но они соединены воедино. Как соединены? «Только я подумаю об Одном, я озаряюсь Тремя», - отвечу я словами св.Григория Богослова.
У каждого лица есть свое уникальное свойство. У Отца – нерожденность. У Сына рождение, у Духа – исхождение. И когда у святителя Григория Богослова спрашивали, что значит рождение и исхождение, он говорил: «А вы мне ответьте, что такое нерожденность Отца, и мы оба будем поражены безумием, что решили подглядеть тайны Божии». Мы не можем познать это разумом, это Божие откровение.
- Как появилось учение о трех лицах Бога, и когда в это стали верить христиане?
- Ответ на этот вопрос имеет корни в Ветхом Завете. В книге Бытия Господь говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Бог говорит о себе во множественном числе. Эти слова - первое прикровенное свидетельство от Бога, что Он имеет троическую природу.
Следующий ключевой момент - явление Бога Аврааму в виде трех ангелов (Быт.18:2).
Посмотрим на события Нового Завета. Когда Господь Иисус Христос принимает крещение в реке Иордан, происходит открытое богоявление миру. Бог Отец с небес говорит о Своем Сыне; Божественный Логос, Сын, явным образом являет себя человечеству; а Дух Святой в виде голубя, материализовавшись, сходит на Христа (Мф.3:13-17).
Еще одним явлением Троицы миру в Новом Завете было Преображение Господа на горе Фавор. Здесь Святой Дух явился в виде облака, которое осенило апостолов, а Отец гласом с неба еще раз засвидетельствовал, что Христос – Сын Божий (Лк.9:28-35).
То есть Бог Сам открыл нам Свою сущность в Священном Писании и Священной истории.
Действие третьего лица Святой Троицы раскрывается в событиях Пятидесятницы – в момент сошествия Святого Духа, когда апостолы стали говорить на иных языках, когда они получили вразумление и укрепление свыше. Это день рождения новозаветной Церкви, это наступающее время благодати.
- То есть сразу после Пятидесятницы христиане знали уже, что на апостолов сошел Святой Дух и почитали Его как Бога?
- Да, христиане верили в то, что Бог существует в трех Лицах, но не могли сформулировать и выразить это. Как известно, первые три века христианской истории – сложное время. Церковь была гонима, христиане находились в катакомбах, тут уж не до догматических тонкостей. И этот вопрос не поднимался.
Но когда христианство по Миланскому эдикту 313 года стало законной и официальной религией империи, началась эпоха Вселенских соборов и разъяснений. В борьбе с ересями Церковь отделила пшеницу от плевел и четко разделила, где правильное вероучение, а где его искажение. Святые отцы – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, - основываясь на местах из Священного писания, которые мы привели выше, и многочисленных цитатах из Нового Завета (к примеру, когда Христос говорит ученикам «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:10), а также «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин.14:26), вывели учение о Троице.
- Как можно объяснить догмат о Святой Троице иноверцам или людям, критически настроенным к христианству?
- Доказать практически это невозможно. Но это то, что Бог открыл нам о Себе, это то, что записано в Священном Писании. Господь таков, каков есть, не мы Его таким придумали. И мы об этом свидетельствуем, а не сочиняем.
Например, мусульмане говорят: у Отца не может быть Сына, Бог один. А Святого Духа они вообще воспринимают как внука Отца. То есть начинают рассуждать чисто по-человечески. И тогда задаешь им вопрос: Бог всемогущ? Бог всесилен? Тогда кто вы такие, чтобы запретить Богу быть тем, кем он является?
В Римском пантеоне было около 60 000 богов. Иудеи верили в единого Бога. Но до того, что Бог один, но троичен в лицах, не дошли бы ни одни, ни другие. То, что Бог один, но в трех лицах, сам не придумал бы никто. Это и есть удивительнейшее доказательство богооткровенности христианства.
- Если человек говорит: я не могу представить себе Бога в трех лицах и в молитве обращаюсь к одному Богу, он согрешает этим или нет?
- Нет, не согрешает. Есть такой момент. Когда мы читаем «Отче наш», мы обращаемся только к Богу Отцу? Нет, мы подразумеваем Бога сразу в трех лицах - и Отца, и Сына, и Святого Духа. Когда мы говорим «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», мы обращаемся к Сыну? Нет, но снова к Богу Отцу и Сыну и Святому Духу. Когда мы произносим молитву «Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный», мы не обращаемся отдельно к Святому Духу, мы молимся всей Троице, не разделяя. Поэтому мы и говорим «Троица единосущная и нераздельная».
- А как объяснить догмат о Святой Троице детям?
- На языке образов, как святые Кирилл и Мефодий. Они говорили так: посмотри на солнце – оно рождает луч, и от него исходит свет и тепло. Это Троица. Или на примере дерева: оно имеет корень, ствол и крону, но это все одно дерево. Бог многое в мире отразил в троическом измерении, и это поразительно.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Фото: Мария Поспелова