Вселенские соборы: что, где, когда?
31 мая празднуется память отцов Семи Вселенских соборов. Благодаря этим соборам сформировалось учение нашей Церкви. Давайте разбираться, что было принято на каждом из них.
Фото: Юрий Курбатов
I Первый Никейский собор
Первый Вселенский Собор. Фреска XIV в., монастырь Высокие Дечаны (Косово, Сербия)
Время и место: 325 год, город Никея (современная Турция).
Кем созван: Константином I Великим.
Предпосылки: распространение арианства (течение в раннем христианстве, которое утверждало, что Бог Сын был сотворен, а не существовал вечно, как и Бог Отец).
Что утвердили на соборе:
- Никейский символ веры, согласно которому Сын единосущен Отцу. Это было ответом на ересь арианства. Именно после первого Никейского собора христиане стали петь в Символе веры о Христе «Свет от Свет, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу»;
- Христиане отныне не должны были праздновать Пасху вместе с иудеями. Постановили праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
- 20 канонических постановлений, среди которых запрет на то, чтобы священники были ростовщиками и чтобы в их доме находились молодые девушки, которые могут поставить их под подозрение.
- Выходным днем стало воскресенье вместо субботы.
II Первый Константинопольский собор
Второй Вселенский собор, роспись на стене церкви в Бухаресте, Румыния
Время и место: 381 год, Константинополь.
Кем созван: императором Феодосием I.
Предпосылки: ереси поздних ариан о Боге Сыне и Святом Духе.
Что постановили на соборе:
- Запретить епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других поместных церквей;
- Внести изменения в существующий Символ веры. Так, были добавлены слова о Святом Духе, что он «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый» - в противовес появившейся ереси о том, что Святой Дух не есть Бог, что Он ниже по рангу, что Он сотворен и подобен ангелам. Также были дополнены некоторые слова о Боге Сыне.
- Считать Константинопольскую кафедру второй по значимости после Рима. Это произошло из-за того, что Константинополь стал местопребыванием императора и столицей. Его называли Вторым Римом.
III Эфесский собор
Третий Вселенский собор, базилика Notre-Dame de Fourvières, Лион, Франция
Время и место: 431 год, Эфес (Малая Азия).
Кем созван: императором Феодосием II.
Предпосылки: распространение ереси Нестория, Константинопольского архиепископа, который считал, что Божия Матерь родила человека, соединенного со Словом Божиим и ее нужно называть Христородицей, а не Богородицей.
Что постановили на соборе:
- Называть Божью Матерь Богородицей, а не Христородицей, а учение Нестория объявить ересью.
- Осудить ересь пелагианства, которая утверждала, что первородный грех не влияет на природу человека и человек способен выбирать добро и зло без помощи Бога.
- Утвердить Никейский Символ веры и изгонять из Церкви всякого епископа и мирянина, который не исповедует его. Отныне нельзя было изменять ни на слово тот Символ веры, что был принят на первых двух Вселенских соборах.
IV Халкидонский собор
Четвертый Вселенский собор. Роспись в Успенском Соборе Киево-печерской Лавры
Время и место: 451 год, Халкидон (теперь – район Стамбула).
Кем созван: императором Маркианом.
Предпосылки: распространение ереси монофизитства (учения, согласно которому в Христе есть только божественная природа и нет человеческой, т.е. умаление Его человеческой природы) и несторианства (учения, согласно которому Христос – это человек, в котором живет Бог, т.е. умаление божественной природы Христа).
Что постановили на соборе:
- Осуждение несторианства и монофизитства. Среднее учение между ними и стало христианским.
- 30 правил церковного порядка, среди которых правила, осуждающие рукоположение за деньги и вообще всякое сребролюбие среди священнослужителей; правила, запрещающие монашествующим покидать монастыри и вмешиваться в гражданские дела; правила о рукоположении только на конкретный приход.
V Второй Константинопольский собор
Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. XIV в.
Время и место: 553 год, Константинополь.
Кем созван: императором Юстинианом I.
Предпосылки: продолжавшееся распространение несторианства и монофизитства.
Что постановили на соборе:
- Осуждение учения Оригена о предсуществовании человеческих душ. Ориген говорил о том, что изначально Богом было создано определенное количество душ и некоторые из них, отпадая от божественного мира, воплощались в области бытия.
- Осуждение учения об Апокатастасисе – всеобщем прощении грешников (включая дьявола и его слуг) на Страшном Суде.
- Осуждение платонизма и идеализма.
VI Третий Константинопольский собор
VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра)
Время и место: 680-681 гг, Константинополь.
Кем созван: Константином IV Погонатом.
Предпосылки: распространение учения монофелитов, которые признавали в Христе два естества, но одну Богочеловеческую волю.
Что постановили на соборе:
- Осудить ересь монофелитовов и утвердить учение о том, что в Христе две природы и две воли – Божественная и человеческая, и что человеческая воля не противна, а покорна воле Божьей. Обе воли соединены неразлучно, неслитно и нераздельно.
- Осудить ересь моноэнергизма о том, что в Христе присутствует одна богочеловеческая энергия и утвердить учение о том, что в Христе два естественных действия – Божественное и человеческое и соединены они неразлучно, нераздельно, неслитно.
- Установить дату летоисчисления с библейского сотворения мира с началом 1 сентября 5509 года.
VII Второй Никейский собор
Седьмой Вселенский собор
Время и место: 787 год, Никея.
Кем созван: императрицей Ириной.
Предпосылки: распространение иконоборчества.
Что постановили на соборе:
- Догмат об иконопочитании. Восстанавливалось почитание икон Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых. Разрешалось ставить их в домах и храмах. Хотя движение иконоборцев этот собор не смог остановить.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ