Под защитой святой Анны и мученика: церковь в Самуйловичах
22 мая – день памяти святителя Николая Чудотворца. В Гродненской епархии одиннадцать храмов, посвященных этому святому. И историю одного из старейших из них, которому в этом году исполняется 220 лет, мы хотим рассказать.
Фото 1: hrambel.by
История деревянной церкви
Деревня Самуйловичи известна с 15-го века. А первое упоминание церкви в этом месте можно найти в документах за 1540 год. Там говорится о жалобе священника самуйловицкой церкви святого Спаса на князя, который украл у него лошадь и ценные вещи. Благодаря этому князю мы теперь можем знать, что деревянная церковь на этом месте стояла уже в начале 16-го века и находилась на старинном кладбище.
Деревня Самуйловичи переходила из рук в руки: сперва принадлежала Казимиру Яну Сапеге, после - Юрию Тызенгаузу, а после свадьбы его дочери с Гервазием Оскерко перешла к последнему.
Гервазий был довольно известным лицом в ВкЛ. Он происходил из литовского шляхецкого рода, имел должность чашника (то есть должен был наливать вино в чашу великому князю), много раз избирался депутатом на сеймы; был послом ВКЛ в Петербурге. Именно при Гервазии Оскерко церковь в Самуйловичах стала униатской.
При этом состояние ее оставляло желать лучшего. В ревизионных документах за 1758 год указано, что в церкви даже нет пола, только песок, а крыша, хоть и из неплохого материала, но с дырами. Гервазий хотел отремонтировать старую церковь, но, видимо, поправлять было уже нечего: через каких-то шесть лет комиссия находит ее «сильно склоненной на бок».
Каменная мурованка
Тем временем Самуйловичи перешли к старшему из шести детей Гервазия – Игнату Оскерке. Именно он построил в Самуйловичах новую церковь на месте покосившейся старой. Небольшая, из мелкого камня и с необычным фронтоном, она сохранилась до наших дней.
Официально церковь была построена в 1801 году. Но есть сведения, что Игнат умер в 1782 году и успел перед смертью закончить строительство. Так что кто знает, может быть, храму к его 220-ти годам можно добавить еще 20.
Новую церковь комиссия нашла «чудесной». В 1818 году сюда приезжал брат известного историка Игната Анацевича – Михаил. Он сделал описание церкви, на то время еще униатской. От него мы знаем, что в храме были органы на шесть голосов, а на стенах храма довольно красивые рисунки с десятью заповедями, выполненные Евстафием Кшыжановским.
Рисунок Витольда Карпызы
В 1856 году в Самуйловичи прибыл священник Савва Кульчицкий. Церковь в то время вернули православным. Его вспоминали как человека строгого. Именно он в 80-х годах написал хронику церкви святителя Николая. А еще при нем случилась в этих местах загадочная история с камнем.
В трудные для беларусов 1850-е годы наступил голод. Много людей умерло из-за холеры, а животные погибали из-за сильных морозов и отсутствия пашни. В 1857 году буря уничтожила посевы в соседних с Самуйловичами деревнях. И вот в это самое время, когда людям как никогда нужна была помощь, в деревне Пацевичи, рядом с Самуйловичами, начали происходить необычные вещи.
Там лежал камень, на котором в сумерках люди начали замечать три огонька. Это повторялось изо дня в день. Священник Кульчицкий после многих свидетельств и просьб прихожан перенес этот камень и положил возле церкви. Но будто бы услышал от камня голос: “Верните меня назад”. Священник с прихожанами послушались и отнесли камень на прежнее место и там построили часовню. Местные были уверены, что голос этот принадлежал святой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Так это или нет, но часовню посвятили именно этой святой.
В конце 19-го века на звоннице рядом с самуйловицкой церковью было пять колоколов. Четыре из них приобрели на Зельвенской ярмарке, а один был отлит в Гатчине под Петербургом. До сегодняшнего дня сохранились три из них.
Церковь мученика
Напротив храма издавна стоял приходской дом, где жили священники. И с 1921 по 1929 годы в этом доме жил будущий священномученик – Киприан Климуц.
Отец Киприан был родом из Гродненского уезда, и Самуйловичи были одним из первых приходов будущего святого. Он всегда бесстрашно защищал православную веру, а позднее, на приходе на Новогрудчине, создал Православное народное братство. Братство создавалось для того, чтобы объяснять людям, что учение большевиков, которое обещало всем свободу и избавление от рабства, не должно толкать людей на насилие, на предательство друг друга, доносы и прочие злодейства. Отец Киприан призывал хранить веру и трезвость. Конечно, с приходом в Западную Беларусь советской власти священника обвинили в антикоммунистической деятельности. И хотя почти никто из местных не подписал протокол с обвинениями в адрес священника, отца Киприана арестовали, а затем сослали в Каргапольлаг, где он и умер.
Канонизирован священник был в 2011 году, а на стене храма в Самойловичах установили памятную доску – в память о нашем земляке-мученике.
После Великой Отечественной войны храм в Самуйловичах закрыли. Но местные не дали устроить из него хлев или склад, не позволили ничего вынести из храма. Каждый раз люди встречали комиссию вилами, косами и топорами и не давали войти. Сменили замки в церкви и сами заходили с благоговением, чтобы навести там порядок. Так, благодаря своей решительности и молитвам святого Климуца храм удалось отстоять.
Храм, почти не претерпевший изменений за двухсотлетнюю историю, снова открыли в конце 1980-х. Название деревни происходит, вероятно, от имени «Самуил», что значит «имя Божье». И пусть оно больше не забывается здесь никогда.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Использованные источники:
- “Падарожжа з Жыгімонтам. Веска Самуйлавічы”.
- “Веска Самойлавічы і яе царква”. Вітальд Карпыза. Журнал “Ваўкавышчына”, номер 3 за 2009 год.