Страстная неделя. Великая пятница
Великая пятница начинается воспоминанием последнего разговора Христа с учениками и заканчивается Его смертью и снятием со Креста. Это самый печальный день церковного года, когда не служится литургия, а христиане стараются держать абсолютный пост.
Фото 1: Распятие. Виктор Васнецов
Утреня Великой пятницы
Это служба, во время которой прочитываются 12 отрывков из Евангелия, рассказывающих о мучениях и смерти Христа. Чин 12 Евангелий сохранился от древнего богослужения в Иерусалиме, когда верующие во главе с епископом в ночь с четверга на пятницу обходили все места, связанные с событиями Великой пятницы (Via Dolorosa или «Путь скорби») и на каждой остановке читали определенный отрывок из Евангелия.
Вот эти отрывки:
- Ин.13:31–18:1 - прощальная беседа Христа с учениками, Его обещание послать Утешителя, молитва о сохранении учеников и всех, кто поверит в Христа по их слову;
- Ин.18:1–28 - взятие Иисуса в Гефсиманском саду и суд у первосвященника Анны;
- Мф.26:57–75 - суд у первосвященника Каиафы и отречение Петра;
- Ин.18:28–40,19:1–16 – суд у Пилата, его нежелание казнить Христа, решение бичевать Его с целью отпустить;
- Мф.27:3–32 - отчаяние Иуды, суд у Пилата, освобождение Вараввы и осуждение Христа на смерть;
- Мк.15:16–32 - путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания;
- Мф.27:34–54 – смерть на Кресте и чудеса, сопровождавшие смерть Господа;
- Лк.23:32–49 – раскаяние благоразумного разбойника и молитва Христа на Кресте;
- Ин.19:25–37 - обращение Христа с Креста к Богородице и апостолу Иоанну, Его смерть и прободение копьем;
- Мк.15:43–47 - снятие тела Господа с Креста;
- Ин.19:38–42 - участие Никодима и Иосифа в погребении Господа;
- Мф.27:62–66 - приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба.
Иисус перед Пилатом. Джеймс Тиссо
Во время этой службы читаются и поются антифоны и молитвы, осуждающие Иуду и подчеркивающие ужасающую смерть Творца от рук творения.
Каким образом, Иуда, ты предателем Спасителя сделался? Разве Он Тебя от сонма Апостолов отлучил? Разве дара исцелений лишил? Разве совершив с теми вечерю, тебя от трапезы отстранил? Разве омыв ноги другим, твои обошел? О, сколько ты благодеяний забыл, и теперь твой неблагодарный обличается нрав, Его же несравненное долготерпение возвещается и великая милость.
В сей день повешен на Древе на водах землю повесивший; венцом из терний венчается Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение!
Вечерня Великой пятницы
Вечерня начинается обычно в час смерти Христа (15 часов дня) и называется «Выносом Плащаницы». Во время этой службы еще раз прочитывается Евангелие о страстях Христовых и на середину храма выносится Плащаница, изображающая умершего Господа. При этом поется стихира «Тебе, одеющагося светом яко ризою»:
Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: “Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!”
После выноса Плащаницы над ней читается канон на Распятие Господа и Плач Богородицы. Запоминающуюся проповедь произнес на этой службе в 1966 году митрополит Антоний Сурожский:
«Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу. Сейчас смерть Христова говорит нам о Воскресении, сейчас мы стоим с возжженными пасхальными свечами, сейчас самый Крест сияет победой и озаряет нас надеждой – но тогда было не так. Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий, умер плотью Сын Девы, Кого Она любила, как никого на свете – Сына Благовещения, Сына, Который был пришедший Спаситель мира.
Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем – и это было как будто все.
Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе.
Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых.
Мы сейчас молитвенно будем слушать Плач Пресвятой Богородицы, плач Матери над телом жестокой смертью погибшего Сына. Станем слушать его. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач – и, я думаю, Ее плач страшнее всякого плача, потому что с Воскресения Христова мы знаем, что грядет победа всеобщего Воскресения, что ни един мертвый во гробе. А тогда Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Начиналось дление бесконечных дней, которые никогда уже больше, как тогда казалось, не могут ожить.
Вот перед чем мы стоим в образе Божией Матери, в образе учеников Христовых. Вот что значит смерть Христова. В остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас, согрешающих, ответственен за эту страшную Великую Пятницу; каждый ответственен и ответит; она случилась только потому, что человек потерял любовь, оторвался от Бога. И каждый из нас, согрешающий против закона любви, ответственен за этот ужас смерти Богочеловека, сиротства Богородицы, за ужас учеников.
Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! – и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам».
«Надгробный плач». Михаил Врубель
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ