Страстная неделя. Великий понедельник
Мы вступаем в святые и великие дни недели Страстей Господних. Каждый из них назван «великим» из-за того, что вместил исключительно важные для нашего спасения события. Расскажем, на что обращает внимание и что вспоминает Церковь в каждый из этих дней.
Фото 1: Картина Николая Ге
Евангельские чтения Великого понедельника
В понедельник перед Своими Страстями Иисус пришел в иерусалимский Храм и опрокинул столы менял с деньгами и скамьи с птицами, предназначенными на продажу. Многие люди считали, что принеся жертву и отдав ее священнику, они очищались от грехов. Христос же выступил против унижения и профанации веры и против превращения двора храма в рынок.
Священники не хотели признать в Христе Мессию, испытывали, чьею властью Он решается совершать такие серьезные поступки. Христос знал, что иудейские священники не примут Его, что бы Он ни сказал им, и пояснил их реакцию притчей о виноградарях, которые побили и слуг, и сына хозяина. Сюжет ее был навеян Исаией, который любил сравнивать Израиль с виноградником, а Бога – с его хозяином.
Таким образом, на утрене Великого понедельника читается притча о двух сыновьях и злых виноградарях и рассказ о проклятии смоковницы, которая оказалась бесплодной. Все это символизирует не узнавший Христа и отрекшийся от Него израильский народ, а также людей, упорствующих в своей злобе и не приносящих плодов покаяния и добрых дел.
Евангелие от Матфея, 21: 18-41
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
И когда пришёл Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?» а если сказать: «от человеков», — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие, ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.
На вечерне Великого понедельника читают пророчества Христа о Своих скорых страданиях, Втором пришествии и конце времен. Кроме того, в этот день Церковь вспоминает ветхозаветные события о том, как братья продали в рабство Иосифа. История Иосифа еще с апостольских времен рассматривалась как прообраз страданий Христа и Его последующей победы.
Евангелие от Матфея, 24:3-35
Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Особенности богослужения
На утрене после шестопсалмия поется особый тропарь Страстной Седмицы:
Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща: недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо душе́ моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́ Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Этот тропарь напоминает, во-первых, о Страшном Суде, а во-вторых, о том, что Царство Божие приближается к нам и Христос идет открыть его всем верующим в Него. Церковь призывает нас не пропустить эти величайшие события, как неразумные девы из притчи. В Греческих Церквях утрени первых трех дней Страстной седмицы называют «Утренями Жениха». Кроме пения тропаря на середину храма выносят икону «Жених Церкви», на которой изображен Христос в терновом венце.
Нимфиос (Жених Церкви). Икона. XX в
После канона утрени исполняется особая молитва:
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в Онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Тем самым, Церковь призывает нас испытать самих себя: достойны ли мы быть свидетелями Тайной Вечери и заключения Нового Завета, которые вот-вот совершатся на наших глазах?
В стихирах этого дня повторяются пророческие слова Христа о Его Страстях и обещание будущей победы и Царства:
Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже писано о Нем. Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.
Страдания честная настоящий день, якоже светила совершенная, возсиявают миру: Христос бо грядет страдати благостию, вся Содержай дланию изволяет прострестия на Древе, еже спасти человека.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ