Как Феодор Тирон помог ранним христианам?
В первую субботу Великого поста Церковь вспоминает, как вмч.Феодор Тирон спас христиан от осквернения, указав им есть коливо и не покупать оскверненные продукты на рынке. В чем состояла провокация, задуманная императором и чем на самом деле может оскверниться христианин, объясняет священник Георгий Панфилов.
- Мы помним историю об окроплении продуктов идоложертвенной кровью. Почему это было проблемой и как это могло осквернить христиан и пост?
- Идею с окроплением продуктов идоложертвенной кровью придумал Юлиан Отступник (IV век), который прекрасно знал реалии христианства. То, что он задумал, было именно провокацией, которая не имела мистической подоплеки, а, скорее, пыталась обрушить авторитет христиан. Идоложертвенная кровь была выбрана потому, что христианам ее употреблять не разрешалось. Вспомните, как апостол Павел призывал сохраняться «от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда» (Деяния апостолов 21:25). Если бы Юлиан объявил, что христиане наелись идоложертвенной крови, скорее всего у многих новообращенных это вызвало бы смущение, пошатнулась бы их вера. Это могло стать серьезным ударом по авторитету общины.
Провокация не удалась, потому что пшеничное зерно – это даже не полуфабрикат. Это продукт, который должен подвергаться помолу и дальнейшему приготовлению. В богатых городах, например, в Константинополе, кашу из цельного зерна обычно не рассматривали в качестве пищи. Это была цивилизация, которая уже отошла от таких примитивных блюд.
Поэтому когда Юлиан отдавал распоряжение окропить еду кровью, он подразумевал продукты, которые уже можно есть – овощи, фрукты, хлеб. А зернохранилища он, конечно, не окроплял – не подумал про это. Поэтому люди ели коливо, никто не голодал и в то же время никто не сделал того, что спровоцировало бы волнения или смущение.
- А что вообще может осквернить христианина?
Разумеется, существовали разные традиции по осквернению. Нужно понимать, что первые христиане, которые вышли из иудаизма, еще соблюдали кашрут – набор правил, касающихся того, какие продукты иудеям разрешено есть и того, как эти продукты должны готовиться. Тот же запрет на удавленину и кровь прямиком вышел из Ветхого Завета и перекочевал в Новый. В то же время апостол Павел говорит, что «не все ядущий, не осуждай все ядущего» (Рим.14:3). Один другого не соблазняет, а тот первого не осуждает. С одной стороны христианство предоставляет свободу в этих вопросах. А с другой - нет ничего плохого в том, что человек, выросший в определенной традиции, требования этой традиции соблюдает.
И, конечно, важно помнить слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Наверное, более ёмко и не скажешь.
Фото: Николай БАЙДА
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ