Священномученик Владимир Пищулин: из раскольника в святые
10 февраля – день памяти священномученика Владимира Пищулина. Он жил и учился в Витебске. История жизни нашего земляка как нельзя лучше иллюстрирует выражение «У каждого святого было прошлое, и у каждого грешника есть будущее».
Витебск: молодость и учеба
По одним источникам, будущий священномученик родился в Витебске, по другим – в Костроме, в дворянской семье. Владимир закончил частную мужскую гимназию в Витебске, а после - историко-философский факультет Санкт-Петербургского университета. После февральской революции 1917 года вернулся в Витебск, примкнул к кадетам и даже стал секретарем их отделения. Вероятно, он был религиозен с юности - большевисткую власть не принял в первую очередь из-за того, что она притесняла Церковь.
Владимир Пищулин был интеллигентным, хорошо развитым человеком. Он был членом Дома ученых и философского общества, читал лекции по психологии.
Витебская мужская прогимназия, начало ХХ века
Петроград: служение
В конце 1919 г. Владимир Пищулин был рукоположен в дьяконы, в 1920-м – в священники. Он служил в петроградском храме свв.Захарии и Елисаветы (разрушен в 1948 г.). Эта церковь была знаменита и иконами времен походной церкви Иоанна Грозного, и тем, что в ней служил лидер обновленцев Александр Введенский.
Параллельно Владимир был настоятелем храма св.Николая при Доме слепых, преподавал в Богословском институте. Не был равнодушен к судьбам сосланных священников – собирал и передавал для них материальную помощь. В 1922 году Владимира обвинили в сопротивлении при изъятии церковных ценностей и арестовали.
Оренбург: обновленчество
Освободиться Владимиру помог его настоятель по церкви Захарии и Елисаветы и ближайший друг Александр Введенский, раскольник.
Обновленцы, взявшие себе название «Живая Церковь», стремились к аресту патриарха Тихона и сотрудничеству с советской властью. Владимир Пищулин поддерживал Введенского в его политике и был защитником обновленчества. Но это не уберегло его от ареста. В 1922 году Владимира, посчитав его политически неблагонадежным, выслали в Оренбург, где он провел в ссылке несколько лет. Там он активно распространял идеи обновленчества. В 1924 году, по возвращении в Петроград, Владимира рукоположили в обновленческого епископа.
Лагеря: раскаяние
Мы не знаем, как и когда Владимир осознал свою ошибку, но в 1926 году в ленинградской церкви Спаса на водах он принес покаяние и вернулся в православную церковь в сане иеромонаха. Отец Владимир все последующие годы считал свой переход в обновленчество и поддержку Введенского самым тяжелым своим грехом и каялся в этом всю жизнь. Своим возвращением в Православную Церковь он нанес большой удар обновленчеству в Ленинграде. Ранее друг Введенского, теперь Владимир открыто противостоял ему и боролся с еретическим движением.
В 1928 году иеромонаха Владимира арестовали и отправили в Соловецкий лагерь, потом – в Казахстан.
Симферополь: последние годы
В 1934 году Владимир переехал к родственникам в Симферополь. Здесь он работал в библиотеке, разбирал богословские книги, давал уроки иностранных языков. Не боялся в близком кругу высказывать свое мнение о марксизме и советской власти, за что в 1937 году был арестован по доносу дальнего родственника.
При обыске у Владимира изъяли книги, епитрахиль, блокноты с записями, письма, медный крест и чётки – практически всё его имущество. На допросе он сказал, что противником советской власти не является, хотя и не согласен с нею по некоторым принципиально важным вопросам. «Я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии… Я заявляю, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями», - сказал он.
Владимир Пищулин был расстрелян 10 февраля 1938 года и похоронен в общей могиле недалеко от Симферополя.
Протоиерей Николай Доненко (Крым), который непосредственно участвовал в подготовке к канонизации Владимира Пищулина, сказал: «Мученик свидетельствует верность Христу своей смертью. Если у него и были грехи, он омывает их своей кровью, которую проливает ради Христа… Именно новомученики подняли все планки наших представлений о жизни, которая приобретает подлинный смысл только во Христе. И если земных триумфаторов встречают со славой и любовью, то тем более это касается тех, кто победил мир и дьявола».
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ