Пять изображений Рождества
1. Богоматерь с младенцем и пророком (II век)
Это самое древнее изображение Боговоплощения. Оно находится на стенах катакомб святой Присциллы в Риме и относится ко II веку.
На изображении показано не Рождество в привычном для нас виде, а сбывшееся пророчество. Мы видим Божью Матерь с Младенцем на руках, а рядом с ней – пророка (возможно, Исайю), который указывает на звезду.
Чуть позже на стенах катакомб появились изображения волхвов, несущих дары Божией Матери и Христу (III век, катакомбы Каллиста) и спеленутый Младенец рядом с животными (IV век, катакомбы Севастьяна).
Ныне таинственно спешит исполниться пророческое предсказание, гласящее: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, никак не меньший среди правителей, ты, предуготовляющий пещеру; ибо из тебя выйдет для меня во плоти от Девы Отроковицы Предводитель племен, Христос Бог, Который будет пасти народ Свой, новый Израиль”. Воздадим Ему все величие! (Царские часы, час первый)
2. Андрей Рублев. Рождество Христово (1410-е гг)
Икона написана на доске липы яркими красками теплых цветов. Андрей Рублев следовал сложившемуся к его времени канону, имея свободу лишь перемещать некоторые фигуры на иконе.
Богоматерь изображена в центре, ее фигура самая крупная. На ее Лике нет следов усталости, что подчеркивает чудесную безболезненность ее родов. Фигура Младенца находится в темной пещере, которая символизирует грешный и темный мир, в который пришел Господь. Пелены Младенца, так же, как и пещера, напоминают нам о других пеленах, в которые завернут Господа и о другой пещере, в которую Его положат («Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение» - икос на Пасху).
На Ребенка указывает звезда, за которой следуют волхвы (верхний левый угол). Они же подносят Христу дары – золото, ладан и смирну. Волхвы разного возраста, на Младенца указывает младший из них. Существует такое объяснение: к Богу можно прийти в любом возрасте, но лучше найти Его как можно раньше.
Волхвы и пастухи расположены по разные стороны, т.к. они символизируют разные народы: иудейский (пастухи) и языческий (мудрецы).
В левом нижнем углу расположена фигура св.Иосифа, который сидит в глубокой задумчивости. Это иллюстрация евангельских строк о том, как Иосиф принял известие о беременности Марии. Рядом с ним – человек в козлиной шкуре. Многие исследователи полагают, что это дьявол, искушающий Иосифа и заставляющий его сомневаться в чистоте Марии.
Справа внизу расположена сцена с омовением Младенца. Магистр искусств Мария Нецветаева говорит об этом: «Омовение младенца Христа есть почти на каждой иконе Рождества и это связано с тем церемониалом, который сложился в связи с рождением наследника правителя. В рождестве Александра Македонского мы видим омовение младенца . Родился Царь Царей и хоть он родился и в пещере, а не во дворце, он будет омыт как царь».
Младенец родился нам, Сын – и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! И велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века (Чтение пророчества Исайи на девятом часу).
3. Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество (1501 год)
Знаменитый художник написал эту картину на закате своего творческого пути под влиянием политических беспорядков в родной Тоскане. Здесь изображены пришедшие ко Младенцу люди в современных одеждах, демоны, ныряющие в страхе в преисподнюю, три ангела на крыше в белых, красных и зеленых одеждах – Благодать, Справедливость и Истина, ангелы в хороводе, празднующие избавление мира и от греха, и от земных нестроений. В верхней части картины сделана надпись по-гречески "Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине". В радостных красках, в танце ангелов, в объятиях паломников и ангелов в смешении земного и небесного флорентийский художник выразил свою надежду на мир и торжество добра.
“Слава в вышних Богу”, – в Вифлееме я слышу от бесплотных в сей день, – “благоволившему, чтобы на земле установился мир!” Ныне Дева – пространнее небес, ибо воссиял свет омраченным и возвысил смиренных, поющих подобно Ангелам: “Слава в вышних Богу!” (Стихира на Литии)
4. Жорж де ла Тур. Поклонение пастухов (ок.1644 года)
Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян. Вот и в сцене Рождества в качестве пастухов выступают простые крестьяне, но зритель сразу понимает, о ком идет речь. Люди смотрят на Ребенка сосредоточенно, серьезно и благоговейно, а сам Ребенок излучает покой. Крестьяне приносят Младенцу свои нехитрые дары – пастуший посох, флейту, пирог. Вероятно, идею с такими подарками Жорж де ла Тур взял из французской рождественской песенки, где пастухи обсуждают, какие дары принести Христу: ягненка, флейту, стакан молока и пр. Картину освещает свет единственной свечи, в свете которой эта сцена превращается из полубытовой в таинство.
Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас (стихира на Господи воззвах).
5. Латыговский мастер, Беларусь. Рождество Христово (1746 год)
Мастер назван Латыговским по месту, где была в числе других найдена и эта икона – в церкви села Латыгово Витебской области. Он создал самобытное произведение, используя широко известный в средневековой Беларуси сюжет о «Трех королях-волхвах» и любимую в народе батлейку (от названия Вифлеем, Бэтлеем).
Вифлеемская звезда напоминает нам украшенную звезду ряженых колядовщиков. Младенец обвит пеленами и обвязан красным пояском - так же, как пеленали, неся их крестить, младенцев в белорусской деревне.
Укрупненные фигуры Божией Матери и Иосифа изображены на фоне крытого соломой сарая. В левом углу – три короля-волхва, изображенные словно фигурки батлейки. Они символизируют три возраста (молодость, зрелость и старость) и три расы. Младенец лежит в яслях, похожих на престол-жертвенник и как будто уже при рождении знает о том, что его ждет. Ангел в небе указывает на спасительное имя Господа Христа, на звезду, которая привела волхвов и будет сопровождать святое семейство в Египет.
То, что неизвестный художник дает не названному в Евангелии ангелу имя Михаил, вероятно, связано со словами: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Отк.: 12, 7:) Мастер таким образом хотел подчеркнуть, что рождение Христа стало началом нашего спасения.
Тайно родился Ты в пещере, но небо о Тебе всем провозгласило как устами, посылая звезду, Спаситель; и привело к Тебе волхвов, с верою поклоняющихся Тебе; с ними помилуй нас (тропарь на Великой вечерне).
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ