История рождественской елки
Откуда пошла традиция наряжать елку к Рождеству? Что символизируют ее украшения? Какими были елки в СССР? Читайте в нашем материале.
Фото: Счастливое Рождество. Вигго Юхансен
Традиция германских народов
Есть несколько версий о том, как ель стала рождественским деревом, и все они идут из немецких земель.
У средневековых германцев был обычай праздновать Йоль – середину зимы. В самую длинную ночь в году люди разжигали в лесу костры, украшали заранее выбранное дерево свечами, благословляли будущий урожай. Со временем деревья стали приносить в дом и ставить на праздничный стол.
В Германии есть легенда о том, как именно елка стала рождественским деревом. И связана она со святым Бонифацием. Этот британский миссионер пришел в немецкие земли и, чтобы доказать ложность бытовавших там языческих верований, без страха срубил священное дерево – дуб Одина. Вопреки ожиданиям потрясенных людей, Бонифация не разразил гром. Миссионер рассказал германцам о христианстве, указал им на маленькую елку, которая уцелела под корнями срубленного дерева и благословил украшать ее к Рождеству. Ее вечнозеленые ветки символизируют бессмертие, а верхушка смотрит в небо – на Бога, говорил он германцам.
По другой версии и в более позднее время, ель в Германии была участницей предрождественской театральной постановки, посвященной истории грехопадения. Дело в том, что 24 декабря католики праздновали память Адама и Евы, а ель в этой мистерии играла роль Райского дерева. Ее украшали яблоками (символ запретного плода) и вафлями (символ искупления и причастия).
Есть также предание, что украшать елку к Рождеству благословил немецкий реформатор Мартин Лютер. Однажды, возвращаясь домой в Сочельник, Мартин Лютер засмотрелся на звездное небо. Звезд было так много и они так сказочно мерцали, что, казалось, и ветви деревьев были унизаны ими. Дома вдохновленный Лютер поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а верхушку украсил звездой – в память о Вифлеемской звезде.
Немцы называли елку «Христовым» или «Рождественским деревом», «деревом Клауса» и «райским садом». В христианских гимнах она стала постоянно упоминаться с XVI века. Известно, что сперва маленькие елки подвешивались к потолку, а дети пытались с него сорвать сладости. Позже стали наряжать одну большую елку в гостиной.
Как елки пришли в Россию
Впервые елки появились в России благодаря Петру I, которому западная традиция пришлась по душе. 30 декабря 1699 года он издал указ, по которому летоисчисление стали вести от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, а начало нового года праздновать 1 января. В этом же указе царь дал указание «по большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе». Небогатым людям предписывалось «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».
После смерти Петра царский указ подзабыли, и до широкого распространения в России елок оставалось еще целое столетие.
В 1817 году прусская принцесса Шарлотта, ставшая женой великого князя Николая Павловича, убедила его перенять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых лапок, а в 1819 году – поставить в Аничковом дворце большую елку. А первая рождественская ель появилась в Санкт-Петербурге в 1852 году. С тех пор традиция рождественских елок прочно укоренилась в России. Ни Лермонтов, ни Пушкин, к примеру, этот обычай еще не застали и не описывали.
Рождество. Сергей Коровин
В России елки украшали яблоками, мандаринами, сухофруктами, пряниками. Богатые семьи, соревнуясь друг с другом, выписывали украшения из-за границы и даже украшали рождественское дерево драгоценностями.
Елки в советское время
Во время Первой мировой войны в России стали распространяться мысли о том, что украшение елки – немецкий, то есть «вражеский» обычай. Но елки, конечно, продолжали ставить – и в салонах, и в гимназиях, и в домах священников. Лишь в канун Нового 1917 года Синод опубликовал просьбу воздержаться от шумных гуляний у елки – из-за больших потерь России в войне.
Сразу после революции елки никто не запрещал, но они стали редкостью в домах – время для них было не самое подходящее. Но после окончания Гражданской войны большевики взялись за них всерьез и в 1926 году назвали обычай ставить рождественскую елку антисоветским. А в 1929 году отменили воскресенье, перейдя на шестидневку, и заодно Рождество.
В 1935 году, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее!» и партия решила возобновить елки, но, естественно, не к Рождеству, а к Новому году. И даже выпустила партию елочных шаров с портретами Ленина, Сталина и членов Политбюро. Дед Мороз был отделен от Рождества и в доказательство в тридцатые годы держал в руках «Курс истории ВКП(б)».
Первыми советскими елочными украшениями были фрукты и конфеты. Затем стали выпускать игрушки, отражающие эпоху: пионеры с горнами, Дед мороз с автоматом, звезды с серпом и молотом, при Хрущеве – трактора, початки кукурузы, позже – космонавты и спутники.
Рождество вернули людям в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР постановил считать православный праздник Рождества нерабочим днем. С той поры и доныне мы пытаемся возродить традицию настоящей рождественской елки.
Рождественская елка. Егор Зайцев
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ