Что символизирует одежда ангелов?
Наверное, глядя на иконы ангелов, вы не раз задавались вопросом, что это за ленточки и камни у них на голове. Пытаемся разобраться, что означают эти и другие элементы их одежды, а заодно рассуждаем, почему символ не должен быть чересчур сложным.
Фото: Мария Поспелова
Просмотрев наши карточки, вы, наверное, расстроитесь. Или решите, что мы лишаем наши иконы глубокого смысла. Но:
▶Икона берет символы из эпохи, а не из воздуха◀
Во-первых, не лишаем. У всех вышеописанных атрибутов, а также у самой одежды ангелов (хитон, гиматий и хламида) есть определенный символизм – это атрибуты власти, делегированной Богом своим ангелам. Ведь они - Его посланники. Поэтому иконописцы «одевают» их в одежды античной аристократии. Если бы мы писали ангелов исходя из сегодняшних реалий, стоило бы одеть их в строгий министерский костюм или военную форму генералов.
Толкования наподобие «третьего глаза» и «магического шара» появляются, когда символ теряет связь с исторической эпохой, из которой он взят.
▶Икона – средство, а не цель◀
Во-вторых, икона – это инструмент. У нее утилитарное назначение – так легче молиться. Именно поэтому все вышеописанные атрибуты объединены одним общим смыслом, а не являют десять разных символов. Потому что ни у одного мозга не хватит «оперативной памяти», чтобы удержать 10 смыслов во время молитвы. Попробуйте как-нибудь, разговаривая с человеком, решать интегральное уравнение, думая о стоимости пальто собеседника. Если получится – вы Бенедикт Камбербэтч.
▶Икона – не средневековый кроссворд, а богословие для неграмотных◀
В-третьих, есть у нас, православных, какое-то необъяснимое желание, чтобы все в Церкви что-нибудь да значило. Что-нибудь «божественное». Не может у нас церковная вещь быть просто для удобства или красоты. И когда говоришь людям, что рипиды – это опахала, которыми от Чаши отгоняли мух, они расстраиваются – никакой романтики.
Подобно этому символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеку, а не наоборот. Сделать так, чтобы даже дурак понял, а не так, чтобы и профессор искусствоведения не разобрался. Икона не напускает мистический туман, а развеивает его.
Диакон Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ
По материалам статей Дмитрия Марченко