Архиепископ Артемий: "Меньше ищите старцев, а больше духовников"
В день памяти Оптинских старцев мы рассказывали о том, какими они были и что принесли в свою эпоху. А также мы поговорили с Владыкой Артемием о том, каким может быть старчество в наших реалиях и в наше время.
Фото: pokrovgrodno.org
- Владыка, кто такой старец?
- Понятие «старец» взято из монастырской жизни. В патериках написано, что молодому монаху или послушнику нужно иметь старца, который наставлял бы его в духовном делании. Они живут или в одной келье, или где-то рядом. Самое ценное для молодого послушника - это опыт зрелого в монашестве человека. Поэтому он начинает исповедоваться старцу. Ведь каждый день приносит новые эмоции, новые искушения, новые сложности, и молодой человек делится этим со старцем. А старец, как человек проведший жизнь в монастыре и что еще более важно - имеющий опыт личного подвига, - делится им с послушником.
...раньше в монастырях далеко не все монахи имели право исповедовать мирян
Что касается отношений мирян и старцев, то хочется сказать, что раньше в монастырях далеко не все монахи имели право исповедовать мирян. Сейчас придешь в монастырь – там поставят молодого монаха, и он и исповедует, и наставляет и прочее. А раньше на исповеди стоял особый духовник, которому разрешалось принимать исповеди у мирян или у братии. Не каждый из живущих в монастыре священников имел возможность быть старцем, быть исповедником и принимать чужую исповедь.
Вообще, старец – это человек умудренный опытом. А не просто старый или с длинной бородой. Хотя такие «старцы» у нас сейчас, к сожалению, тоже есть.
- А есть ли у нас умудренные жизненным опытом духовные люди?
- Думаю, нет. И дело вот в чем. В мою молодость, на рубеже 1960-1970-х гг, когда я только начинал ходить в церковь, в храме не было молодых людей. В Минске в те годы было только два действующих храма: собор Святого Духа и храм Александра Невского. Из молодых людей там был только ныне покойный отец Анатолий Ковалев. Потом появилось еще несколько человек, которые стали священниками. На пальцах одной руки можно было посчитать мужчин, которые приходили в наш храм.
И вдруг пришла перестройка, и появились умудренные опытом пастыри. Так не бывает. За такой короткий срок сформировать сословие духовников, умудренных опытом - это то же самое, что сейчас в нашем обществе организовать сословие дворян. Должны пройти десятилетия. А мы пока просто вылазим из «ямы» атеизма. Ни о каком духовном уровне говорить не приходится: хотя бы выкарабкаться из того болота, в котором мы сидим.
Ко мне подходят люди: «Владыка, будьте моим духовником!» Я говорю: «Это Вы будьте моим духовником». Я сам еще блуждаю по милости Божией – но Господь пасет мя и ничтоже мя лишит (Пс.22:1-2).
- Некоторые считают старцем человека, который предвидит твой путь и направляет по нему. Как Вы к такому относитесь?
«Пять духовников объехал, пока нашел настоящего, который сказал, что нужно делать». То есть он поездил по монастырям, пока не нашел того, кто сказал ему то, что ему хотелось услышать.
- Эти люди подразумевают под духовником ясновидящего, который предсказывает хорошее и светлое будущее. Мы просто хотим через такого человека получить от Бога тот ответ, который нам хочется получить. В монастыре один хороший человек в свое время сказал: «Пять духовников объехал, пока нашел настоящего, который сказал, что нужно делать». То есть он поездил по монастырям, пока не нашел того, кто сказал ему то, что ему хотелось услышать.
Мы ищем такого духовника, чтобы снять с себя ответственность. У Осипова А.И. есть прекрасные лекции, где он дал исчерпывающий ответ на эту тему. Нам не хочется брать ответственность за свою жизнь. Никакой духовник не может тебе сказать конкретно: ты должна уйти в монастырь. Это не вправе сказать ни один архиерей. Это твое личное дело, в котором ты должна сама определиться. Духовник может только посоветовать: мне кажется, что в ситуации, в которой ты сейчас находишься, тебе было бы уместно уйти в монастырь.
- Тогда каким должен быть старец в наших реалиях?
- Это, прежде всего, духовник. Человек, которому ты можешь исповедаться и рассказать о своих проблемах. Мы привыкли, что пророк - это ясновидящий, который предсказывает нам будущее. А в богословском понимании пророк – это тот, кто говорит правду Божию. Старец занимается тем же - он говорит тебе правду о тебе самом. Он как лечащий врач - должен поставить правильный, правдивый диагноз, даже если он нам не нравится. И желательно, чтобы духовник был из белого духовенства, а не черноризец, чтобы он знал семейную, реальную жизнь, был семейным врачом, который знает меня, знает мои болезни. Я постоянно у него исповедуюсь, чтобы он видел, в какую сторону я прогрессирую. Конечно, перед тем, кого ты уже хорошо знаешь, стыдно озвучивать свои грехи. Но стыд – это смирение, а смирение является врачевством от гордости, ведь любой грех, и плотский и духовный, растет на ней. В наши дни – это главный способ врачевания этих болезней.
Вот как понимаю это я.
- Владыка, считаете ли Вы, что каждому нужно иметь такого духовника или можно обойтись одному?
- Я считаю, что человек обязательно должен иметь такого семейного врача. Вот читаем мы про Паисия Величковского: подвизался в одном месте - имел одного духовника; прошел какой-то уровень – нашел другого. Как и у нас с возрастом. Пока мы были молодыми, ходили к участковому врачу с ОРВИ. А с возрастом появились болезни более глубокие, пришлось уже идти к кардиологу, ревматологу и т.д.
Но как говорил мой духовник, отец Савва Остапенко, мы не должны искать ласкателя, который будет только по головке гладить. У нас же как получается? Если духовник тебя отругает, ты развернешься и пойдешь к другому.
Порой для чего ищут духовника? Как в басне Крылова про кукушку и петуха - что бы он хвалил меня, а я его. Но это ложный путь - как для мирянина, так и для священника. Еще патриарх Алексий писал, что иногда батюшка приводит людей не ко Христу, а к себе. Он проповедует собственный культ. А люди и рады быть часть чего-то великого, мистического и таинственного. Особенно если «великий батюшка» их только хвалит и утешает. Мы должны быть членами единой Церкви, членами Христовыми, а не отдельных Павлов и Аполлосов.
- А как найти такого духовника?
- Молиться: имиже веси судьбами, Господи, веди меня. Господь пошлет тебе собеседника, и духовника, и друга, который разделит с тобой духовные беседы, если в этом будет необходимость. В Библии есть прекрасный образ: шел пророк, а ослица остановила его и человеческим голосом сказала: «Ты не туда идешь». Если Богу угодно, то и ослица тебя остановит и скажет. Если ты искренне с Богом живешь, Господь тебя всегда на этом пути наставит.
Наш религиозный уровень сегодня – хотя бы достигнуть элементарной общинной порядочности. Сейчас не время старчества. Как писали святые отцы – в последние времена не будет старцев, а люди будут учиться по книгам. Пророком нашего времени я считаю Алексея Ильича Осипова. Он прекрасно преподнес богословие: что такое христианство, духовная жизнь и как на нее настроиться. Вот этого уровня нам во многом предостаточно. Хотя бы вместить то, что он в своих лекциях и книжках преподнес.
Конечно, можно читать Добротолюбие, Лествицу и какие угодно еще книги. Но это будут просто религиозные мечтания, граничащие с отчаянием и унынием из-за невозможности воплотить в жизнь те формы благочестия, которые описаны в книгах того времени. Поэтому, как говорится, будьте проще. Господь умудрит, а вы меньше ищите старцев, а больше духовников. Мне мой духовный отец говорил: «Меньше болтайся по монастырям. Есть духовник – разговаривай с ним и работай».
Или вот пример. К одному из московских священников обратилась женщина: «Хочу в пустыньку поехать». А он ей отвечает: «Твоя пустынька на кухне, уже плесенью покрылась. Вот наведи в своей пустыньке порядок, чтобы семья радовалась и любила тебя, тогда можно будет дальше о чем-то думать».
«Ответьте, на какое из слов вы ставите ударение в предложении «Я ищу Бога»?»
Мы не исполняем даже элементарного – любящих нас не любим, и родственников не любим, не говоря уже об окружающих нас людях. Ищем во всем и везде себя, а не Бога. Я всегда привожу в пример, то, что услышал на заре своего духовного становления. В конце одной из передач по радио дали для рассуждения такую фразу: «Ответьте, на какое из слов вы ставите ударение в предложении «Я ищу Бога»?»
Если «я» - понятно, что человек сконцентрирован на себе и своих переживаниях, если «ищу» - то, скорее всего, поиск для него важнее, чем результат. А нужно искать именно Бога. Вот Закхей залез на дерево, сидит ни жив ни мертв, хочет хотя бы увидеть этого Человека. А Христос останавливается, называет его по имени и идет к нему домой. Господь придет, если ты сам будешь немного двигаться навстречу, и по имени тебя назовет и в дом твой придет.
- А были ли в вашу бытность в Псково-Печерском монастыре настоящие духовники?
- Моим духовным отцом в Печорах был схиигумен Савва Остапенко. Из того, что он мне тогда говорил, я ничего сейчас не могу отрицать. Он был грамотным, много читал, говорил по существу и учил меня правильной исповеди, разумной и радостной духовной жизни.
А больше всего впечатлений у меня осталось от архимандрита Серафима (Розенберга). Он был немецким бароном, сбежал из дома после того, как его хотели женить. Никогда ничего не говорил, никого не поучал. Хотя он был благородных кровей, жил в скромной сырой келье. Уже в престарелом возрасте лазил по крыше собора, по бордюрам с пылесосом и никогда даже веревкой не привязывался. В общем, был как настоящий муравей: меньше слов - больше дела. И вот его светящийся образ и сейчас стоит в моих глазах.
Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ