Олень какого святого изображен на гербе Гродно?
Конечно, святого Губерта, скажете Вы. Это распространенная версия. Но у гродненского историка, кандидата исторических наук Александра Горного есть своя, альтернативная гипотеза: это мог быть олень из жития древнего христианского мученика Евстафия Плакиды, память которого празднуется 3 октября.
Фото 1. Памятник святому Губерту в Гродно. Скульптор Владимир Пантелеев
Что не так с Губертом?
Наш разговор с Александром Сергеевичем состоялся вскоре после установки на Советской улице бронзового памятника святому Губерту, который вы наверняка уже видели.
Александр Сергеевич говорит, что в культурном пространстве города и в глазах краеведов город Гродно прочно соединился с понятием «города святого Губерта». Бытует мнение, что на гродненском гербе, который был принят, когда городу выдавалось Магдебургское право, изображен олень из жития святого Губерта. Проводятся даже специальные дни, посвященные этому святому.
Вы, вероятно, знаете его историю. Святой Губерт жил на границе современных Франции и Бельгии. Вел разгульный образ жизни, страстно любил охоту. И в один из дней на охоте в лесу увидел необычного оленя – с крестом между рогами. Олень обратился к Губерту с призывом покаяться и переменить свою жизнь. Губерт слез с коня, встал на колени и начал молиться Богу. После этого оставил грешные привычки и стал горячо верующим человеком и даже епископом.
Святой Хуберт (Franz Mayer & Co., Базилика Святого Патрика, Оттава, Канада)
- Проблема в том, что нет никаких фактов и подтверждений тому, что на гербе изображен именно олень святого Губерта, - говорит Александр Сергеевич. – На данный момент такой информации не найдено ни в одних источниках.
- Откуда же появилось это мнение?
- В 1923 году гродненский историк и краевед, поляк по происхождению, Юзеф Иодковский написал книгу по истории Гродно. Именно он впервые высказал гипотезу, что герб нашего города мог быть связан со святым Губертом. Неизвестно, на какие источники опирался Иодковский, - рассказывает Александр Сергеевич. - Кто такой Губерт? Это католический святой, покровитель охотников. Рядом с Гродно находились необъятные леса, они и теперь сохранились – в Поречье, Новой Руде, Берштах, и здесь было много охотников, в их числе и великие князья – Витовт, Стефан Баторий. Иодковский подчеркнул, а за ним стали повторять и другие историки, что раз на наших землях была распространена охота, городу был дан герб с оленем покровителя охотников.
В чем же тогда проблема? Александр Сергеевич говорит, что Иодковский писал книгу, когда Гродно находился в составе Польши, и историку выгодно было переплетать историю города с жизнью католического святого. Иодковский хотел показать, что Гродно - город старой католической традиции.
- Это было выгодно, это была часть идеологии Польского государства того времени – показать, что Гродно был в орбите западноевропейских ценностей еще со Средневековья, - объясняет Александр Сергеевич. - И герб святого Губерта в межвоенный период стал широко тиражироваться и популяризироваться в городском самосознании и городской культуре. А в 90-е годы многие историки и краеведы вернули эту традицию. И теперь мы снова говорим о городе святого Губерта. Но я еще раз подчеркну: мы не знаем, на какие источники опирался Иодковский и опирался ли вообще.
Гродненская пуща
Евстафий Плакида – еще один покровитель охотников
Александр Сергеевич считает, что олень, изображенный на гербе Гродно, мог быть взят из жития древнего христианского мученика Евстафия Плакиды. Он подчеркивает: его версия тоже не подтвержденная, но имеет право на существование и открыта для обсуждения.
Видение вмч. Евстафия Плакиды. Икона. XVII в. (Национальный музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили)
- Евстафий имеет более широкую и древнюю традицию почитания. Его знают и католики, и православные, его почитали с давних времен и в Грузии, и в Армении, и в Византии. В Православии есть понятие «местночтимый святой», это как раз применимо к Губерту. Мы знаем, что святого Губерта почитали в Бельгии и Франции. Распространялось ли его почитание до Гродно, знали ли его здесь в XVI веке, когда городу давался герб – большой вопрос. Возможно, конечно, что при дворе Великого князя были французские или немецкие наемники и через них распространилось почитание этого святого. Но я в этом не уверен.
Святой Евстафий был военачальником при римских императорах на стыке I-II веков. Крестился после того, как встретил на охоте оленя с распятием между рогов. Перенес в своей жизни испытания, сходные с испытаниями Иова и был казнен императором Адрианом за отказ принести жертвы языческим богам. На Руси его жизнеописание было известно с XII века.
Почитался святой Евстафий и на белорусских землях. К примеру, в Никольской церкви д.Дубно, освященной в 19 веке, есть Евстафиевский придел.
Придел св.Евстафия Плакиды, Никольская церковь д.Дубно
Престол в приделе св.Евстафия Плакиды, Никольская церковь д.Дубно
В Гродненском православном церковном календаре за 1899 год отмечено, что в Дубно изначально была Свято-Евстафиевская церковь. После ее разрушения в 1828 году из-за половодья утварь и особо чтимые иконы были перенесены в новую, Никольскую церковь.
- Думаю, в одном из гродненских храмов могла храниться и частичка мощей святого Евстафия, - говорит Александр Сергеевич. – В Гродно ведь и греки приезжали служить, и болгары. Могли и грузины привезти его икону или даже мощи. И самое главное: население Гродно в XVI веке в большинстве своем было православным. С XII по XVI столетие здесь было девять православных храмов против одной католической Фары Витовта. Давать православному городу герб католического святого, которого тут мало знали – не очень логично. Мне кажется естественным, что герб давался с учетом местных, православных традиций. Святой Евстафий ведь тоже считается покровителем охотников. Поэтому логично предположить, что олень на гербе Гродно – это олень Евстафия Плакиды. И даже день памяти этого святого - 20 сентября по старому стилю – интуитивно связан с празднованием дня Гродно в третьи выходные сентября. А еще мне очень симпатично, что Евстафий – и православный, и католический святой, и этим может подчеркиваться многоконфессиональность нашего города и открытость его к диалогу представителей разных религий.
Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ