«Если я христианин, я бережно отношусь к тому, что меня окружает, в том числе к природе». Беседа ко Дню молитвы о Божием творении
В первое воскресенье сентября, день, определенный Церковью для усиленной молитвы о Божием творении, мы разговариваем с директором Центра экологических решений, руководителем Рабочей группы по сотрудничеству БПЦ и Минприроды Беларуси Евгением Лобановым.
Евгений рассуждает о том, насколько экологические инициативы применимы в Церкви, что дает ежегодная молитва о Земле и что может сделать каждый из нас.
На школьной линейке моей дочери и ее одноклассникам подарили по воздушному шарику, наполненному гелием. Учительница сказала, что такие шары могут летать, но предупредила, что в небо отпускать их нельзя. Спросила, почему. Детские ответы «Они могут испугать птиц», «Застрянут в ветках» и даже «Киты умрут» пусть и не всегда верные, все же показывают, что с детьми на тему экологии родители уже говорили. Что не может не радовать – значит, эта тема становится в ранг важных не только на уровне экологических организаций, но и в обычных семьях.
«Ко все большему количеству христиан стало приходить понимание, что экология - и их зона ответственности»
День молитвы о Божием творении был официально установлен в первое воскресенье сентября не так давно – в 2015 году. Однако этот день в рамках молодежного движения стал проводиться в Беларуси гораздо раньше. При поддержке Объединения молодежи БПЦ, а потом и синодального отдела ежегодно в сентябре проходил образовательный семинар для братств и всех неравнодушных христиан. И я не могла не начать разговор с Евгением с провокационного вопроса.
- Вы столько лет молитесь о Божием творении. Поменялось ли что-то по твоим ощущениям?
- Сложно провести взаимосвязь: вот мы молимся, и от этого становится хуже/лучше. Это как с социальной работой. Церковь столько лет занимается ею, а лучше или хуже стало с социальной защищенностью - думаю, никто не исследовал. Возможно, если бы Церковь не молилась о творении, случилась бы уже какая-нибудь экологическая катастрофа. А может быть и нет. Это, наверное, та сфера вопросов, ответ на которые мы узнаем уже не в этой жизни.
С другой стороны, я вижу, что за эти годы церковных инициатив в сфере охраны окружающей среды стало однозначно больше. Понятно, что уровень вовлеченности разный. Есть приходы, где ставят тему охраны окружающей среды на важное место социального служения. Тот же приход Николая Японского в Минске, где есть экотропа, разные образовательные мероприятия. Видно, что для этих людей эта тема стала важной частью идентичности как прихода.
Фото Андрея Кота/ecoidea.by
- Как ты считаешь, можно ли поставить знак равенства между понятиями жить экологично и жить нравственно, по-христиански?
- Жить по-христиански - гораздо более широкое понятие, но оно включает в себя то, что я стараюсь жить экологически дружественно. Если я христианин, я бережно отношусь к тому, что меня окружает, в том числе к природе. Я честно отношусь к природным ресурсам в том масштабе, который для меня доступен и не стараюсь перекладывать проблемы на будущее поколение или на других людей. Мне кажется, это общечеловеческие ценности, когда я, например, приезжаю отдохнуть в красивое место и весь мусор увожу с собой. Христианин должен особенно чутко к этому относиться. И это должно выходить на более высокий уровень: не просто не мусорить, а рассуждать, что еще можно сделать в повседневной жизни для окружающей среды.
Люди зачастую сильно разделяют церковную жизнь и вопросы повседневности. В воскресенье я христианин, а в будни могу работать хоть в казино, и у меня это не вызывает никакого диссонанса. И наша задача в том, чтобы вызвать человека на размышление, чтобы он увидел проблему. Мы ведь часто не замечаем проблему, соответственно, бессмысленно думать о том, как ее решить.
- На Западе, как мне кажется, Церковь гораздо больше озабочена вопросами загрязнения окружающей среды. В Норвегии, например, строят Собор Надежды из остатков пластиковых контейнеров. Не могу представить себе такую стройку у нас.
- Если мы говорим не только про православную церковь, то да, христианские церкви на Западе достаточно активны – особенно протестантские, в Швеции, Норвегии, Германии. Их активность выступает в двух ракурсах.
Первый – это вопросы внутреннего менеджмента. Можно покупать воду в стеклянных бутылках, а можно в пластике; можно установить энергосберегающие светильники, а можно оставаться с лампами накаливания. Таких вопросов на каждом приходе очень много. В церквях многих стран это серьезная тема, которой занимается администрация.
И второй. Церкви на Западе активно участвуют в дискуссиях, посвященных глобальным или национальным решениям по экологии, например, в рамках Конвенции по изменению климата. Они принимают позиции по вопросам изменениям климата и воспринимают это как свою зону ответственности.
Православная Церковь в этом плане пока менее активна.
Фото Андрея Кота/ecoidea.by
- Мне кажется, Церковь не обошла проблема чрезмерного производства. В наших церковных лавках лежит куча пластиковых иконок, браслетов, подсвечников. Часто все это низкого качества, что-то идет в брак даже до продажи. Этот механизм будет сложно перестроить.
- Ты затрагиваешь очень сложную тему. Действительно, этого стало чересчур много. И мы должны тоже задуматься, может нам не нужно такое большое количество дешевых пластиковых икон и прочих атрибутов. Не в этом же главное.
Или взять искусственные цветы. К сожалению, есть церковные организации, которые в Вербное воскресенье продают вербочки с пластиковыми украшениями, потому что это выглядит красиво и, соответственно, можно продать дороже. Понятно, что продажа икон и верб – это возможность пополнить бюджет прихода. Но всегда ведь есть выбор: как то, что ты хочешь сделать, соотносится с вещами, которые для тебя ценны. Одномоментно это сложно прекратить. Но здесь действительно важен голос пастырей, епископов, как они все это видят. Мне кажется, по мере того, как в Церкви будет расти понимание экологической проблематики, постепенно будет что-то меняться. Быстрых решений сложно ожидать. Но надо понимать, что у нас ограничено время. Потому что это те вопросы, которые становятся все более актуальными.
«Экологические организации не нужно воспринимать как сервис по охране окружающей среды»
Центр экологических решений, который возглавляет Евгений, был организован в Минске в 2009 году. Это некоммерческая организация, которая разными способами проводит популяризацию экологически дружественного образа жизни. Когда я немного изучила сайт центра https://www.ecoidea.by/ru, у меня голова пошла кругом от количества мероприятий, которые были проведены за эти годы. А еще захотелось сразу же купить контейнеры для раздельного сбора мусора и никогда больше не покупать воду в одноразовых бутылках.
Кроме того, при поддержке Центра экологических решений был создан уникальный сайт – «Человек в ответственности за творение» http://tvorenie.by/. Это единственный на сегодняшний день сайт в Беларуси, посвященный роли христианства в решении экологических проблем.
- Евгений, ваш центр образовался 11 лет назад. А было ли что-то похожее на тот момент в Беларуси? И какая вообще была ситуация с экологическими организациями на то время?
- На самом деле мы начинали и раньше. В 2009 мы просто оформились. А многие из нас в том или ином виде работали в экологическом движении начиная с 2000-х годов. Мы, конечно, не первая экологическая организация. «Экодом», «Ахова птушак Бацькаўшчыны», «Экопартнерство» образовались раньше. У разных организаций разная специализация. АПБ занимается больше дикой природой, экосистемами, экологическим образованием, «Экодом» - вопросами экологической правозащиты. У нас изначально был спектр задач, связанных с отходами, с экологически дружественным образом жизни, экологическим просвещением. Т.е. в то время организации уже были, но в той нише, которую мы занимаем, их было немного. Хотя конечно по каким-то вопросам мы пересекаемся. Мы рады, что мы не одни.
- Технологии, которые появляются каждый год, пока не помогают справиться с этим?
- С одной стороны, те технологии, которые появляются, учитывают параметры энергоэффективности, ресурсосбережения, поскольку экология постепенно входит в тренд. Люди видят важность этих вопросов, и это диктует определенные изменения на этапе дизайна товаров. Например, сегодня никого не удивляют электромобили. А 10 лет назад у нас в стране не было ни одного.
Но с другой стороны, технологии меняются не всегда в лучшую сторону. Возьмем ситуацию с тарой, упаковкой. 20 лет назад было много стекла, в том числе оборотного. Бутылка могла использоваться повторно много раз. А потом пришла эра пластика, и все начали использовать одноразовый ПЭТ. Наша задача стоит, чтобы сделать пластиковые предметы более экологичными - биоразлагаемыми или компостируемыми. Хотя, опять же, мы понимаем, что глобально ситуация не улучшается. Мы просто замедляем не очень успешное использование ресурсов.
Фото Андрея Кота/ecoidea.by
- А по каким направлениям ваша организация добилась успехов? Чем ты особенно гордишься за эти годы?
- Мы очень много сделали в эти годы для популяризации экологически дружественного образа жизни, обычные люди стали про это задумываться. Мы организовали массу образовательных мероприятий, работали с учителями и детьми.
При этом мы выбрали фокусные направления. Та же тема отходов, химических веществ, органическое сельское хозяйство. Всюду есть небольшие, но подвижки. Где-то мы стали катализаторами, где-то поддержали усилия других организаций или государственных органов, где-то помогли людям решить проблему с отходами или опасным экологическим объектом рядом с их территорией.
Мы уже много лет подряд проводим школу «Экостарт», где на протяжении достаточно длительного периода люди погружаются в экологическое движение. Из этого родилась масса отдельных проектов, инициатив. Мы внесли очень большой вклад в появление закона об органическом сельском хозяйстве в Беларуси несколько лет назад.
- Некоторые считают, что все эти призывы сортировать мусор и использовать авоську в магазине – копание в мелочах. Многие ждут от экологических организаций глобальных проектов. Как, например, очищающую океан от Мексиканского пятна трубу, которую придумал голладнец. Возможно ли это для Беларуси?
- Можно смотреть на это с разных точек зрения. С одной стороны, важно, чтобы человек не ждал, что кто-то другой за него все сделает. Либо он должен помогать тому, кто этим занимается. Экологические организации не нужно воспринимать как сервис по охране окружающей среды.
Человеку важно понять, что очень многие вопросы зависят от него самого. Понятно, что я не могу в одиночку остановить изменения климата или решить проблему с пластиком. Но важно понимать, что эти проблемы не взялись из ниоткуда. Они появились, потому что миллионы людей делают примерно одинаковые вещи. Им хочется покупать удобную дешевую упаковку и не думать, что с ней происходит дальше. Им удобнее ездить всюду на личной машине, не думая о проблемах выбросов парниковых газов. Удобнее каждый раз брать тонкий пакет на кассе в магазине, не сильно задумываясь, что миллиарды людей делают то же самое. Потом мы и получаем проблему в Мексиканском заливе и других местах. В этом смысле роль каждого человека особенно важна. Возвращаясь к теме христианского осмысления проблемы, это наглядная иллюстрация того, что от меня что-то зависит. Я могу сделать либо зло, либо добро. Я могу просто воздержаться от зла, и я могу активно сделать что-то хорошее. От одного меня проблема не исчезнет. Но я и только я отвечаю за свои поступки.
Беседовала Светлана Павлюкевич