Петр и Февронья: образец супружества?
В день памяти святых Петра и Февроньи Муромских, чья жизнь многими почитается за образец любви, семьи и верности, мы спросили двух гродненских священников о том, может ли эта супружеская пара быть образцом для семейных христиан.
Фото 1. Источник: foma.ru
Священник Александр Гук: «Семейная любовь делает мужчину лучше»
К сожалению, у нас мало информации о Петре и Февронии. Исторических сведений более полных, чем в житии, насколько мне известно, нет. Мы можем опираться только на него и на былину.
Единственное, что меня смущает в жизнеописании Петра и Февроньи - там ничего не упоминается про их детей, а христианскую семью без детей трудно представить. Хотя еще в студенческие годы в семинарии я слышал историю о том, что дети у них всё-таки были. Но так как я больше нигде не встречал таких сведений, то этот вопрос остается открытым.
А вот примером именно супружеской любви жизнь Петра и Февроньи может быть, особенно для молодых семей. Есть в их житии то, что может заставить задуматься современную молодежь. Понятно, что можно было бы найти и другие образы, которые бы показывали, к чему стремиться. Но у нас вообще немного праведных в святцах.
Мне особенно нравится момент, как меняется мужчина в свете любви. Вначале Петр был не то, чтобы повесой, но легкомысленным парнем. Пообещать он пообещал, а исполнить обещание не захотел. А Февронья выступает как мудрая девушка, которая знает, что обещать – не значит жениться, и подталкивает Петра к исправлению.
Но хотя в юности Петр и был легкомысленным, впоследствии он пожертвовал своей карьерой, своим достатком и статусом ради любимой жены. Мы видим, насколько он вырос. И вместе с женой остался до конца, даже когда бояре изгнали их из Мурома. Здесь важен тот момент, что семейная любовь делает мужчину лучше. При мудрой жене муж становится мужчиной – таким, каким он должен быть. Ведь основная черта мужчины какая? Он делает не то, что хочет, а то, что должен.
Ну и примечателен конец их жизни. Люди сейчас в первую очередь ищут плотское удовлетворение, которое, как правило, в настоящую любовь не вырастает. А здесь мы видим образ настоящей духовной любви, которая не подпитывалась плотской, но все равно людей сближала. Они, как мы знаем из жития, умерли в один день, вместе похоронены. Когда Петр и Февронья ушли в монахи, духовная связь между ними осталось – наверное, именно она и будет между всеми супругами после воскрешения из мертвых.
Обретение Петра и Февроньи в одном гробе. Фрагмент иконы XVII века
Священник Павел Сергеев, Гродно: «Любовь через принуждение – не настоящая христианская любовь»
В истории Петра и Февронии не говорится о том, как они любили и заботились друг о друге. Да и методика их знакомства через магию, снадобья и манипуляцию изначально не христианская. Здесь усматривается языческая, магическая история, которая, скорее всего, легла в основу жития. Вероятнее всего, это герои былины или сказки, а не существовавшие реально персонажи. В летописи не было сказано о том, что Петр княжил в то время, которое описывает житие.
Следующий момент. Все эти манипуляции с исцелением Петра – уже нарушение свободы воли человека. Любовь через принуждение, через страх остаться больным – это уже не настоящая христианская любовь, не те христианские основы, на которых должна создаваться семья.
И в чем смысл того, что Петр и Февронья приняли монашество? Значит, они друг друга попросту не выдержали. Соответственно, здесь не идет речь о любви, и это не может быть примером. Жить вместе, а потом разойтись по разным монастырям – это провал для семьи, я считаю.
Их житие взяли за основу для Дня православной семьи из-за влияния монашества на Церковь. Для монахов даже идеалом семьи все равно является уход в монастырь в конечном итоге. Всё это очень странно. С таких позиций люди не могут быть святыми, если они просто друг друга любят. Они должны уйти в монастырь, сотворить какие-то чудеса и прочее. Это показатель того, что монашество уничтожает мирянскую святость в Церкви. Потому у нас так мало канонизированных святых среди семейных людей.
Неплохим примером христианской семьи для меня являются София Слуцкая и ее муж Януш Радзивилл, которые своей свадьбой помирили враждующие семьи Ходкевичей и Радзивиллов. Брак в таких кругах заключался, как правило, по расчету, но молодые люди на самом деле друг друга полюбили еще задолго до свадьбы. Сохранились письма жениха к невесте, полные любви и нежности. Януш был лютеранином, София - православной, но он не принуждал ее менять веру. И благодаря примеру Софии ее супруг освободил все православные храмы в Слуцком княжестве от налогов. Януш Радзивил издал грамоту о полной свободе для православной Церкви на территории Слуцка. Его жена была настолько доброй и хорошей, что привила ему любовь к православию. И они даже венчались в православном храме.
Семья и дети имели такое большое значение для слабой здоровьем Софии, что она не побоялась беременеть снова даже после нескольких неудачных попыток. К сожалению, она умерла при родах. У Януша была возможность выбрать новую невесту из огромного количества девушек. Но он любил Софию настолько сильно, что не захотел больше ком жениться ни на ком.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Краткая справка:
Сведения о Петре и Февронии находятся в «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века.
Согласно сказанию, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было дано откровение, что его может исцелить дочь бортника, Февронья. Девушка в качестве платы за лечение захотела, чтобы князь женился на ней. Петр пообещал, но после исцеления не сдержал своего слова. В процессе лечения Феврония специально не залечила одну язву на теле князя, из-за чего болезнь вернулась. В итоге Феврония еще раз вылечила Петра, и он был вынужден на ней жениться.
Когда Петр получил престол, бояре не захотели иметь княгиню из простолюдинок и сказали Петру: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме после их отплытия началась смута, убийства и борьба за престол. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Они вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонном возрасте Петр и Февронья приняли монашеский постриг и умерли в один день. Их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе