Кто ваш любимый святой?
В воскресенье, следующее за Троицким, Церковь празднует память всех святых. В день, когда все именинники, мы спросили у людей, кто из святых поучаствовал в их жизни и любим больше всего.
Фото 1. Церковь земная и небесная. Источник: foma.ru
Надежда Чайковская, Гродно
В детстве я часто размышляла, как назову своего будущего ребенка. И всегда имена у меня ассоциировались с каким-то человеком. Если человек сделал тебе гадость, его имя сразу не нравилось, а если человек хороший, то нравилось и его имя. А вот когда я пришла в Церковь, любое имя стало ассоциироваться с кем-то из святых и стало приятным.
Мне нравятся очень многие святые. Могу рассказать о том, с которого начался мой путь к Богу.
Для меня Предтечей, который ввел за руку в христианство является святой Варсонофий Оптинский. Когда мне было лет 15-16, я очень загрустила, плохо мне жилось на свете. Как у многих подростков: вроде бы внешне всё в порядке, а внутри тьма, страшно и плохо. Я стала искать утешение в книгах, у меня их было много. Моя двоюродная сестра всегда привозила их в большом количестве. Я читала и зарубежных авторов, и наших, и психологию, и литературу вроде «Секты белого солнца» - смесь язычества с христианством. Мне всё это не очень нравилось.
Сестра привозила мне и православную литературу, в том числе книгу бесед Варсонофия Оптинского с паломниками и воспоминаний о нем. Я посмотрела на его фотографию и подумала: как можно такую книгу привезти подростку? Смотрела на его лицо, и мне уже было скучно. Я положила книгу на полку, где она пролежала года два.
И вот в период, когда я стала читать всё подряд, продолжая свои поиски, я, как в фильме, наткнулась на эту книгу. Смахнула толстый слой пыли, посмотрела на «постное» лицо и решила: ладно, всё равно пока нечего читать. И всё, меня затянуло.
Во-первых, святой Варсонофий очень образованный, из интеллигентной семьи. В нём, как в монахе, это осталось и чувствовалось. И паломники именно такого склада и ума к нему и приезжали – люди науки, искусства, культуры. Варсонофий много рассуждал о писателях – от Шекспира до Пушкина, что мне тоже симпатично.
Он на простых примерах рассказывал глубокие вещи. Например, рассуждал, почему грешнику будет плохо в раю. Варсонофий описывал, как на званный ужин попал бедняк, который никогда на подобном ужине не бывал. Он стеснялся, не знал, какой вилкой есть и остался в итоге голодный. Поговорить ни с кем не мог – разговоры велись совсем на другом уровне. Сидел и думал: Господи, скорей бы уйти. А тут принесли в конце ужина мятную воду. Бедняк подумал: ну хоть попью. А оказалось, это была вода для полоскания рта. И он, совсем подавленный, подумал: ну всё, больше никогда здесь не появляюсь!
Люди в воспоминаниях писали, что святой Варсонофий мог рассказать человеку его грехи. И настолько мягко ко всем относился, что люди после исповеди таяли. Ему открывалась судьба некоторых людей после смерти. Например, он говорил о Пушкине, что тот спасся. Меня всё это тогда поражало.
С того времени, как я прочитала эту книгу, я мечтала о поездке в Оптину. И съездить удалось – когда я уже была беременна своими первыми девочками. К Амвросию стояла целая топла людей, а у Варсонофия никого не было. И я уже отвела душу!
Еще мне очень нравится святой Христофор, которого на иконе изображают с головой пса. Я писала о нем в своем дневнике. Этот юноша был очень красивым и специально попросил у Бога такое уродство, чтобы на него перестали засматриваться. Это удивительно.
А вообще, митрополит Антоний Сурожский сказал как-то: «Мы не святые, но всё может случиться…» Пользуясь таким кредитом доверия, мои любимые святые – муж, дети и моя мама.
Отец Дионисий Черняев, настоятель Храма Воздвижения Креста Господня г.Свислочь
Когда у нас родился первенец, мы стали думать, как его назвать, начали изучать святцы. Нам понравилось имя Алексей. Мы хотели назвать сына в честь святого, который был бы близок к нам по времени, мог бы стать ему ориентиром и с которым можно было бы общаться реально. Зачастую ведь в жизнеописаниях древних святых мало достоверных фактов. А наша слабая вера требует того, чтобы можно было прикоснуться руками, увидеть, приложиться, прочесть о реальных событиях.
Про Алексея Мечева мы знали давно, он ведь постоянно поминается на Литии как праведный Алексий Московский. Мы стали подробнее читать о нем - какой он был добрый, отзывчивый, милостивый, как ласково относился к людям. В бытность священником в Кленниках, он ежедневно служил Литургию в одиночку каждый день -никто не заходил к нему на службы. Много лет!
У нас он малоизвестен. А в свое время пользовался большим авторитетом, и не только среди жителей Москвы. Оптинские старцы, когда к ним приезжали москвичи, говорили: «Чего вы к нам приехали? У вас же есть в Москве свой старец».
И мы подумали, что назовем чадо в честь батюшки Алексия, чтобы ребенок подрос и смог в будущем приехать к нему в храм, побывать в тех стенах, где молился святой. Леша наш часто про него спрашивает. Мечтаем в будущем там побывать.
Мы часто в молитве обращаемся к нему, просим о благословении детей, поскольку и он детей любил, преподавал в гимназии, где его все любили за доброту. Он никогда не ставил плохих оценок, представьте.
Отец Алексий Мечев с семьей. Жена отца Алексия Анна Петровна — слева от него
Его матушка долго и тяжело болела, говорила супругу: «Хватит меня у Бога вымаливать, чтобы я прожила еще немножко, я уже хочу перейти в иной мир». Для святого Алексея большой трагедией была смерть его жены, он ее очень любил. У него просто опустились руки. Но при встрече с Иоанном Кронштадским тот сказал ему: «Не унывай. Священник должен жить для людей и посвящать свою жизнь скорбям других». И Алексей Мечев после той встречи приободрился.
Его сын Сергий стал священником, принял мученическую смерть за Христа и тоже прославлен в лике святых. Быть может, показатель святости отца и в том, что сын тоже стал верующим, несмотря на то, что во время революции многие семинаристы становились гонителями Церкви и даже расстреливали епископов. Застрелить епископа проще всего было семинаристам – поскольку они часто сталкивались с несправедливостью. В семинариях царила не очень доброжелательная атмосфера, многие отрекались от веры. А у Алексея Мечева сын стал священником и пошел на мученическую смерть. Хотя по характеру он полная противоположность отцу – горячий, ревностный и порывистый.
Священник Сергий Мечёв. Во время исповеди. Конец 1920-х
Интересно, что и святой Алексей Мечев, и святой Иоанн Кормянский, почитаемый на нашем приходе, очень похожи. Оба жили в непростое время, в схожих условиях. Правда, батюшка Иоанн был из деревни, а святой Алексей – городской. У нас на приходе с прошлого года находится частичка мощей св. Иоанна. Оба они были женатыми священниками, прославлены в лике праведных. Оба добродушные, простые, милостивые.
Образ пастыря святого Алексея и меня вдохновляет в жизни. Много у нас примеров. Есть святые, которые были обличителями, столпами веры, а мне ближе святой Алексей. Как говорил он своим прихожанам и близким: «Будьте друг для друга солнышками». Когда к нему обращаешься, чувствуешь отклик. Он как при жизни был добрым и отзывчивым, таким и остался.
Дома у нас есть икона святого Алексея, написанная девушкой из Гродно. У него надпись на свитке: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».
Евгения, Гродно
Самый мой любимый святой - батюшка Серафим Саровский. Когда я была маленькой, мы жили недалеко от собора. При любой возможности я бежала в церковь и скорее рассказывала все своему дедушке – так я называла святого Серафима. Можете представить, настолько близким он был мне . Когда я стала постарше, часто спрашивала у него совета и на каждой службе старалась стоять с ним рядышком. Если ехала в монастырь или попадала в незнакомую церковь, сразу искала глазами своего любимого святого, чтоб стать поближе, потому что возле него никогда не страшно. Чем старше я становилась, тем больше он мне помогал. Если грустно и тяжело - попросишь батюшку о помощи, и становится легче. Когда приходит беда, читаешь житие и становится радостно. Если его попросить, он все обязательно передаст Богу.
Из моего рассказа может показаться, что я приходила в храм не к Богу, а к батюшке Серафиму. Но это, конечно, не так. Просто люди тянутся к тому, кто может пожалеть и приласкать, а любовь святого Серафима – отражение Божьей любви.
Источник: pravlife.ru
Случалось ли мне чувствовать заступление и помощь святого Серафима? Конечно.
Мой сыночек родился недоношенным и не принимал еду. Врачи поставили предварительный диагноз – непроходимость пищевода и предлагали срочную опасную операцию. Но по предстательству святого удалось сделать важный снимок, и операция отменилась. Малыш выжил и стал принимать еду!
А однажды я заблудилась в пещерах Киево-Печерской лавры. Там был ремонт, и я пошла неверной дорогой. Потерялась. Попросила святого Серафима помочь и тут же нашла дорогу, а там - мои друзья, радостные такие.
Было и такое, что у нас закончились деньги и было нечего есть. Я стала плакать и просить Бога и батюшку Серафима о помощи. И тут же позвонили с работы мужу и попросили помочь благотворительной организации перевезти крупный груз. И эти добрые люди отблагодарили нас целой коробкой еды!
У меня чудеса скромные. Для меня они драгоценны, а кому-то расскажи – не удивятся. Но я за них очень благодарна.
Раев В.Е. Портрет старца Серафима. 1830 г
Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ