Мудрые девы, благоверные князи и святители: святые средневековой Беларуси
В преддверии праздника всех белорусских святых мы начинаем цикл статей о тех, кого прославил в нашей земле Господь. Мы будем рассказывать, что дали белорусские святые нам и нашей Беларуси. И сегодняшняя статья посвящена святым Средневековья.
В соборе белорусских святых 15 человек, которых мы можем отнести к эпохе средних веков, если брать рубеж в 1500 год. Это святые, наиболее отдаленные от нас по времени, о жизни и деятельности некоторых из них сохранилось довольно мало информации.
Благодаря им мы христиане
На первых руководителей учрежденных в 11 веке Полоцкой и Туровской епархий легла ответственная задача – распространять и укреплять новую для наших земель христианскую веру, изживать язычество и связанные с ним темные ритуалы и человеческие жертвоприношения.
Так, одним из первых таких епископов был святитель Мина Полоцкий (+1116). Он упорядочивал церкви и монастыри, следил за тем, чтобы по христианским заповедям жили священники и паства.
Активную позицию против язычества занимал и святитель Кирилл Туровский (+ ок.1183), которого называли славянским Златоустом. Будучи прекрасным богословом, он написал много слов и речей на годовой круг церковных праздников, толкования на Священное Писание, молитвы и притчи, которые способствовали разъяснению основ православной веры и привлекали к ней людей. В то время в Туровской земле сильны были языческие пережитки и суеверия, против которых выступал святитель. Он предупреждал об опасности книг вроде сонников, травников, птичьих чар, колядников, жеребейников.
«Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь,.. но вас, приходящих, хвалю и благословляю».
Святитель Кирилл Туровский
Несмотря на то, что Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий жили на два века позже (+1347), их подвиг помог распространению христианства на литовской земле. В начале 14 века православие на тех территориях делало только первые шаги, а правящие князья выбирали веру не по совести, а под давлением политических интересов. Так, великий князь Литовский Ольгерд, крещеный, боялся потерять поддержку языческих жрецов и вернулся к огнепоклонству. Поэтому открытое исповедание веры виленских мучеников, во-первых, укоряло княза-отступника, а во-вторых, настроило против них жрецов, но в то же время было ярчайшей проповедью их веры.
Подвиг мучеников привел в христианство не только множество народа, но в итоге и самого Ольгерда. Великий князь вернулся к православию, крестил всех своих детей, а в старости даже принял иночество. К концу 14 века половина жителей Вильно исповедовали христианство.
Благодаря им Беларусь стала красивее
Преподобная Евфросиния Полоцкая (+1173) построила Спасо-Преображенский женский монастырь в Сельце, а позднее - каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы с мужским Богородицким монастырем при ней.
Адвечны покліч Радзімы. Полацк. Павел Татарнікаў
В монастырях, организованных Евфросинией, были иконописные мастерские, мастера-золотари изготавливали предметы церковного обихода, оклады для икон. А знаменитый крест Евфросиньи, изготовленный мастером Лазарем Богшей, был не только памятником ювелирного искусства, но и уникальным свидетельством письменности и хозяйства начального периода белорусской истории. Надписи на нем давали представление о правилах правописания той эпохи.
Историки полагают, что возведению в Турове большого собора, остатки которого найдены археологами и датируются концом 12 века, поспособствовал святитель Кирилл Туровский.
Монастырь на берегу реки Великой во имя св.Иоанна Предтечи построила тетка св.благоверного Довмонта Псковского и дочь полоцкого князя Рогволода – святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская (+1243). Она же стала его первой игуменьей.
А преподобный Елисей Лавришевский (+ок.1250) основал недалеко от Новогрудка Лавришевскую обитель – первый мужской монастырь на то время – который после периода запустения действует и сейчас. С этой обителью было связано чудо, которое, вероятно, поспособствовало канонизации преподобного. В начале 16 века, когда татары, опустошавшие новогрудские земли, приблизились к Лавришевскому монастырю, им показалось, что монастырский двор до отказа заполнен конницей и воинами, и они в страхе убежали.
Строительством храмов занимался и святитель Симеон, епископ Полоцкий (+1289). До 1271 года он был епископом в Полоцке, но затем был вынужден бежать в Тверь из-за обычных для того времени распрей князей. Грамота, опубликованная в «Актах Западной России» говорит, что Симеон был основателем Никольского монастыря, что за Полоцком на Лучне. А после побега в Тверь святитель положил много сил на возведение церквей после двух случившихся в этом городе пожаров.
Копия креста Евфросинии Полоцкой
Благодаря им беларусы стали умнее
В Средние века монастыри и церкви были культурными и образовательными центрами. Христианство открыло людям культурные богатства Византии и других стран Европы. Самобытные художники создавали фрески, мозаики, писали иконы. При монастырях открывались библиотеки, работали школы, переписывались книги, создавались летописи.
Ярчайшим примером являются школы, открытые преподобной Евфросинией Полоцкой. Так, в Преображенском монастыре насельники учились не только письму и чтению, но и пению, нотной грамоте.
Для Лавришевского монастыря в 14 веке было создано рукописное иллюминированное напрестольное Евангелие. В нем содержатся тексты четырех Евангелий – от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, а страницы украшают 19 миниатюр с изображением евангелистов и разных сцен на библейские сюжеты. Вкладные надписи Лавришевского Евангелия дают нам представление о старобелорусском языке.
Факсимильная копия Лавришевского Евангелия
Благодаря им беларусы – мирные люди
Княжеские междоусобицы и борьба за власть были обычным делом для Средневековья. Не участвовать в них не могли даже будущие святые – приходилось повиноваться воле родителей или усмирять кровавые мятежи. Но святые всеми силами стремились к миру.
Например, благоверный Ростислав Мстиславович (+1167), великий князь Киевский и Смоленский, был прозван Набожным за свои миротворческие подвиги. Он устроил Смоленское княжество, в состав которого вошли и белорусские земли, помогал Церкви во время смуты, когда на Руси вдруг стало два митрополита, улаживал конфликты между сыном Святославом и новгородцами. И когда брат его, Изяслав, спрашивал совета в отношении войны с Давидовичами, Ростислав ответил ему: «Для пользы всего государства и всех христиан мир есть лучше, нежели война. … Тебе ради любви к Отечеству и братии примириться честно и полезно» и вошел в историю как князь, который правил по правде.
А преподобный Федор Острожский (+ок.1438) воевал против Тевтонского ордена на территории Пруссии. Он участвовал в разгроме ордена под Грюнвальдом, который положил конец почти 150-летней войне с тевтонцами. Также преподобный вынудил польского короля Владислава ІІ Ягайло оградить законом свободу православия на подначаленной ему территории.
Фреска Грюнвальдской битвы в классе воскресной школы Покровского собора г.Гродно. Художник Александр Рыбин
Благодаря им беларусы благочестивы
Среди канонизированных Православной церковью белорусских святых есть и те, чей подвиг не сохранило время. Они не написали книг, не воевали с врагами, не основали монастыри. Но широкое почитание их народом говорит о том, что эти люди угодили Богу и только Он знает их подвиг.
Среди них – бывший повар туровских епископов преподобный Мартин Туровский (+1150), сподобившийся в болезни посещения святых Бориса и Глеба; святой благоверный князь Туровский Борис Юрьевич (+не позднее 1131/33 - 1159), мощи которого оказались нетленными; святитель Дионисий Полоцкий (+1182), инициатор прославления Евфросинии Полоцкой; преемник Кирилла Туровского епископ и затворник преподобный Лаврентий Печерский (+1194), получивший от Бога дар исцеления и изгнания бесов; преподобная княжна Харитина Литовская (+ 1281), которая подвизалась в Петропавловском Новгородском монастыре, стала там игуменьей и «до кончины своей была для всех сестер образом смирения, чистоты и строгого воздержания».
Среди средневековых белорусских святых есть и один мученик – митрополит киевский Макарий (+1497). Родился он в знатной русско-литовской семье. Митрополитом стал в 1497 году. В те времена Киев, разоренный татарами, лежал в руинах и много лет не видел митрополита. Но святитель счел своим долгом пребывать в своем кафедральном городе. 1 мая 1497 года он остановился возле Мозыря для совершения Литургии в воскресный день и не удалился оттуда даже когда узнал о приближении татар. Верующие нашли святителя с отсеченной головой и похоронили в Киеве в соборе Святой Софии.
Преподобный Мартин Туровский
Неувядаемыми венцы венчалися есте от руки Вседержителя Бога, святителие, мученицы, преподобнии и праведнии Белорусския земли. Сего ради и мы имамы ходатаев Небесных, ихже усердно молим: помозите нам подвигом добрым подвизатися и веру Православную соблюсти.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ