Плачущий пророк
14 мая – память ветхозаветного пророка Иеремии (ок. 655 г. до н. э. - после 586 г. до н. э.). О жизни и книгах этого пророка и священника, который застал сложное для Израиля время, рассказывает клирик храма в честь икона Божией Матери «Взыскание погибших» г.Гродно о.Георгий Панфилов.
Был я прежде мягок, как пшеница.
С бешенством твоим наедине я остался.
И, как лев, ярится сердце обнаженное во мне.
Р.М. Рильке
Пророк Иеремия. Мозаика храма св. Климента. Рим. IX в
Личность пророка Иеремии является ярким примером не только пророческой, но и по-настоящему героической деятельности.
Как известно, учреждение царской власти в Израиле не было делом богоугодным и в этой связи интересно проследить взаимоотношение пророков и царей.
После того, как Израилем стали управлять цари, служение пророков принимает «охранительный» характер по отношению к основным началам теократического строя. На первых порах им это вполне удавалось. Пророки не только строго обличали царей за нарушение Закона Божия, но и властно чинили суд над ними, низлагали с трона одних и возводили других - достойных.
Но скоро положение изменилось. С момента разделения Израиля (931 г.) на Северное и Южное царства для пророков наступает наиболее ответственный период служения, сопряженный с постоянной опасностью. От истинной теократии не осталось и следа: цари живут одной мыслью - укрепить политическое положение своих царств. Ради этой цели заключаются запрещенные союзы с языческими царями и их народами. Результат этого - религиозное блуждание и нравственное развращение народа. Особенно тяжелое бремя выпало на пророков Израильских, где истинное священство было истреблено и насильственно заменено иеровоамовыми жрецами ваалова культа. Здесь пророки остались почти единственными «стражами дома Израилева».
Ярчайшим представителем этих «страже» является пророк Иеремия. Он принадлежал к священнической семье, жившей недалеко от Иерусалима в маленьком городке Анатоте.
На годы его жизни приходится одна из величайших трагедий еврейского народа – Вавилонское пленение, когда главная святыня Иерусалима – храм – была разрушена, а большая часть населения уведена в плен.
Военачальник царя Навузардан предложил Иеремии переселиться в Вавилон, если он хочет. Но пророк с бескорыстным патриотизмом отверг предложение победителя о почетном содержании его в изгнании и остался в Иудее, продолжая свое пророческое служение в последовавшее смутное время.
Пророк Иеремия. Роспись на стене монастыря Грачаница, Косово
Иеремия был одновременно и священником, и пророком, и жил в такое время, когда оба эти звания были наиболее принижены, и он был вынужден подвергаться постоянным оскорблениям, которые буквально сыпались на него за то, что каждое его слово и дело являлось приговором для его нечестивых соотечественников. Враждебность, оскорбления, невозможность отвратить грядущие беды, одинокая жизнь и запрещение брака (Иер. 16, 2) - таковы были обстоятельства жизни и деятельности Иеремии, которого обычно называют «пророком времени упадка и уничтожения иудейской монархии».
Многие называют Иеремию «плачущим пророком». Существует даже такой термин «иеремиада» для обозначения горестных жалоб и сетований. «Иеремия плачет о прежних их бедствиях и сетует о пленении Вавилона. Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сравнен с землею, святилище разрушено, приношения разграблены… Пророки умолкли, священство отведено в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию… песни заменены плачем. Всякий раз, когда читаю … слезы льются сами собой…и я плачу с плакавшим пророком», - делится с нами своими переживаниями святитель Григорий Богослов.
Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. И. Репин. 1870 год
В книге пророка Иеремии отражаются с особенной рельефностью личные свойства ее автора. Мы видим в нем мягкую, уступчивую, любящую натуру, которая представляет удивительный контраст той неуклонной твердости, с которой он действовал в сфере своего пророческого призвания. В нем, можно сказать, было два человека: один, находившийся под действием немощной человеческой плоти, хотя и облагороженной в своих порывах, и другой — всецело стоявший под действием всемощного Духа Божия. Конечно, плоть покорялась духу, но пророк от этого страдал чрезмерно. Юношею пророк охотно принял на себя высокую миссию, но потом, когда взятое им дело изолировало его от других людей, превратило его во «врага народа», — его сердце стало сильно страдать. Одной из особенностей его пророчеств является субъективизм: почти во всех его пророчествах видна его личность. Другие пророки о себе почти ничего не говорят, а он излагает свою историю, свои чувства: то жалуется на трудности служения, то высказывает сожаление по поводу откровений, то гнев (Иер. 20).
Его судьба весьма трагична: он должен был обращать отступивший народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными. Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожавшей Иудейскому государству, и оставаться непонятым никем, потому что его не хотели понять. Наверняка его тяготило клеймо, наложенное на него общественным мнением как на государственного изменника и, исходя из этого, кажется невероятным, что Иеремия по-прежнему продолжал говорить о необходимости подчиниться вавилонянам. То обстоятельство, что Господь не желал даже принимать его молитв за иудейский народ и неприязненное отношение к нему всех иудеев, даже родных, — все это доводило пророка до отчаяния, и он думал только о том, как бы ему уйти в далекую пустыню, чтобы там оплакивать участь своего народа. Но слова Божии в его сердце горели как огонь и просились наружу — он не мог оставить своего служения. Важной вехой его деятельности была и борьба с ложными пророками.
«Воистину, - пишет об актуальности пророка и его писаний для каждой эпохи преподобный Феодор Студит, - теперь нужен Иеремия с его великим плачем не об израильтянах, но о нынешних христианах! А так как Иеремии теперь нет, мы смиренные возопием вместо него, возрыдаем и будем, как братия, просить за своих братьев».
Священник Георгий ПАНФИЛОВ