«Человек огромной души и огромного опыта»
13 мая – день памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Накануне этого дня мы спросили священников Гродненской епархии о том, насколько созвучны им труды и личность святителя.
Фото 1. Портрет святителя Игнатия Брянчанинова. Русский музей. Середина XIX в.
Протоиерей Вячеслав Гапличник, г.Гродно
Святитель Игнатий смог аккумулировать опыт древних отцов и переложить его на язык современников 19-го века. Он смог взять святоотеческую духовность, взять те советы, которые подходят современному человеку и изложить их современникам в своих письмах. В этом его сила. Каждый, кто хочет разбираться в православной аскетике, первое, что должен прочесть – книги Игнатия Брянчанинова.
Это всё остается актуальным для нас и сейчас, не только для людей его времени. Просто язык 19-го века трудный для нас, нецерковному человеку в особенности. К примеру, ты не сможешь книгу за вечер прочитать. Будешь читать по несколько страниц в день, периодически возвращаться.
Те советы, которые дает святой Игнатий - очень здоровые, очень трезвые. Поэтому я убежден, что современному человеку – и священнику, и мирянину - надо изучать святого Игнатия Брянчанинова. Просто брать, выписывать, подчеркивать, запоминать.
А.И. Осипов, к примеру, профессор богословия, искушенный человек, постоянно подчеркивает, что нужно изучать Игнатия Брянчанинова. Церковный человек должен этим заниматься. Это классика. Это проверенная информация о духовной жизни.
«Деятельность - необходимый путь к бдительности над собою» («Жизнеописание. Аскетические опыты»)
Иерей Сергий Семашко, г.Щучин
В отношениях со святителем Игнатием я прошел путь от полного невосприятия через принуждение себя его читать до соглашения с большей частью его мыслей.
Но, во-первых, кто я такой, чтобы думать о нем? Он человек великий, огромный. Человек уникальнейшего опыта, который шел впереди своего поколения. Чтобы его понять, нужно прожить некий определенный период в жизни, пройти некие испытания, чтобы душа настроилась на то звучание, в котором резонировали нотки его души. Это не про всех, это не для всех. Но это очень большой человек – огромной души и огромного опыта.
Он научил меня не обольщаться в священниках и в мирянах, относиться ко всему критически, но без передергивания, прежде всего искать любовь. Наверное, он даже раньше старца Паисия открыл для меня мысль, что в мирянах очень важно монахолюбие, в монахах – мирянолюбие. В нем это было.
Ничего из его трудов советовать не могу - это сугубо личное. Пусть каждый берет то, что попадет под руку. У него есть глубинные вещи, которые даются в общем-то легко, а есть вещи, казалось бы, простые, которые невозможно понять годами.
«Никакая праведность не даёт права осуждать грешащего» («Жизнеописание. Аскетические опыты»)
Иерей Александр Рудинский, Гродно
Лет 10 назад я пробовал читать труды святителя Игнатия, но мне было сложно, поэтому дело не пошло. Его наследие проникнуто монашеским духом. Мне нужно еще дорасти.
Но я читал о нем, знаю в целом его жизнь. В семинарии мне подарили книгу с его жизнеописанием «Ищите всюду Духа, а не буквы». Что меня удивило: как Господь может прославить человека даже в его немощи. Ведь будущему святителю была уготована блестящая военная карьера, но он был слаб здоровьем. И Господь всё устроил наилучшим образом. То есть, можно быть человеком, можно вырасти независимо от «исходных данных».
Еще мне очень симпатично, что святитель Игнатий умел видеть в человеке некую разносторонность. Он не принуждал своих учеников только молиться и поститься. Есть талант – развивай, действуй. Можешь петь – пой, можешь рисовать - рисуй. Пиши статьи, шей, делай то, что у тебя получается, обращай свой талант на благо. Так, святитель Игнатий заметил в послушнике Иване Малышеве способности к рисованию и дал ему возможность учиться живописи в Академии художеств. Впоследствии Иван Малышев стал настоятелем Сергиевой пустыни и известным специалистом по живописи и церковной архитектуре.
Еще одному послушнику с хорошим голосом – Ивану Татаринову – святитель помог изучать музыку под руководством Глинки. В будущем этот послушник стал прекрасным певцом и композитором духовных песнопений.
Мне кажется, что всё это очень правильно. Все, наверное, помнят притчу о том, как кто-то осуждал монахов, играющих в футбол. А ему сказали: если постоянно натягивать тетиву у лука, она лопнет.
В человеке нужно видеть человека. Я говорю об этом на проповеди. Мы видим людей через какие-то призмы, навешиваем ярлыки: высокий-низкий, красивый-некрасивый, чистый-нечистый, богатый-бедный. И только потом, в конце, мы видим человека, к сожалению. Так вот, святитель Игнатий относился ко всем ровно, спокойно, вне зависимости от внешности и положения человека. Он не раз повторял близким, что не запоминает лиц, а помнит душу человека.
Когда я в человеке увижу человека, тогда я только смогу к нему правильно относиться. И в этом мне очень созвучен святитель Игнатий.
«И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви». («Избранные творения»)
Святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов)
Краткая справка
Святитель Игнатий Брянчанинов (в крещении – Дмитрий) родился в 1807 году в селе Покровском Вологодской губернии. Принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. По настоянию отца поступил юнкером в Военное инженерное училище Санкт-Петербурга, которое закончил в 1826 году в чине поручика. В ноябре 1827 года получил отставку по состоянию здоровья.
В 1831 году Дмитрий был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. Был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, благочинным всех монастырей Петербургской епархии. С 1857 по 1861 год был епископом на Кавказе. В 1861 году ушел на покой. Умер в 1867 году, в неделю Жен-мироносиц. Причислен к лику святых 6 июня 1988 года.
Писал и об аскетической жизни («Аскетические опыты, 1 часть»; «Аскетические опыты, 2 часть»), и о различных вопросах православной догматики («Слово о человеке»; «Слово о смерти», «Слово о чувственном и о духовном видении духов»; «Слово об ангелах»), и против ересей и расколов. Кроме того, до нас дошли многие из его посланий частным лицам («Избранные письма»).
С более подробным житием можно ознакомиться по ссылке.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ