Главная » Библиотека » Публикации » 2020 » 04 » 28 » Из истории гродненского кладбища

Из истории гродненского кладбища

В день Радуницы рассказываем о Гродненском некрополе на ул.Антонова – одном из старейших и красивейших в Беларуси.

Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

Владимир Соловьев, 1887 г.

Суеверный человек обходит кладбища стороной. Ему они кажутся местом злой силы, которая поджидает, следит и ищет момент, чтобы схватить и утянуть к себе. Отсюда все эти обереги: завесить зеркала в доме, где есть умерший; не наступать на порог; ничего не приносить с кладбища и, придя, сразу вымыть руки; похоронив человека, поскорее вернуться в мир «живых» и забыть обо всем, что видел «там».

Христианство преображает смерть,  преодолевает пропасть между живыми и умершими, «преображает» кладбища. В глазах христианина кладбище – не резервация для мертвых, о которой не хочется лишний раз вспоминать, а место их покоя, ожидания, встречи. Никому не придет в голову ужасаться о смерти в римских катакомбах – там всюду надежда и вера в воскресение.

В каждом городе есть свое место памяти. В Петербурге – некрополь при Александро-Невской Лавре, военное кладбище в Минске, Новодевичье в Москве… Это не только места христианского упокоения, но и часть нашей истории, культуры. Такое кладбище есть и у нас, в Гродно – на улице Антонова (ранее – Иерусалимской). Оно считается одним из самых больших и старых в Беларуси.

Так выглядела католическая часть кладбища с брусчаткой и деревьями

Старинные обелиски

Гродненское кладбище, как известно, разделено на две части: католическую и православную. Дата основания католического кладбища (по ней считают и дату основания в целом) – 1792 год. Именно в это время заседал сейм Речи Посполитой и постановил создавать коммунальные кладбища на окраине города. До этого, напомним, кладбища примыкали к церквям и костелам.

Православная часть кладбища с самого своего основания была отдана под попечительство Гродненского Софийского собора. Вдоль берега Немана, рядом с нижней частью территории кладбища размещались ранее две церкви с могилками. Одной из них была часовня Пречистенской церкви. В начале 19 века часовня перестала существовать, а Софийский собор взял на себя попечение за могилами. Эту часть кладбища часто называли «Православное», «Старое», «Русское», иногда - «Софийское». А сам район кладбища, как пишет В.Черепица в своей книге «Гродненский православный некрополь», в начале ХХ века называли «Кладбищенской слободой».

Самыми старинными надгробиями в гродненском некрополе считаются высокие кирпичные колонны, скрепленные известью и глиной, с кованными крестами на вершине. Точную дату их создания установить невозможно, т.к. с течением времени исчезли почти все плиты у основания этих колонн с информацией о том, кто под ними был захоронен.

В.Черепица пишет, что в 1930-е годы отдельные старожилы называли эти колонны «суворовскими столпами». Это может говорить о том, что здесь захоронены солдаты армии Суворова, участвовавшие в подавлении восстания Т.Костюшки 1794 года. Другие старожилы говорили, что здесь погребены участники подавления восстаний 1830-х и 1864 годов.

Лишь на двух обелисках сохранились надписи: о погребенных здесь в 1827 г. губернском секретаре и коллежском советнике - в 1837г. Обе эти колонны находятся в лучшем состоянии, чем остальные, что дает возможность считать «суворовские столпы» принадлежащими концу 18 века.

В честь какой Марфы построен кладбищенский храм?

С возникновением и расширением кладбища люди стали испытывать нужду в постройке на этом месте храма или часовни. А осуществить это помог архиепископ Иркутский (затем и Якутский) Нил Исакович, известный миссионер.

Нил Исакович был родом из Гродненской губернии. И здесь в 1846 г. в возрасте 74 лет умерла его верующая мать – Марфа Носкович. Скорбя по матери, епископ решил построить на гродненском кладбище небольшую церковь в память своей матери. В 1848 году церковь была освящена в честь святой покровительницы усопшей – преп. Марфы. А в 1849 году в церкви был перезахоронен прах Марфы Носкович и установлена памятная плита: «Здесь покоится прах священницы Марфы Носковичевой, матери архиепископа Иркутского и Якутского и Кавалера Нила, в память коей  воздвигнут сей храм в 1848 году».

В 1867 году стараниями епископа Игнатия Железовского церковь была отремонтирована и приобрела привычный нам вид. Епископ Игнатий, ученик и сторонник митрополита Иосифа Семашко, многое сделал для реконструкции и ремонта православных храмов в Беларуси, обучал священников, заменял униатские богослужебные книги православными. Он постоянно ездил с трудами и заботами по епархии и остался в памяти людей как святитель-бессребренник. И после своей кончины преосвященный Игнатий, глубоко почитаемый верующими, был похоронен в одном из склепов Марфинской церкви. 

Благоустройством и попечением о Марфинской церкви занимался Софийский собор. Среди его забот – «расширение и перестройка кладбищенской ограды, постройка каменного домика для смотрителя, служебного сарая, прокладка и мощение дорожек на кладбище, планировка их, неустанное наблюдение за чистотой кладбища и целость его насаждений, еженедельное богослужение в летние месяцы…» («Из истории Софийского соборного прихода», «Гродненские губернские ведомости» №34 от 2 сентября 1905 года и №35 от 9 сентября того же года).

В 1890 году на средства гродненского мещанина Сергея Толочко при воротах была построена часовня в честь Воскресения Христова.

Время запустения

Кладбище пострадало по время артиллерийских обстрелов во время Первой мировой войны, не получало должного ухода во время революции и советско-польской войны. Многие священники в 1915 г. были эвакуированы вглубь России. Было уничтожено много памятников на религиозной и национальной почве.

Порядок на православной части кладбища удалось восстановить в 20-е годы, чего не скажешь о католической стороне. Как свидетельствует «Dziennik Grodzienski» № 23 за 1923 год: «Посмотрите на наше кладбище - ограда развалена: коровы, свиньи и собаки  разгуливают среди могил без всяких помех...»

В годы Второй мировой войны кладбище подвергалось немецким бомбардировкам из-за своей близости к железной дороге и железнодорожному мосту. Многие надгробия были повреждены осколками и пулями.

В 1944 г., во время освобождения Гродно, снаряд пробил стену часовни Воскресения Христова. Пули повредили крышу, снаружи и внутри храма осыпалась штукатурка.

После войны часовня пришла в запустение, а Марфинский храм закрыли. В церкви находилась ремонтная мастерская. Надлежащего ухода за кладбищем не было, и кресты уходили в землю, падали надгробия, в могилы, где были стерты надписи на крестах, хоронили повторно.  

И только в конце 80-х-90-е годы, когда верующим вернули Марфинскую церковь, начались работы по реставрации храма и кладбища.

В настоящее время стоит вопрос о включении Гродненского некрополя в Республиканский список историко-культурного наследия Беларуси, но пока он остается открытым. Статус историко-культурного наследия получили пока только 10 могил.

Известные захоронения

На кладбище покоятся люди из самых разных слоев общества: чиновники, военные, священники, интеллигенция. Во время войны случались единичные захоронения павших здесь солдат. Интересно, что на кладбище нет ни одной могилы гродненских губернаторов. Зато похоронены Гродненский губернский архитектор, Гродненский губернских прокурор, директор народных училищ, директор фельдшерско-акушерской службы, редактор «Гродненских губернских ведомостей» и многие другие, чьими силами развивалась Гродненская губерния. На кладбище также захоронены офицеры и нижние чины военных ведомств.

Среди духовных лиц на кладбище есть могилы  настоятельниц Гродненского Рождество-Богородичного монастыря – игуменьи Афанасии и Анастасии; настоятеля Софийского  кафедрального Собора Петра Боричевского, священника Гродненской  госпитальной церкви Никиты Георгиевского, протоиерея Софийского кафедрального собора Григория Кудрицкого, протоиерея Василия Беляева и других, а также монахини и послушницы женского монастыря.

В католической части кладбища находятся могилы зодчего Гродно Джузеппе Сакко, основателя зоопарка Яна Кохановского, городского доктора Александра Тальгейма и писательницы Элизы Ожешко

И несколько слов о некоторых из них.

Сергей Николаевич Ланской (1774-1814)– герой 1812 года.

Ланской принадлежал  к старинному роду дворян Гродненской губернии. Участвовал в миссии М.Н. Ку­тузова по заключению мира с Турцией после войны 1787-1792 годов. В 1810 году ему было присвоено звание генерал-майора. С 1811 года 36-летний генерал являлся ше­фом Белорусского гусарского полка. Считался одним из лучших генералов русской армии. Участвовал в битве под Лейпцигом, которая закончилась поражением французов. Под Францией Ланскому пришлось принимать участие во многих кровопролитных сражениях. Был ранен в битве под Краоном, которая состоялась 23 февраля (7 марта) 1814 года, и через три недели скончался. Портрет С.Н.Ланского находится в Военной галерее Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. Его могила является старейшей из сохранившихся на старом православном кладбище в г. Гродно.

Небольсин Василий Федорович (1822-1900).

Инженер, действительный статский советник, член Гродненского епархиального училищного совета и православного Софийского братства. Принимал участие в проектировании  и строительстве церкви во имя Преподобного мученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисо-Глебском мужском монастыре, а также здания женской Мариинской гимназии по ул.Ожешко. Находился в должности губернского инженера с 1873 года, был награжден  4-мя орденами и 2-мя медалями. На надгробии, установленном на могиле Небольсина, изображена лопата и топор – символы инженерной службы.

Здание женской Мариинской гимназии, спроектированное В.Небольсиным, теперь – главный корпус ГрГУ им.Я.Купалы

Кемарский Константин Семенович (1847-1922).

Закончил Харьковский университет. С 1877 г. являлся врачом Гродненской мужской гимназии, здесь же преподавал уроки по физиологии человека. Директор Гродненской повивальной школы (1877-1910) и Гродненской акушерско-фельдшерской школы (1910-1919). В годы русско-турецкой войны в составе «Общества врачей» Кемарский оказывал помощь раненым и больным воинам русской армии, прибывавшим в город с полей сражений. Во время эпидемии холеры в 1908 г. организовал на базе школы повитух курсы по подготовке санитаров. В 1910 году школа повитух была преобразована в центральную акушерско-фельдшерскую школу. Кемарский также заведовал и родильным отделением при ней. Был верующим человеком, членом Гродненского православного Софийского братства.  С 1915 по 1919 годы был эвакуирован вместе с акушерской школой в Калугу, а затем вернулся на родину.

Александр Гриковский (1893-1919).

Окончил учительскую семинарию в Паневеже, белорусские учительские курсы в Свислочи. Директор первой белорусской школы г.Гродно, которая размещалась в подвалах мужского Борисо-Глебского монастыря (на месте нынешнего драмтеатра) и была организована в 1916 году по инициативе Вацлава Ластовского и Антона ЛуцкевичаОсенью 1918 года в школе было уже три класса, дети учились бесплатно. Заболел туберкулезом, но работал пока хватало сил. Умер в 1919 году.

Болеслав Шишкевич (1864-1893).

Происходил из обедневшей католической шляхты. В 1874-1876 годах учил­ся в Волковысском уездном училище. В юношеские годы переехал в Грод­но В 24 года  обвенчался в Гродненском фарном костеле с Ромой-Марией Протасович. В своей мастерской Болеслав изготовил много надгробий, которые до сих пор считаются образцом утонченности, романтизма и мастерства – чиновникам, военным разных рангов, купцам, интеллигенции, детям. Самый известный – «Прекрасная плакальщица» на могиле губернского чиновника Якова Померанского.

Через пять лет умер от скоротечной чахотки. Рома-Мария продолжила дело мужа и стала во главе мастерской Шишкевича. Она продолжала свою деятельность до 1907 года. Рома-Мария Шишкевич умерла в 1912 году, похоронена в Гродно на фарном католическом кладбище.

На некоторых надгробиях, изготовленных в мастерской Шишкевича, не сохранилась информация о тех, кто под ними похоронен. Так, на одном осталась лишь эпитафия: «Блажен, кто к вечному покою, не попытав житейских волн, причалил рано утлый челн, хранимый Высшею рукою...».

Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ

Использованные источники:

1. В.Н.Черепица «Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до начала ХХ века)», Гродно, 2001 г.

2. Н.Дорош «Православный Гродно», Гродно, 2000 г.

3. Как юноша организовал белорусскую школу в подвалах монастыря. 100 лет назад умер первый белорусский учитель в Гродно

4. oldgrodno.by

Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Из истории гродненского кладбища
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut