Великая Среда: о чистоте блудницы и распутстве "чистых"
Мы много раз говорили, что Церковь – парадоксальное место, потому что Божия любовь парадоксальна для мирской логики. В церковном опыте не существует справедливости в том смысле, в котором мы знаем ее в мире. Божия справедливость парадоксальна. Потому что у Бога не справедливость, а милость. «Положись на несправедливость Бога, которая есть Его любовь», – говорит св. Исаак Сирин.
Так в эти дни, в духовной и трогательной атмосфере Страстной седмицы, мы переживем два события, противоречивых для нашей рационалистичной этики. Мы увидим блудницу, которая порывает со своим греховным прошлым, переворачивает любое представление о нравственной благопристойности и юридическом формализме, формах и правилах, и этим освобождается в принятии и любви Бога. И с другой стороны, ученик, последователь Христа, превратится в предателя и нравственного палача своего Господа.
В храмах мы слышим стихиру Кассии, в которой говорится о жене блуднице, которая сильно возлюбила Христа, которая покаялась о своей грешной жизни. В то же время с пронизывающей болью, с исполненным вопросами сердцем, мы недоумеваем о предательстве близкого ученика. Так, не стоит забывать, что когда ты формально следуешь за кем-то, это не означает, что ты на самом деле его любишь. Недостаточно быть физически рядом с кем-то, если душевно вы находитесь на огромном расстоянии. Сердце измеряет расстояние не рулеткой, а любовью и страданием.
Но почему люди любят это песнопение, стихиру Кассии, эту историю, которую она описывает, и сегодня больше, чем в предыдущие дни, идут в храмы, только чтобы услышать и прочувствовать гимнологию этого дня? Объясняется ли это только красивым пением? Нет, конечно. Что же тогда происходит?
Я чувствую, что то, что заставляет людей растрогаться этой стихирой, это описанная в ней история и самый глубокий смысл, который передается человеческой душе.
Глубоко грешный человек, жена блудница, отброшенная, неуспешная в обществе, душевно и духовно, не только снова находит свою потерянную идентичность, но, и это самое важное, узнает Божию любовь, приходя в глубокое примирение в своей душе.
Сегодня вечером люди будут отождествлять себя с ней. Они почувствуют крах существования в полноте жизни – жизни, которую они построили без присутствия в ней Христа. Они ощутят свои грехи, свои недостатки, но прежде всего ту жизнь, которую они утратили среди чуждых для себя вещей, неспособных утолить голод и жажду всего их существа. Они ощутят, что в Церкви, во взгляде Христа есть место и время для покаяния. Для изменения, осознавания и новых возможностей, чтобы построить богоугодную жизнь.
Только одна категория людей не может почувствовать смирение и покаяние жены блудницы, как и великой, безусловной любви Бога. К сожалению, со времен Христа и до сих пор, это так называемые «религиозные» люди. Не забывайте, что блудница покаялась, а ученик совершил предательство. Великой истиной жизни есть то, что обычно те, кто находятся рядом с нами, не только не понимают нас, но и часто предают нас самым отвратительным образом.
Но почему во все эпохи этим людям трудно дается покаяние?
Потому что, во-первых, жизнь, которую они ведут, насколько бы видимо она ни описывалась как христианская, в действительности имеет абсолютно мирские элементы – власть, могущество, самооправдание, самоопределение, нарочитость, навязчивость и т.д., которые просто одеты, как говорит великий святой Иоанн Лествичник, в религиозные одежды. Во-вторых, потому что в церковном опыте цель духовной жизни – не в умерщвлении и притеснении наших желаний или страстей, а в их преображении. «Грешники», люди мирской жизни, как много раз сказано, самонадеянно – любят, влюбляются, страдают, грешат и терпят неудачи, но внутренне они живы, как и их желания, и они борются. Они просто направлены не в ту сторону, к ошибочным намерениям и целям.
Но когда приходит время, и они ощущают безысходность своих предыдущих решений, тогда их покаяние имеет силу и устремленность. То же самое сердце, которое имело смелость и дерзость грешить, теперь имеет устремленность и жажду покаяния.
Потому что, когда живешь, можешь упасть, но можешь и подняться. Но когда ты мертв, постоянное падение кажется тебе сном и блаженством. Тогда ты притворяешься «добродетельным» с несознательной целью скрыть страх и свою вину по отношению к жизни. Тогда ты подчиняешься закону, так, что никогда не вкусишь благодати, которая ищет свободу, искренность, личность, способную к диалогу, и сердце, которое можно любить.
Поэтому не удивляйтесь, когда великие грешники превращаются в великих святых. Это объясняется тем фактом, что, да, они ошибочно использовали свою волю, желания и страсти, но они не прятались от жизни, они не верили в свое совершенство, тем более, они не иссушили сердце, которое Бог вложил в их грудь, так что к ним могут быть отнесены слова: «Если имеешь сердце, можешь спастись».
Харалампос Пападопулос, свящ.
Из книги «Каждый конец – начало»
Перевод с болгарского Веры Грязновой