Главная » Библиотека » Публикации » 2020 » 02 » 22 » «Очень большое счастье, когда ты нужен»: интервью с обладателем гран-при "Коложского Благовеста"

«Очень большое счастье, когда ты нужен»: интервью с обладателем гран-при "Коложского Благовеста"

Руководитель мужского вокального ансамбля «ДОРОС» музея «Покровский собор» в Москве Константин Сенченко рассказывает притчи, цитирует Толстого, вспоминает запись альбома в храме и, конечно, делится впечатлениями от фестиваля.

Признаться, я не очень удивилась, когда узнала, что этот ансамбль из Москвы взял главную награду на фестивале. Я помню их выступление в Покровском соборе в пятницу и реакцию слушателей. Уже тогда подумалось: вот же те, кто в самое сердце всем ударил. Но потом глянула на хора, где сидело жюри, и остановила себя: им виднее.

А вот и жюри покорили эти шесть певцов из храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. В первый раз приехали на «Коложский Благовест» - и сразу так успешно.

Конечно, хочется побольше узнать о победителях. Чем мы и занялись за кулисами драмтеатра во время гала-концерта.

«Каждый из нас поет в разных храмах Москвы»

Константин говорит, что, несмотря на сотни концертов  по Европе, это для ансамбля первый фестиваль-конкурс: приехали проверить – на что способны.

Спрашиваю, как Константин в целом оценивает уровень того, что он увидел на фестивале.

- Мне не с чем сравнивать. Я участвовал в конкурсах, когда был ребенком. Закончил творческую хоровую капеллу мальчиком. Мы участвовали во многих конкурсах и фестивалях. И когда я учился в консерватории, мы ездили на конкурсы, например, в Таллин. Это было давно. Но то, что я услышал на «Благовесте», как музыкант, дает мне право сказать: есть коллективы, с которыми я, как дирижер, считал бы за счастье поработать.

 - А как сформировался ваш коллектив? Вы церковные люди или нет?

- Так или иначе, мы все прошли через свой опыт участия в богослужении именно в мужских хорах. Я - самый старший участник, и в храм пришел в 1989 году сразу после армии. Четверо ребят пели в мужском архиерейском хоре у митрополита Лонгина в Саратове. А Александр Горбатов, который вчера пел «Душе моя прегрешная», мой ученик еще с музыкального училища. Мы с ним организовали первый ансамбль в Костроме в 2001 году. В 2002 году мы были уже в Москве, а с 2006 года уже поем в храме Василия Блаженного.

- Я вот слышала, что вы светский коллектив, но это оказывается не совсем так.

- Мы светский коллектив, поскольку принадлежим и сотрудничаем с государственным историческим музеем. Но опыт богослужебной у нас есть, - говорит Константин. - В частности, в этом году мы пели на престольном празднике Серафима Саровского в г. Златоусте 14-15 января, а 16-го у нас была литургия в Сатке у епископа Златоустовского и Саткинского. И в принципе, каждый из нас поет в разных храмах Москвы. Не всегда получается из-за работы, но ночные службы – Рождество, Пасха – мы поем всегда.

Константин закончил аспирантуру в консерватории по профилю оркестровое и хоровое дирижирование. Еще два человека из ансамбля, тенора Вруйр Ананикян и Александр Горбатов, также закончили консерваторию. Бас Бексеит Рыспаев родом из Казахстана, великолепно играет на гитаре, закончил музыкальный колледж. Константин Черный – баянист, лауреат международных конкурсов. А Александр Камышинцев, баритон, по словам Констатина, прекрасный виолончелист. Он знает службу практически наизусть – когда-то учился в семинарии.

- Пусть у Александра и нет законченного музыкального образования – жизненные обстоятельства помешали, - но, ребята, думаю, не будут на меня обижаться, если я скажу, что он самый грамотный человек в чтении с листа. Человек, который знаком со струной, чувствует музыку лучше, - рассуждает Константин.

Говорю, что читала о благотворительных проектах ансамбля. Константин сразу смущается, а потом все же рассказывает:

 - Есть такой человек - Александр Владимирович Ильтяков, депутат, родом из Кургана. Он через своих знакомых пригласил нас на открытие памятника Сергею Есенину. Мы стали с ним сотрудничать. И однажды он предложил нам дать концерты в детских домах. И по всей Курганской области мы проехали с выступлениями бесплатно. Ни один из ребят не отказался, ни один не сказал: «Вот, мы в это время могли бы работать».

«Это и есть твой собственный крест»

Константин признается, что очень любит Рахманинова.

- Для меня это – Вселенная, которую никогда до конца исчерпать не получится. Что бы он ни делал, это всегда гениально. И конечно его «Всенощное бдение» для меня – звезда, к которой надо идти. Я очень завидую людям, которые имеют достаточно возможностей репетировать с хором, когда хор позволяет озвучить эти величайшие произведения…

В репертуаре «ДОРОСа» и Бортнянский, и Березовский, и Вейдль, и Архангельский. Конечно, всё это переложение – подчеркивает Константин. И добавляет, что в переложении некоторые произведения даже выигрывают – какие-то штрихи, фразировка.

- Вшестером можно дать много. Ведь каждый на виду и каждый ответственен. Объединяется потенциал каждого музыканта, все ответственно подходят к исполнению. Одно дело, когда ты поешь большим хором: где-то перехватишь дыхание, еще что-то. А здесь надо все рассчитывать и полагаться только на себя.

Константин вообще скромен. Воспитывался в хоре, а не как солист. И свое мнение и оценки собственного исполнения у него приглушены:

- Я был удивлен и поражен, когда здесь, в Гродно, нас так тепло встречала публика. Перед фестивалем у нас были большие сложности, потому что буквально за неделю до репетиций заболели двое, они просто потеряли голос. Мы ехали без репетиций, у нас было 30 минут на то, чтобы собраться.  И я вижу, что у нас где-то, возможно, недоработка. А тебе так хлопают – я это воспринимаю как большую радость. Я вообще каждый день воспринимаю как большой подарок от Бога. И это было со мной всегда.

Константин рассказывает, что любит слушать хоровые записи на пластинках 80-х годов. Говорит, что раньше они были очень хорошего качества – услышишь малейшее пиано, различишь максимальное фортиссимо. А сейчас записи перезаписываются по многу раз и звук уже не тот.

- Когда мы делали запись, я ребятам сказал: надо быть честными. Никаких дубляжей, никаких нарезок. Как есть – так и есть. И желательно в акустике, - говорит Константин. - И к нашей радости в Костроме нам разрешили записать альбомы в храме. Просто дали ключи и сказали: с 6 до 10 утра можете петь. У нас было три счастливых дня, за которые мы записали 3 диска. Это было дико тяжело, но мы справились. И если Вы будете эти записи слушать, Вы услышите шероховатости, неточности, там можно к чему-то придраться, но это живая запись. Я отношусь к ней как к памяти – вот что мы могли тогда.

Константин не скрывает: по его мнению, есть много коллективов, которые могут петь лучше их. Есть те, у кого финансирование, гранты, репетиционная база:

- У нас этого нет. Мы не можем репетировать так, как мы бы хотели. Но надо философски относиться к этому делу. Это как в притче. Человек жаловался Богу, что у него тяжелый крест, что он не может его нести. Господь завел человека в комнату и сказал: ну, выбери крест себе сам. Человек взял маленький – ему что-то натирает, взял большой – все время с ним спотыкается. Наконец определился: «Вот этот, Господи, мне подходит». Бог говорит: «Это и есть твой собственный крест».

«Мы находимся в такой стадии, когда волнение перерастает в качество»

Константин тепло отзывается о фестивале:

- Меня сильно удивило то количество участников и то качество пения, хотя я, к сожалению, не мог слышать всё. Но такое разнообразие поражает – представлены почти все категории. И нам дали возможность спеть не только духовную музыку, но и народные песни, романсы. Надеюсь, это даст толчок к расширению нашей концертной деятельности. Слушатели нас очень побуждают. Мы находимся сейчас в такой стадии, когда волнение перерастает в качество. Оно становится своеобразным допингом. Фестиваль говорит о том, что в нас нуждаются.  Очень большое счастье, когда ты нужен. И в личном, и в нравственном, и в культурном отношении.

Самые лучшие впечатления остались у ансамбля и от общего праздничного ужина для хоров – когда за одним столом собрались и румыны, и поляки, и украинцы, и русские. Единение, братство – и это, говорит Константин, не пустые слова. К братству стремятся и они в ансамбле.

- Мне очень повезло с ребятами. У нас бывают и споры, и ругани, все как в хорошей семье, - признается Константин. - Помните у Толстого? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но важно то, что эти люди неравнодушные  и то, что они умеют отдаваться до конца. Как в боксе: пока ты еще дышишь, пока ты еще видишь – вперед. Они с этой психологией подходят. Отдача полная.

Куратор ансамбля на время фестиваля отец Александр Хомбак отзывается об участниках «ДОРОСа» как об очень простых и душевных людях: «Они как беларусы!»

- Мы сегодня давали концерт в онкоцентре, - говорит Константин. -  Отец Александр попросил нас спеть для людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Мы уставшие после вчерашней ночи, но я, конечно, согласился сразу. Сказал просто: «Ребята, у нас концерт». Никто из них не спросил: а как, а зачем? Просто пошли.

Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Фото: Екатерина ГОРДЕЕВА

«Очень большое счастье, когда ты нужен»: интервью с обладателем гран-при "Коложского Благовеста"
«Очень большое счастье, когда ты нужен»: интервью с обладателем гран-при "Коложского Благовеста"
«Очень большое счастье, когда ты нужен»: интервью с обладателем гран-при "Коложского Благовеста"
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut