Пятилетие храма в Щучине
Как те, кто летают по небу, строят храмы на земле, дружат с католиками и все вместе воспитывают молодежь - читайте в репортаже о пятилетии нижнего храма Богоявленского прихода.
«На ком, как не на вас»
Прихожане принесли на службу вырезки из газет, старые фотографии:
- Вот в этом вагончике нас набивалось, как селедок в бочке. А на улице перед ним и праздники устраивали.
Вагончик пожертвовал гродненский храм в 2007 году. Начинал строительство о.Евгений Павельчук, его сменил о.Сергий Семашко, а с 2012 года настоятелем стал о.Александр Пастерняк.
Ольга Антоновна Зенчик, прихожанка и работник свечного ящика, говорит:
- Сейчас-то мы уже в роскоши живём. Хотя нам нравилось и в вагончике. Помню, отец Сергий служил всегда неспешно. Мы стоим, за окнами темнеет. В нашем вагончике полумрак, и начинает казаться, что мы в монастыре каком на службе стоим.
Спрашиваю ее:
- А с чего начали строительство новой церкви?
- С самого трудного – сбора денег!
Ольга Антоновна, будучи строителем, согласна была копать, таскать, разгружать – но не собирать деньги. Хотя и непосредственно в стройке принимала участие – рядом с другими женщинами:
- У нас было столько энтузиазма! На приходе была женщина – она и убирала, и любую работу в новом храме делала, можно сказать - жила тут. И все время с улыбкой, хотя она была очень больна, после инфаркта. Сидит на лавочке вот там, а я у себя за свечным ящиком. Мы не разговаривали, но я подойду, бывало, мы взглядами обменяемся и всё нам понятно: хорошо нам в храме, тепло, и такой он у нас красивый. Женщина эта умерла два года назад.
- А сейчас, - говорю, - почему энтузиазма поубавилось?
- Кто его знает, может, стареем, - признается Ольга Антоновна. – Говорю батюшке: «Молодых шукайте, где ж вы на нас, пенсионерках, выедете». А он смеется: «На ком, как не на вас».
Сейчас верхний храм в процессе строительства. Нелегко в короткие сроки возвести стены толщиной 75 см, но они потихоньку растут. Людей, пожертвовавших храму «именные» кирпичи, поминают за каждой службой. О.Александр надеется, что в следующем году удастся дойти до свода.
Спрашиваю, для чего проектировали такой большой храм. Ольга Антоновна говорит, что в то время, когда планировали постройку, церковных проектов было еще мало. О.Евгению понравилась церковь в Орше, и на возведение подобной в Щучине благословил его Владыка Филарет. Подобных храмов в византийском стиле на Грод-ненщине немного. Помимо Щучина - только в Зарице и в Волковыске.
- Местные власти давали землю на выбор в двух местах. Здесь, где мы строим, новые дома, и «Поле чудес» (частные домики за кладбищем) только начинало строиться. Сказали, что это должен быть красивый величественный храм, - говорит Ольга Антоновна и улыбается. – Зачем такой большой, спрашиваете? Вы не стояли в вагончике на праздник, сдавленными со всех сторон.
Да, а что же с вагончиком? Отец Александр Пастерняк говорит, что убрать его с помощью кранов не представляется возможным – он может переломиться. И скорее всего его оставят на месте в качестве музея – на память о том, как всё начиналось.
Хранитель памяти
- Почему храм освятили в честь Августовской иконы? – спросила я о.Игоря Колосовского, служащего здесь.
- Наши места находятся близко к тем, где в Первую мировую войну явилась Божия Матерь русским воинам и воодушевила их на подвиг. И храмов в честь этого чуда и у нас, и в России освящено много.
Образы Божией Матери всегда сопровождали события нашей истории. Под покровительством Жировицкой иконы в 1660 г. войска Павла Сапеги победили под Полокой. Тупичевская икона была явлена близ Мстиславля в начале 17в. в утешение людям в годы насаждения униатства - монастырь, в котором хранилась икона, так и остался православным. А благословение Минской иконы Богородицы помогло литвинским войскам в битве у Клецка в 1506г. разгромить татар и освободить пленных.
Чудо под Августовом произошло в начале войны, в ночь на 1(14) сентября. Вот оно, на иконе: Божья Матерь в звездном небе рукой указывает на запад, как бы обещая защиту, а под ней солдаты, сгрудившиеся в кучу в страхе и надежде, подобно жителям Константинополя во Влахернском храме. И тогда, в Константинополе, и под Августовом всё закончилось хорошо. Битва была выиграна, и из воинов, которые видели чудо, не погиб ни один.
Августовская икона – тоже наша, родная, покровительница западных земель.
- Щучин – военный городок. Здесь в советское время была крупнейшая авиабаза. И жизнь многих здешних жителей связана с военной авиацией. Храм наш будет соединять прошлое и настоящее, будет хранителем памяти этих мест, - сказал о.Игорь.
Один из верных прихожан, Иван Петрович Рекеда, после окончания летной школы был направлен в Щучин в 1958 году.
- Небо любил безумно. Жена даже жаловалась иногда: «Ванечка, ты свое небо любишь больше, чем меня». Она знала мою любовь к риску. Я был воздушным стрелком-радистом, а жена хотела, чтобы я был именно пилотом.
Но когда Иван Петрович поехал поступать на летчика в Тамбовское летное училище, он немного опоздал – там принимали до 24-х лет, а ему исполнилось 25. Тем не менее, он ходил много лет третьим штурманом.
- Я родился до войны. Нас воспитывали в православии, мы это впитали с молоком матери. Пятеро детей на маму с бабушкой. И это еще считалась малодетная семья. За стол не сядешь, не перекрестившись, не выйдешь, не сказав: «Спасибо, Господи, за хлеб и за соль». «Отче наш» все знали.
У Ивана Петровича мягкий голос сказочника. Оказывается, он пишет стихи-повествования – о Боге, о праздниках, о жизни и вере. Его сборники печатает Гродненская типография. Мы сидели на лавочке, и он читал свои стихи о вере, о Пасхе, и трогательные – посвященные жене.
- Мы с супругой по силе принимали участие в строительстве храма. А три с половиной года назад она отошла в мир иной. И сынок меньший, капитан… Икону Иисуса Христа на царских вратах я подарил церкви в честь моего сына, а в алтаре висит большая икона Господа Вседержителя – в память моей дорогой супруги.
Приходит старость как всегда,
Но не гаснет луч надежды.
Мы с Божьей помощью живем
И сильны духом, как и прежде.
Хотел сказать вам здесь о многом:
Мы все находимся под Богом.
Как Он решит, так всё и будет
И никого он не забудет.
«Мы не готовим детей для армии, свой путь они выбирают сами»
А еще на этом приходе с 2007 года, когда еще только закладывался новый храм, был организован военно-патриотический клуб в честь св.Александра Невского.
Командир клуба Павел Павлович Найда говорит:
- На тот момент в районе был всплеск детской преступности – около 50 преступлений было совершено только детьми. В основном это были дети не совсем благополучные, дети, которые не знают, чем себя занять. И было принято решение этих детей попытаться как-то организовать, предложить им альтернативу шатаниям по подворотням.
Павел Павлович – сотрудник милиции. Он с детьми занимается практическими выходами в лес:
- В Щучинском районе при СССР было много воинских частей, вот и заброшенный аэродром остался. Всё для наших занятий готово. Два раза в месяц мы надеваем специальную форму и занимаемся тактической подготовкой. Изначально я хотел делать упор на военную подготовку, а сейчас пришел к выводу, что детей нужно, прежде всего, подготовить к жизни. После клуба они же не все станут военными или милиционерами. Мы учим их уважительному отношению друг ко другу. У нас старшие не ущемляют младших, а на полевом выходе не оставят отстающего. Не может кто-то идти – под руки берут и несут. Мы стараемся жить под девизом «Нет больше той любви, чем душу свою отдать за други своя».
Павел Павлович рассказывает, что 3 раза в неделю у ребят занятия в спортзале. Много раз воспитанники становились чемпионами Европы и даже мира по тайландскому боксу:
- К нам не обязательно приходят спортсмены, но остаются дети, которым действительно это нужно. Я всегда привожу в пример мальчика Артема Чекаева. Он пришел в клуб пухлым, маленьким, такой «рыжий шарик». На сегодняшний день его рост 190см, весит почти 90кг, 10 км бежит и подтягивается 20 раз, т.е. это ребенок, который сам себя сделал.
- А принимаете ли девочек, - спрашиваю.
- Да, с 2013 года. Нагрузки у них, конечно, меньше, но когда мы выходим в лес, девочки готовят обед. Понимаете, тут не то, чтобы военщина. Этих детей отличает от других только то, что они ходят в форме и руки в карманах не носят (смеется), с сигаретой не ходят. А форма просто дисциплинирует.
- Боретесь с вредными привычками?
- А как же. Руку в карман – 10 раз отжался, две руки – 20 раз, сквернословил – 100. Чтобы руки помнили, что языком говорить не надо.
Павел Павлович говорит, что у детей сейчас совсем другие интересы:
- Время сейчас такое. Дети наши лишены каких-то простых радостей – поесть сала с картошкой на костре, например. Или с ветерком скатиться с горки на пакете с соломой (улыбается).
Если Павел Павлович – практик, то Геннадий Петрович Шишкин больше занимается теоретической подготовкой ребят в клубе, проводит занятия в классе:
- Тяжеловато мне уже на седьмом десятке бегать.
Геннадий Петрович говорит, что каждый год выпускается по 3-4 человека и далеко не все поступают потом в военную академию:
- Мы не готовим детей для армии, свой путь они выбирают сами. Но та закалка, которую они получают, пригодится в жизни. Если человек будет исполнительным, дисциплинированным, порядочным, он будет нужен везде.
- А выпускники клуба не забывают вас?
- Поддерживают с нами связь. В этом году, например, 14 выпускников прошлых лет приезжали помогать на летних полевых сборах.
На мой вопрос, участвуют ли ребята в жизни храма, Геннадий Петрович ответил, что клуб постоянно и на крестных ходах, и в паломничествах. Батюшки проводят с молодыми людьми беседы.
- Как думаете, дети слушают не из-под палки?
- Ни один священник не заставит ребенка приходить в храм, если это не привито в семье. Я, например, до 60-ти лет в церковь не ходил.
- А как в итоге попали?
- В грехе жил и почувствовал это. Господь меня вразумил. Я поехал тогда в Жировичи, побывал в купальне, ночь провел в храме. Пообщался с батюшкой. Когда начал исповедоваться, людей полный храм был, когда закончил – никого. И потом познакомился с замечательной семьей о.Сергия Семашко, который стал впоследствии крестным отцом моего внука. О.Сергий порекомендовал меня отцу Александру – в строящийся храм нужен был пономарь. А через два года благословили возглавить клуб.
Каждое последнее воскресенье месяца ребята собираются в храме на акафист. Примечательно, что почти половина ребят – католики.
- На службу каждый ходит к себе в храм. Но я предлагаю акафист слушать всем детям – это же хвала Господу.
И католики, и православные в клубе дружат. Так же, как дружит храм с ксендзом прихода святой Терезы Авильской Андреем Агелем. По словам о.Александра, его часто приглашают на службу в костел, а ксендз присутствует на важных службах в церкви. Жители Щучина, где представителей обеих конфессий почти поровну, такой дружбе очень рады.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ