Проповедь архиепископа Артемия в нижнем храме прихода Богоявления Господня города Щучин
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день читалось евангельское чтение, в котором повествуется притча о милосердном самарянине. Все прекрасно эту притчу знают, знают её содержание, но Церковь постоянно её повторяет, потому что события, которые описываются в этой притче, имеют непосредственное отношение к каждому из нас.
Итак, некий человек направляется из города Иерусалима в город Иерихон. Тот, кто знаком немножко с библейской историей, тот прекрасно понимает, что Иерусалим – это столица духовного мира, а Иерихон по своей библейской истории – это город скорее греха.
И вот человек с полноты духовного бытия деградирует вниз, идёт к греховной жизни. Такова судьба человечества: потеряв веру в Бога, потеряв благодать непосредственного общения с нашим Творцом, человек обрёк себя на самоуничтожение, на деградацию. И, идя путём греха, мы сами себя уничтожаем.
Апостол говорит, что грех есть беззаконие. Что такое грех? Это нарушение Богом данного закона бытия. Мы сами себя разрушаем, мы сами себя уничтожаем. Это неправильная и нездоровая жизнь. Грех – это болезнь, которая поражает и уничтожает человека. И вот таких болезней у нас, как говорится, море. Наше сердце, наша душа изранена грехами.
На человека напали разбойники. И он лежит обнажённый, окровавленный и никому не нужный на дороге. Что за разбойники? Конечно, имеется в виду диавол. Диавол ненавидит человека, потому что, потеряв благодать Божию, он увидел в человеке образ Божий. И, ненавидя Бога, ненавидит человека, носящего образ Творца. И всячески старается украсть человека у Бога, погубить его бессмертие, чтобы убить его душу, чтобы убить его жизнь. Соответственно и люди, живущие во грехах, становятся бесноватыми. И также творят зло в нашем мире и в нашей жизни. И вот такого зла у нас изобильно.
Сегодняшний принцип жизни - человек человеку волк. Мы все боремся за выживание правдой и неправдой, но не живём подлинной, настоящей, глубокой и прекрасной жизнью. И вот люди, проходя мимо, боятся подойти к этому раненому: кто его знает, кто на него напал, подойдёшь - ещё и сам попадёшь в историю. И каждый не хочет тратить своё время, свои средства, чтобы возиться с этим несчастным и больным окровавленным человеком. И даже, говорит евангелист, что даже священник шёл из Иерусалимского храма, возвращаясь к себе домой, шёл левит, по-нашему выражаясь “диакон”, прислужник церковный, и даже эти церковные люди не уделили внимание этому несчастному.
И идёт по дороге самарянин, а самаряне – это соседи Израиля. Когда были военные действия, из покорённых стран перевозили людей, чтобы не было национального движения, не было религиозного единства. И вот эти самаряне – это те пришельцы из вавилонских земель, которые были поселены на Святой Земле. И они сохранили свои языческие верования и также приняли веру иудеев частично. Иудеи их ненавидели как сектантов. Так и они называли самарян. Иудеи с самарянами просто не общались. Это были национальные враги, ненавидящие друг друга.
И казалось бы, этот человек, который не заслуживает порядочного к нему отношения, показывает пример подлинной человечности. Он берёт и начинает ухаживать за этим больным. Он промывает ему раны. А в древности чем пользовались? Вином. Этот напиток, промывает, очищает раны, а потом заливает маслом оливковым, оно дезинфицирует и как бы изолирует и покрывает рану. И это первые медицинские средства, которые были в древности, на древнем Востоке, в этих землях. Садит на ослика этого больного и везёт его в селение, привозит в гостиницу, и отдаёт его начальнику гостиницы, и повелевает за ним ухаживать. А утром, уезжая, даёт два динария золотых начальнику гостиницы, хозяину, и говорит: “Ухаживай за больным, а если что истратишь, то я приду и тебе верну, воздам тебе”.
Кто этот милосердный самарянин? Безусловно, Христос имеет в виду Самого Себя, Бога, Спасителя. Христос – наш Спаситель. И человека, впавшего в грех, впавшего в расслабление, изуродованного и израненного диаволом, Господь врачует своей благодатью.
Благодать Божия даётся нам через церковные таинства. И мы даже знаем, что есть Таинство Соборования, когда больной человек не в состоянии за себя молиться, нести подвиг покаяния, за него молится община, собор верующих, и затем его помазывают маслом и вином. И вот тут указывается на церковные таинства, через которые подаётся благодать Божия.
Самарянин садит человка на ослика и везёт в гостиницу. Многие святые отцы говорят, что ослик – это Евангелие, “Я есть Путь, Жизнь и Истина”. Вот как идти к Богу, указано в Евангелии. Путь, ведущий в гостиницу – это Евангелие, жизнь по Евангелию, по правде Божьей. И человек, когда он входит в Церковь, принимает Евангелие, он становится способным жить в доме Божьем, в “гостинице”, т.е. в храме, пребывать в Церкви.
В Церкви полнота благодати и в Церкви врачуется человек, и даётся величайшая благодать в Таинстве Покаяния, в полной перемене, изменении его жизни, преображении человека в наших земных условиях. И Господь говорит, так сказать, главе этой “гостиницы”, что если что истратишь, то я тебе верну, не волнуйся. То есть Господь ещё придёт и каждому из нас воздаст по нашим делам. Господь не спрашивает какой мы национальности. Господь не спрашивает какого мы социального, уровня. А Господь спросит, как мы жили в этой жизни.
Все заповеди сводятся к одному – к заповеди о любви друг к другу. Все эти вещи - пост, молитвенное правило, поклоны - это средства, помогающие нам владеть самим собой. А цель – стяжание любви, стяжание благодати Божьей, дара любви. Господь говорит иди и ты, поступай так же. То есть каждый из нас должен также поступать по закону любви Божьей.
Есть ли любовь сегодня в нашем обществе? По-моему, и близко нет. Волчий принцип сущетвует, а каждый даже готов загрызть друг друга, совершенно незнакомого и не мешающего ему человека. И мы, христиане, к сожалению, не являем собой исключения. Вот сейчас даже посмотрите, сколько раздоров на церковном плане. Отчего это? Потому что христиане не живут по-христиански. Конечно, священноначалие легко обвинять. Но ведь благодать-то идёт, как говорится, снизу, от корней. А если наша Церковь, пребывает в грехах, то есть мы с вами, такое же будет и священноначалие. То есть опять проблемы, возникают сложности.
То, что мы стараемся приспособиться к сильным мира сего, даёт о себе знать, даёт нестроения в Церкви. На Бога уповаю, говорит царь Давид, и не изнемогу. А мы уповаем на сильных мира сего. А на Бога стараемся не уповать, не надеяться. Не верим в Его помощь, не верим в Его предстательство. И отсюда, как следствие, наша бездуховная, без любви - жизнь.
То есть получается, что мы не идём путём спасения. А Господь призывает нас спасаться. Спасение не подразумевает улучшение жизни, избавление от неприятностей, а спасение смысла жизни, оторванного от Бога. Поэтому сегодня Церковь нам уже в преддверии праздника Рождества Христова предлагает задуматься о своей духовной жизни, как мы живём, правильно ли мы живём, есть ли Бог в нашем сердце.
Уж не говоря о врагах, хотя бы с родственниками мы не ругаемся ли? Дети, вы хотя бы своих родителей хоть немножко любите, заботитесь ли о своих стариках, которые находятся в престарелом состоянии? Хотя бы сослуживцы, соседи, хотя бы здесь вы мир сохраняете? Не говоря уже о том, что мы должны любить врагов, потому что у Бога врагов нет, мы все Его дети. И каждый человек – это образ Божий.
Невозможно ненавидеть образ Божий. Мы ненавидим не больного, а ненавидеть должны болезнь, грех, который господствует в нашем обществе. Поэтому будем молиться друг за друга, молитва очень сильное имеет действие, молиться за нашу Церковь, за наше Отечество, чтобы Господь ещё дал нам время для покаяния, для, как говориться, евангелизации нашего народа, для принятия подлинной христианской жизни, для того, чтобы спастись и унаследовать жизнь вечную. Аминь.