Белорусские святые (инфографика)
Они участвовали в Грюнвальдской битве, мирили Радзивилов и Ходкевичей, занимались просвещением и наукой, им посвящал свои статьи Пушкин. А что еще мы знаем о наших святых?
Сколько в Беларуси православных святых?
Всего в Собор Белорусских святых входит 73 угодника Божия. Еще четыре относятся к лику местночтимых, т.е. канонизированных в отдельной епархии. Если считать и их, то выходит, что Белорусская Православная Церковь может гордится 77-ю святыми.
При этом один лишь XX век дал нашей Церкви больше святых (50), чем предыдущие 800 лет! И они, новомученики прошлого века, особенно важны для нас. Их жизнь и их смерть показывают, что свобода личности, принципиальность и твердость веры – не миф, а реальность доступная каждому из нас.
Кто они – белорусские святые?
Среди белорусских святых 7 князей, 20 епископов, 29 священников, 3 диакона, 13 монахов и 7 простых мирян. Некоторые из них были одновременно и монахами, и священниками – иеромонахами, игуменами и архимандритами.
Абсолютное большинство наших святых – мужчины. Однако самой известной и почитаемой белорусской святой, бесспорно, является женщина – преподобная Евфросиния Полоцкая.
Наша земля пережила множество войн и кровавых конфликтов. Поэтому к белорусскому народу часто применяется эпитет «многострадальный». Мученики также составляют большинство лика святых земли Белорусской. Всего их 51.
Стоит отметить, что Собор белорусских святых состоит не только из этнических белорусов. К этому сонму причисляли и тех, кто просто совершал свое церковное служение на территории нашей страны. Например, священномученик Никифор (Кантакузин) был греком из Константинополя, но боролся против Унии в Речи Посполитой и принял здесь мученическую смерть.
Чем знамениты белорусские святые?
Некоторые из наших святых самым непосредственным образом защищали мир на своей земле. Как, например, св. Федор Острожский, который сражался в знаменитой Грюнвальдской битве. Или св. София Слуцкая, которая своим вмешательством остановила междоусобную войну Радзивилов и Ходкевичей.
Но кроме военных и духовных подвигов, святые белорусской земли известны своим огромным вкладом в культуру нашего народа.
Например, св. Евфросиния была одной из крупнейших просветительниц своего времени. В основанных ею монастырях располагались учильни, библиотеки и скриптории – научные центры средневековья. Сама святая внесла личный вклад в развитие белорусской культуры и науки, собственноручно переписывая книги. А созданные по ее заказу Преображенская церковь и знаменитый крест, ставшие религиозным символом Беларуси, не нуждаются в представлении.
Таким же движителем учености был и ее современник – св. Кирилл Туровский, автор около двух десятков литературных произведений. Этот белорусский епископ еще долго после своей смерти имел широкую славу знаменитого богослова.
Интересна судьба св. Елисея Лавришевского. Будучи княжеским сыном и занимая высокую должность при дворе основателя ВКЛ Миндовга, он ушел из мирской жизни, основав монастырь на берегу Немана. Позднее в этом монастыре будет создано иллюминированное Лавришевское Евангелие. Благодаря этому Евангелию, а точнее владельческим надписям, мы имеем образцы старобелорусского языка.
Большое значение для развития отечественной исторической науки имеют труды св. Георгия (Конисского), который собрал и систематизировал множество документов и древних грамот, в сущности, создав хорошую базу источников. Он также известен увлечением астрономией. Именно при этом епископе на одной из колоколен Могилева был установлен телескоп. Учитывая все это, не удивительно замечание А.С. Пушкина об этом святом: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории».
Текст и инфографика: диакон Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ