Главная » Библиотека » Публикации » 2018 » 04 » Деятельность Митрополита Иосифа (Семашко) по подготовке упразднения унии

Деятельность Митрополита Иосифа (Семашко) по подготовке упразднения унии

Митрополит Иосиф Семашко родился в 1798 году в селе Павловка Липовского уезда, Киевской губернии, в семье униатского священника [1], но его мировоззрение с ранних лет формировалось под влиянием Православия.

Поскольку начальное образование было тесно связано с участием детей в церковном богослужении, а в округе не было униатской церкви, с детства Иосиф ходил в православный храм. Его отец служил на униатском престоле в католическом храме близлежащего местечка Ильинцы.

При этом семья Семашко оставались единственными униатами в родном селе, все прочие уже вернулись в Православие. С 10-летнего возраста родители запретили Иосифу посещать православный храм и стали возить в ближайший костел [2]. Иосиф был прилежным в учении: после успешного окончания Немировской гимназии в 1816 году он поступил в главную униатскую семинарию, состоящую при Виленском университете. После семинарии, став священником-целибатом, он с 1820 по 1822 годы был заседателем Луцкой консистории и наставником местной семинарии. Здесь он в полной мере ощутил бедственное положение униатской церкви.

В 1822 г. Иосиф Семашко был назначен заседателем в униатском департаменте римско-католической коллегии в Петербурге. Проявляя ревностную заботу об униатской церкви, он всеми силами стремился противодействовать дальнейшему переходу униатов в католичество, очищению богослужения от нововведений, угнетенному положению униатского духовенства. Так, в 1826 г. в римско-католической коллегии он инициировал дело о возвращении более 20 тысяч униатов, незаконно переведенных в латинский обряд в Вилейском и Дисненском уездах, присовокупив к нему все подобные случаи [3].

Проживая в столице Российской империи, он посещал православные богослужения, изучал святоотеческую литературу, много размышлял о причинах унии. Все это содействовало тому, что Иосиф Семашко принял для себя лично решение стать православным, но ему предложили немного повременить. В 1827 г., обосновывая свое стремление, он начал писать «Сочинение о Православии Восточной Церкви», в котором заявлял о ложности римо-католицизма. Директор Департамента иностранных исповеданий Г. И. Карташевский предложил ему письменно изложить мысли о тяжелом положении униатов в России [4]. Так появилась знаменитая записка, раскрывающая истинное угнетенное положение униатской церкви, а также излагались меры, с помощью которых униаты могли бы быть возвращены в лоно Православной Церкви. Записка была передана императору Николаю I, что, наконец, дало ход к изменению положения Униатской Церкви.

Подготовка к воссоединению велась более десяти лет. Первым важным шагом можно считать изданный 22 апреля 1828 г. указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения Российской империи. Согласно указу, была образована особая униатская коллегия под председательством митрополита, в составе одного архимандрита по назначению от правительства и четырех протоиереев по избранию консисторий. Вместо прежних четырех униатских епархий образовывалось две – Полоцкая архиепископия и Литовская епископия. Вся система управления епархий должна была быть приведена в соответствие с имеющейся в Православной Церкви [5]. Сокращая число епархий, правительство преследовало две основные цели: оградить униатскую иерархию и вообще духовенство от католического влияния и поставить униатов в более выгодные условия для сближения их с православием [6]. Вторым важным шагом было открытие в каждой епархии духовной семинарии и училища, а в Полоцке, кроме семинарии, и духовной академии. Так, воспитание будущих пастырей стало свободным от прямого влияния католицизма. Чтобы ослабить могущество василианского ордена, все василианские монастыри переводились в подчинение епархиальным архиереям и духовным консисториям. Также уничтожалось право ктиторства, которым злоупотребляли польские помещики и по своему усмотрению предоставляли священников к приходам в своих имениях. Эти преобразования не касались канонического подчинения униатов Риму, их католического вероучения и литургической практики. Для ознакомления униатского духовенства с учением Православной Церкви в 1829 г. Иосиф Семашко перевел на польский язык сочинение святителя Филарета (Дроздова) «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии греко-российской восточной Церкви» [7].

В 1828-1829 гг. были проведены почти все намеченные церковно-административные реформы. Однако, как замечает протоиерей Константин Зноско: «До 1831 г. вопрос о воссоединении униатов серьезно не поднимался. Вся работа по защите Униатской Церкви, главным образом, шла в том направлении, чтобы обезопасить ее от поглощения латинством» [8]. Римская курия даже подавала русскому правительству ноту протеста относительно процесса воссоединения, но, по поручению императора Николая I Иосиф Семашко составил проект ответа Риму: «Записку... с опровержением притязаний, полученных правительством от Римского двора, по поводу новых распоряжений относительно униатов» (от 6 апр. 1829). Опираясь на бреве папы Климента VIII, буллу папы Бенедикта XIV и универсал короля Сигизмунда III Вазы, данный униатам при введении унии, а также указав на противоречия в постановлениях Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439), Семашко опроверг все обвинения и попытался доказать, что проводимые реформы направлены на благо униатской общины в России и ведут ее к оздоровлению и укреплению [9].

Чтобы выполнить все намеченные задачи, Иосифу Семашко необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения. В 1829 г. он принял монашество без изменения имени и был хиротонисан во епископа Мстиславского, викария Полоцкой епархии, с оставлением присутствующим в коллегии. Из-за отсутствия в Санкт-Петербурге униатской церкви хиротония совершалась в католическом костеле Брестским униатским Митрополитом Булгаком и Полоцким Епископом Мартусевичем, а также латинским Епископом Гедройцем. При произнесении присяги на верность папе Семашко пропустил в ней несходные со своей совестью места [10].

После прибытия в свою епархию епископ Иосиф укрепился в убеждении, что униатская церковь должна покаяться в совершенных на протяжении трех столетий грехах: слабости в вере, гордыне, ереси и борьбе против родной Православной Церкви. «К такому спасительному убеждению епископ Иосиф пришел не в тяжелую минуту и не под давлением «сильных мира сего», а благодаря глубоким размышлениям над историей унии и ежедневным наблюдениям над современной жизнью. Он принадлежал к думающим, прогрессивным «поповичам», которые в тогдашней униатской церкви были евангельской «солью земли» (Мф. 5:13). Иосиф Семашко писал: «Несколько столетий русский (т.е. белорусский и украинский) народ этого края находился в польской неволе. В то время с помощью унии его лишили не только древней православной веры, но и покушались на родной язык и с течением времени не только отдельные люди, преимущественно грамотные, но и целые приходы в различных местностях, забывая молитвы своих предков, начинали молиться по-польски» [11].

В апреле 1833 г. преосвященный Иосиф был назначен Литовским епископом [12] и теперь мог осуществить на деле свои предложения относительно униатов. Тщательно ознакомившись с положением и настроением духовенства в епархии, состоянием учебного процесса и со всеми другими вопросами епархиальной жизни, он собирал вокруг себя единомышленников. План Иосифа Семашко – вести униатов к воссоединению длинным воспитательным путем, опираясь на белое духовенство, был мудрым и опирался на слова апостола Павла: «кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2, 25-26).

В июне 1833 г. в пределах Белорусской униатской епархии была открыта новая православная Полоцкая кафедра, на которую был назначен епископом Смарагд Крыжановский, пытавшийся насильно и стремительно переводить униатов в Православие. Особенно вредило делу неумелое вмешательство гражданских властей. Так, например, 18 декабря 1834 года из Минска в Вилейку прибыли православные священники для обращения униатов, однако их миссия не имела успеха. Тогда, по приказу вице-губернатора, русские солдаты принудительно доставили в Вилейку всех униатов окрестных деревень и заставили присоединиться к Православной Церкви [13]. Такая «ревность не по разуму» (Рим. 10:2) скорее отталкивала униатов от Православия, чем приближала к нему.

В течение 1831-1833 гг. значительно сократился состав униатских епископов: многие скончались и остались только двое – митрополит Иосафат Булгак и епископ Иосиф Семашко, причем первый был яростным противником сближения с Православием. Встал вопрос об обновлении униатской иерархии. Для укрепления позиций сторонников воссоединения епископ Иосиф ходатайствовал перед императором о поставлении в епископов своих единомышленников – ректора Литовской духовной семинарии протоиерея Антония Зубко и председателя консистории Полоцкой епархии священника Василия Лужинского, а также и одного из ярых противников воссоединения – архимандрита Иоасафа Жарского. «Таким неординарным ходом он стремился нейтрализовать его как своего оппонента, удовлетворив амбиции архимандрита, и несколько ослабить подозрительность василиан» [14]. В январе 1834 года все они были хиротонисаны в епископов.

В течение 1834-1835 гг. епископ Иосиф проводил реорганизацию Литовской епархии: было упразднено 130 малочисленных приходов, недостойные клирики причислялись за штат. «Чистка» коснулась и монастырей: некоторые из них упразднялись, а к 1835 г., согласно решению, принятому в 1828 г., унию оставили иноки, соблюдавшие латинский обряд [15].

В 1836 году в докладной записке епископ Иосиф предложил подчинить униатскую коллегию обер-прокурору Святейшего Синода. Это улучшило бы подготовку к воссоединению, поскольку министр внутренних дел, в ведомстве которого находились и униаты, и католики, не мог в полной мере уделять внимание униатским делам  [16]. «Замедление, – писал епископ Иосиф в своей записке, – решительно обращается только в пользу римлян, и, по всей вероятности, через некоторое время эта мера будет уже бесполезной и только подвергнет оное начальство ответственности за неуспех дела, предыдущими обстоятельствами приготовленный» [17]. Записка имела успех, и 1 января 1837 г. заведование униатскими делами перешло в ведомство обер-прокурора Синода с одновременным подчинением греко-униатской коллегии Сенату. Эта мера была половинчатой, но она давала надежду на согласованную координацию действий православного и греко-католического священноначалия.

Надо сказать, что епископ Иосиф встречал сильное сопротивление от католиков. Возникали недоразумения и среди своих: часть духовенства, наиболее близкая к латинству, не соглашалась с его реформами, выражая даже письменные протесты. Отрицательную роль в этом деле играли польские помещики, от которых духовенство в значительной степени зависело материально. Некоторые русские администраторы нередко угождали польской партии по недомыслию и другим причинам.

Иерей Георгий СУВОРОВ

[1] Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович; 1798–1868), митрополит Литовский и Виленский, церковно-общественный деятель // Православная Энциклопедия. – Т. ХХV. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2011. – С. 658.

[2] Там же. С. 658.

[3] Там же. С. 659

[4] Там же. С. 659

[5] Там же. С. 659

[6] Шавельский, Г. протопресвитер. Последнее воссоединение с Православной Церковью униатов Белорусской епархии (1833–1839) / протопресвитер Георгий Шавельский. – СПб., 1910. – С. 1.

[7] Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович; 1798–1868), митрополит Литовский и Виленский, церковно-общественный деятель // Православная Энциклопедия. – Т. ХХV. – С. 660.

[8] Зноско, Константин, протоиерей. Указ. соч. С. 335.

[9] Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович; 1798–1868), митрополит Литовский и Виленский, церковно-общественный деятель // Православная Энциклопедия. – Т. ХХV. – С. 661.

[10] Зноско, Константин, протоиерей. Указ. соч. С. 212.

[11] Цит. по: Гайдук, Николай. Брестская уния 1596 года. С приложениями. - Мн.: Изд. Вирковский В.Н., 1996. – С. 52 // [Электронный ресурс]. – Рутрекер.орг. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3810942 – Дата доступа: 29.05.2017.

[12] Теплова, В.А. Указ. соч. С. 42.

[13] Афанасий (Мартос), архиепископ. Указ. соч. С. 221.

[14] Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович; 1798–1868), митрополит Литовский и Виленский, церковно-общественный деятель // Православная Энциклопедия. – Т. ХХV. – С. 661.

[15] Там же. С. 661.

[16] Зноско, Константин, протоиерей. Указ. соч. С. 215.

[17] Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович; 1798–1868), митрополит Литовский и Виленский, церковно-общественный деятель // Православная Энциклопедия. – Т. ХХV. – С. 662.

Деятельность Митрополита Иосифа (Семашко) по подготовке упразднения унии
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut