Вклад Митрополита Иосифа (Семашко) в сохранение Сынковичского храма
Митрополит Иосиф (Семашко), чье 220-летие со дня рождения и 150-летие со дня кончины мы вспоминаем в этом году большую часть своей жизни провел в Петербурге и Вильно. Однако сохранились свидетельства его участия в жизни знаменитого Сынковичского храма соврмененной Гродненской епархии.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с докладом протодиакона Павла Бубнова, кандидата богословия, старшего преподаватель кафедры Церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, преподаватель Минской духовной семинарии, прозвучавшем на международной научно-практической конференции «Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко): личность в контексте эпохи», в Минской духовной семинарии.
Выдающийся деятель Православной Церкви – Высокопреосвященнейший Митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) оставил свой след и в истории Сынковичского храма. Летом 1837 года он посетил Сынковичский храм и обнаружил, что храм находится в плачевном состоянии. Вот что владыка Иосиф сообщил в Литовскую духовную консисторию 1 ноября 1837 года: «Посетив лично нынешним летом Слонимского уезда Сынковицкую церковь, я нашел этот достаточно примечательный каменный древний храм совершенно запущенным. Крыша оного со всех сторон просвечивает, а на одной из башен даже сдвинута в сторону, от чего чрез все отверстия в каменном своде протекает дождевая вода, а карнизы по большей части обрушились. Местный исправник объявил мне тогда, что он по предписанию г[осподина] генерал-губернатора принял уже меры к скорейшей починке сей церкви местными владельцами, и затем я не делал уже никаких по сему предмету сношений. Предлагаю консистории донести мне, в сколько уже совершена починка означенной Сынковицкой церкви, а о продолжении работ доносить мне постоянно» [1, л. 1]. В этом кратком сообщении виден итог униатского периода в истории Сынковичского храма: храм чуть не пришел в запустение и если бы не внимание Преосвященного Иосифа, не исключено, что он мог и разрушиться, как разрушились другие древние православные храмы в униатский период. Во исполнение благословения Преосвященного Иосифа, Литовская духовная консистория 16 ноября 1837 года поручила разобраться в этом деле Слонимскому благочинному, протоиерею Стефану Центковскому [1, л. 3об; 2, st. 152; 4, c. 154]. Однако отец благочинный никакой информации о ходе дел в консисторию не представил, и вновь, уже 16 марта 1838 года консистория повторила свой запрос отцу Стефану. Наконец, 23 марта 1838 года отец Стефан направил в консисторию рапорт, в котором сообщил неутешительные известия. Оказалось, что ничего для ремонта крыши храма так и не было сделано, а лишь было привезено несколько бревен, совершенно непригодных для ремонта крыши [1, л. 7].
20 апреля 1838 года в Литовскую духовную консисторию поступило донесение от Слонимского земского исправника, в котором сообщалось, что помещик Пусловский, на территории имения которого находится храм, обещал в течение этой весны отремонтировать храм [1, л. 13]. Дело ремонта церкви вновь привлекло внимание Преосвященного Епископа Иосифа (Семашко), который 18 мая 1838 года направил в Литовскую духовную консисторию письмо из Петербурга следующего содержания:
«Виленский Военный, Минский, Гродненский и Белостокский генерал-губернатор князь Долгоруков уведомляет меня, что он по моему отношению касательно починки Сынковицкой церкви в Слонимском уезде состоящей, предписал Гродненскому гражданскому губернатору принять деятельнейшие меры и употребить зависящие настояния к скорейшему исправлению оной церкви. Предлагаю о сем к сведению консистории с тем, чтобы она доносила мне об успехах по сему делу, согласно прежним моим распоряжениям» [1, л. 17].
20 июня 1838 года Слонимский благочинный отец Стефан Центковский направил в консисторию рапорт, в котором указал, что по состоянию на 15 июня ремонтные работы в церкви так и не начались [1, л. 21-21об.]. Следом за этим отец Стефан направляет в консисторию еще один рапорт от 28 июня, где вновь, уже на основании личного осмотра храма, свидетельствует, что ремонтные работы не начаты, строительный материал не заготовлен, и даже местное дворовое правление не получало от владельцев имения Сынковичи никаких указаний относительно ремонта церкви [1, л. 22-22об.]. Оживленная переписка продолжается. 26 июля того же года в Литовскую духовную консисторию поступает письмо из Гродненского губернского правления Министерства внутренних дел, в котором, в частности, говорится, что во время ревизии Слонимского уезда начальником губернии владелец имения Сынковичи Вандалин Пусловский (годы жизни – 1814-1884, известен как основатель и строитель Коссовского замка (м.Коссово, Ивацевичского района Брестской области Республики Беларусь); в Слонимском уезде было множество объектов собственности семейства Пусловских) дал личное обещание церковь «…в скором времени собственным иждивением без всякой посторонней помощи в совершенное привести устройство» [1, л. 22-22об.]. Вряд ли судьба тогда еще униатского храма беспокоила римо-католика Пусловского, ведь в том же 1838 г. им был заложен парк и начато строительство дворца в Коссово.
На этом архивное дело оканчивается. К настоящему моменту не выявлено никаких документальных свидетельств о проведенном в рассматриваемые годы ремонта Сынковичского храма. Если такой ремонт и проводился, то он имел, скорее всего, очень поверхностный характер. Ведь в 1872 г., когда настоятелем храма был назначен священник Евстафий Михайловский, храм по-прежнему находился в весьма плачевном состоянии. В 1894 году, спустя 22 года после назначения отца Евстафия в Сынковичи, в день 25-летия его служения в священном сане, один из собратьев-священников так охарактеризовал положение храма и прихода в момент назначения отца Евстафия: «Эта древняя святыня, носящая на себе печать восьми столетий, была забыта, заброшена, на месте святе водворялась мерзость запустения; замечательный седой древностью православный Божий храм, бывший свидетелем на протяжении восьми веков непрестанной борьбы между латинством и православием, и наконец, увидевший в нашей богоспасаемой стране торжество православия, стоял без кровли, без ограды, ушедший на несколько локтей в землю, с самым печальным видом, и только, мнилось, ждал и не мог дождаться своего устроителя; сообразно с ним и приход так же, как и храм сей, нуждался в надлежащем пастыре и руководителе» [5, 131-134].
В 1839 г. на Полоцком церковном Соборе Брестская уния была упразднена и белорусские униаты воссоединились с Православной Церковью. Сынковичский приход вошел в состав Литовской православной епархии. Только после этого начался реальный процесс восстановления храма. Преемник митрополита Иосифа на Литовской кафедре – преосвященный архиепископ Макарий (Булгаков) назначил настоятелем Сынковичского прихода молодого выпускника Литовской духовной семинарии – священника Евстафия Михайловского. Его усердием и при поддержке правительства и прихожан комплексный процесс реставрации храма осуществлялся в 1880-1881 гг., в 1885 г., и затем – в 1887-1889 гг. [3, c. 54-59]. Так возвращение храма в Православие стало возвращением его первозданного благолепия.
Источники и литература
- ЛГИА. Ф.605. Оп.4. Д.5. Дело о починке Сынковицкой церкви. 1837-1839 гг.
- Sosna G., Troc-Sosna A. Hierarchia I kler Kosciola Prawoslwnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX-XXI wieku / ks. Grzegorz Sosna, Antonina Troc-Socna. Ryboly, 2012. – 1008 str.
- Бубнов П., протодиакон. Крепость Духа: история и современность прихода храма святого Архистратига Михаила в Сынковичах / протодиакон П. Бубнов. – Минск : Четыре четверти, 2017. – 192 с.
- Лісейчыкаў, Д.В. Святар у беларускім соцыуме. Прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839 / Дзяніс Лісейчыкаў. – Мінск : Беларусь, 2015. – 719 с., [16] л. іл.
- Празднование 25-летия служения в священном сане священника Евстафия Михайловского // ЛЕВ. 1895. - №14. – С.131-134