Митрополит Иосиф (Семашко). Краткая биография
В 2018 году исполняется 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). В Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви текущий год станет годом памяти митрополита Иосифа. Краткой биографией архиерея-воссоединителя мы начинаем цикл статей, посвященных одной из значительнейших личностей нашей церковной истории.
Родился Иосиф Семашко 25 декабря 1798 г. в селе Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии. По происхождению принадлежал к древнему православному боярскому роду, известному еще с XV в. Отцом будущего митрополита был небогатый шляхтич Иосиф Тимофеевич Семашко, в 1811 г. ставший греко-католическим священником. Мать - Фекла (урожд. Ивановская) происходила из униатского священнического рода.
Правительство Российской империи не признавало за семьей Семашко дворянские права, но по собственным представлениям и в глазах окружающих они принадлежали к «панскому» польскому Обществу. В то же время быт и нравы семьи мало отличались от крестьянских. Иосиф был старшим из сыновей (всего в семье было восемь детей: пять братьев и три сестры) и правой рукой отца в хозяйственных делах. Г.Я. Киприанович, собравший множество сведений о детстве Владыки, приводит следующий интересный факт: «На замечание крестьян, зачем отец поручает «паничам» трудные работы, он обыкновенно отвечал: пусть прежде поучатся работать, а «пановать» будут после».
Семашко оставались единственными униатами в родном селе несмотря на то, что в округе не было униатской церкви. Все их соседи в 1795-1796 гг. вернулись в Православие. В детстве Иосиф посещал православный храм в Павловке, о чем сохранились его собственные воспоминания: «Благоговение и усердное моление простого народа, всеобщая благопристойность, важная наружность священника, внятное, величественное богослужение, довольно приятное песнопение клироса, сделали глубокое на меня впечатление – и младое мое сердце напиталось возвышенными понятиями, чувствами и благоговением, столь приличными священной нашей религии» .
Начальное образование Иосиф получил в отцовском доме. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению, чемуспособствовало то, что его отец сумел собрать небольшую библиотеку, в которой было достаточно много книг исторического содержания.
В сентябре 1809 г. Иосиф поступил в Немировскую школу. В 1816 г. он окончил ее с отличием и в том же году был послан отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Это католическое высшее богословское учебное заведение, выпускники которого впоследствии становились епископами католической и униатской церквей, а также преподавателями других семинарий. Следует признать, что закончив семинарию в 1820 г., он получил качественное богословское образование, учась не просто с увлечением, но наслаждаясь возможностью получать знания.
6 октября 1820 г. Луцким епископом Иаковом Мартусевичем над ним была совершена ипподиаконская хиротесия (без вступления в брак), а затем 26 декабря 1820 и 28 декабря 1821 г. диаконская и священническая хиротонии.
Жизнь Иосифа Семашко сильно изменилась с переездом на новое место службы. 20 июня 1822 года он был назначен заседателем в униатском департаменте римско-католической коллегии в Петербурге, где было сосредоточено высшее управление всей униатской церкви. Еще будучи в Луцке, а в Петербурге в особенности, Иосиф мог убедиться в крайне расстроенном и угнетенном состоянии Униатской Церкви. Он пытался исправить такое положение вещей, препятствовуя принятию решений, задевающих интересы греко-католиков. Однако постепенно он разочаровался как в самой идее унии, так и в бесперспективности попыток изнутри спасти греко-католицизм и сделать его жизнеспособным. В 1827 г. Иосиф Семашко, несмотря на широчайшие возможности карьерного роста в Униатской Церкви, принял решение лично присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в иноки Александро-Невской лавры.
Тем не менее, в начале ноября 1827 г. Иосиф Семашко неожиданно получил от директора департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевского предложение письменно изложить свои мысли о положении Униатской Церкви. Ответом на это предложение стала докладная записка «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной». В документе была дана короткая справка о появлении и развитии унии в пределах Речи Посполитой, характеристика современного положения дел и, что самое главное, предложен ряд мер по преодолению унии.
Среди них особое внимание уделялось образованию. Предполагалось повысить образовательный уровень и социальный статус клира и улучшить его материальное положение. Для этого необходимо было учредить духовную академию, епархиальные семинарии и необходимые низшие духовные училища. В 1828 г. была учреждена Литовская семинария в м. Жировичи. Устройство семинарии и преподавание предметов велось по образцу Петербургской. Лучшие воспитанники семинарии отправлялись из Жировиц для завершения образования в Петербургскую и Московскую Духовные Академии. По планам архиепископа Иосифа (Семашко), униатская на тот период времени семинария призывалась подготовить новых деятелей, понимающих нецерковную суть самой унии, желающих вернуться к вере своих отцов, в родное Православие. Для достижения этой цели Преосвященный Иосиф вверил семинарию в испытанные и надежные руки: ректором был назначен широко образованный священник Антоний Зубко, впоследствии архиепископ Минский. «Никто не помогал мне столь добросовестно по униатскому делу, как Преосвященный Антоний»,-говорил позднее вспоминавший это время архиепископ Иосиф.
В 1828–1829 гг. в Униатской Церкви были проведены все (за исключением создания униатской духовной академии) намеченные церковно-административные реформы.
К 1830 г. во многом благодаря энергичной деятельности епископа Иосифа Греко-католическая Церковь в России по своему устройству была подготовлена к воссоединению. Однако в период с 1830 по 1833 гг., в связи с восстанием, правительство мало уделяло внимания этому вопросу. Но епископ Иосиф, чья архиерейская хиротония состоялась в 1829 г., не оставлял начатого дела. Решительными действиями владыки Иосифа ознаменовался период 1833-1837 гг.
Так, преосвященный Иосиф много потрудился в деле восстановления у униатов восточных литургических традиций, искаженных на протяжении 17-18 в.в. Опираясь на постановление Греко-униатской коллегии от 7 февраля 1834 г., Владыка Иосиф в 1834–1837 гг. провел перестройку храмов согласно восточной традиции. Из церквей убирались органы, боковые алтари, латинские престолы и амвоны, монстранции, статуи, колокольчики и пр. Сооружались иконостасы, католическая богослужебная утварь и облачения заменялись на православные. Обрядовая реформа встречала тайный ропот духовенства и открытые требования все оставить в прежнем виде. Массовые протесты священников имели место в Новогрудке и Клецке. Но недовольство и сопротивление в большинстве случаев оказались связанными не с глубокими религиозными причинами, а с нежеланием духовенства переучиваться.
В целом, инициированные Владыкой Иосифом изменения в литургической сфере были достаточно успешными, что позволило приступить к непосредственному убеждению своего подчиненного духовенства в истинности Восточной Церкви. Большое значение в этом имели личные беседы во время архипастырских поездок в 1834 и 1837 гг., а также посредничество иных духовных лиц и распространение православной полемической литературы. Такая работа не встретила затруднений. Многие священники полагали себя присоединенными к Православию уже одним фактом принятия православных служебников.
Успех литургических преобразований и подчинение в 1837 г. греко-католиков обер-прокурору Святейшего Синода позволили преосвященному Иосифу лично и через доверенное начальствующее духовенство приступить к сбору с приходских священников подписок о личном желании присоединиться к Православию. Всего к февралю 1839 г. были получены 1305 таких подписок.
2 марта 1838 г. епископ Иосиф был назначен председателем Греко-униатской духовной коллегии. В этом качестве 1 декабря 1838 г. он подал на имя обер-прокурора Синода графа Протасова записку «О способах порешить окончательно воссоединение Униатов с Православной Церковью», в которой настаивал на необходимости скорейшего прекращения существования Унии путем непосредственного подчинения греко-католиков Святейшему Синоду.
Наконец, дело воссоединения к которому Владыка Иосиф так долго шел, увенчалось успехом. 12 февраля 1839 г. в Полоцке в присутствии епископов Иосифа Литовского, Василия Полоцкого и викарного епископа Брестского Антония состоялось соборное постановление о воссоединении Униатской церкви с Православной и составлен "Соборный акт", подписанный 24 начальствующими лицами. А 30 марта члены Святейшего Синода в полном собрании вручили преосвященному Иосифу грамоту к воссоединенным епископам с паствою. Одновременно с этим Иосиф Семашко был возведен в сан архиепископа, назначен правящим архиереем Литовской и Виленской епархии и председателем синодальной коллегии, переименованной из Греко-униатской в Белорусско-Литовскую.
Несмотря на блестящий успех архиепископа в деле воссоединения православных и униатов, сразу после Полоцкого Собора положение Владыки Иосифа было весьма сложным. С одной стороны, ему желали отомстить те, кому он нанес жестокий удар, приведя униатов в лоно Православной Церкви. С другой стороны, в среде высшего православного духовенства он считался хитрым честолюбивым чужаком, и многие не скрывали к нему презрения (например, Полтавский епископ Гедеон называл Иосифа «Иудой предателем»). Одним словом, у него появилось множество недоброжелателей. Подобное не соответствовало характеру Иосифа и его жизненной позиции. Он не допускал и мысли об участии в закулисной возне, что свидетельствует о скромности и неконфликтоности как основных качествах личности митропрлита Иосифа. Это и стало причиной поданного 26 февраля 1839 г. императору прошения с просьбой почислить его на покой. Прошение, однако, удовлетворено не было.
Вся последующая деятельность архиепископа Иосифа была посвящена упорядочиванию церковной жизни в среде недавно возвратившихся в лоно Православия верующих. Его деятельность не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии. Он заботился об укреплении Православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось в этот период. Только его мудрость, остроумие и необычайная проницательность помогли ему в достижении поставленной цели.
Скончался митрополит Иосиф 23 ноября 1868 г. в Вильно на 70-м году жизни и был погребен в пещерной церкви Свято-Духова монастыря под ракой трех Виленских мучеников, в склепе, им самим устроенном в 1851 г. Его могила сохранилась до настоящего времени.
Наследие митрополита Иосифа составляют мемуары («Записки»), гомилетические сочинения (проповеди и приветствия на церковные праздники), эпистолярные сочинения (письма друзьям, церковным деятелям и гос. чиновникам) и научные труды (2 богословские работы, церковно-исторические доклады, посвященные униатству и латинству и т. д.).
Наибольшую известность, как ценный исторический источник, получили «Записки», изданные (посмертно, по завещанию митрополита) в 1883 г. С.-Петербургской АН и являющиеся наиболее объемным сочинением митрополита (в 5 частях). «Записки» открываются мемуарами И., а также содержат «Приложения», составляющие архив документов и писем, иллюстрирующих деятельность архиерея до 1861 г. Мемуары, носящие в основном дневниковый характер, разбиты по годам. Автор не только рассказывает об исторических событиях, но и приводит ряд воспоминаний и впечатлений своей юности, повествует о жизни родителей. В мемуарах автор объясняет обстоятельства своего перехода из Униатства в Православие, а также подробно описывает внутреннее состояние Римско-католической и униатской Церквей в кон. 20-х гг. XIX в. и в последующие периоды.
Вторым значительным изданием сочинений Владыки стала кн. «Семь слов синодального члена Иосифа, архиеп. Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» (Вильна, 1848; переизд.: СПб., 1889). Третий крупный сборник сочинений митрополита - «Синодального члена высокопреосв. Иосифа, митр. Литовского и Виленского, слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения» (СПб., 1860) - издал редактор ж. «Духовные беседы» прот. И. К. Яхонтов. В этом сборнике приводились выступления И. после 1840 г., уже после объединения униатов с Русской Церковью. Митрополит обличал полонизаторскую деятельность римо-католиков в Литве, а также писал о неизбежности упразднения униатства на землях Холмщины и Подляшья.
Митрополит Иосиф Семашко был знаком со мн. выдающимися мыслителями России - Н. М. Карамзиным, А. С. Шишковым и др.
По материалам интернет-источников