Первая исповедь: необходимость или потребность?
Первая Исповедь – это важное событие в духовной жизни ребёнка. Она может надолго определить не только его отношение к Таинству Покаяния, но и направление всей его духовной жизни. В связи с этим к первой исповеди ребёнка, безусловно, необходимо готовить.
Подготовка к первой исповеди имеет принципиальное значение, потому что к этому времени дети должны в большей или меньшей степени как-то определиться с тем, что:
1) во-первых, они называются христианами не случайно – это значит, что они верят в Бога, доверяют Ему и стараются жить по любви;
2) во-вторых, они уже наравне со взрослыми несут ответственность за свои грехи и их последствия.
По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте, на рубеже перехода из детства в отрочество. Согласно психолого-педагогическим особенностям дети данного возраста чётко видят различие хороших и плохих поступков, а также их последствия, но говорить о том, что это осознанное покаяние пока ещё рано.
Первая исповедь является своеобразным ключом, который помогает ребёнку открыть дверь в самостоятельную духовную жизнь.
Первая исповедь может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божьей любовью, а может стать неприятным действием, когда в душу бесцеремонно вламываются и требуют рассказать о тайнах (может быть глубоко спрятанных, грустных для ребёнка) твоей души. Для того чтобы первый опыт ребёнка стал положительным и принёс соответствующие плоды, необходимо начать беседы об исповеди задолго до этого события.
Ребенку очень важен духовный опыт. Если он почувствует благодать и духовную радость в результате причастия или покаяния, если он почувствует и примет любовь Божию, любовь Церкви к себе, то он будет готов не только прийти еще и еще раз, но и сам будет готов являть такую любовь по отношению к другим и молиться об этом.
В чём же заключается подготовка ребёнка к первой исповеди? Ответ на этот вопрос неоднозначен и многогранен, более того актуален во все времена существования христианства, так как дети крестятся и причащаются по вере родителей. При чём, под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни человека. И если между хождением в храм и реальной жизнью – разрыв, а порой и полная непересекаемость, то духовная атмосфера в семье, за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует напрочь. В таком случае ребёнок интуитивно воспринимает все Таинства как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. Это, в свою очередь, вызывает у него – опять-таки интуитивно – реакцию отторжения! Не случайно святые отцы и богословы всех времён уделяли и уделяют особое внимание ответу на этот вопрос.
Подготовка ребёнка к первой исповеди неотъемлемо связана с процессом воспитания и прежде всего семейного воспитания. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди». Исходя из того, что воспитание – это сложный и продолжительный процесс, подготовка к первой исповеди не может быть скоротечной.
По словам священника Максима Каскуна подготовкой к первой исповеди является ни что иное, как передача духовного опыта. Таким образом, родители должны готовить ребенка все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить его к первой исповеди так, что этот день будет для него праздником.
Учитывая тот факт, что у ребенка к семи годам мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное, его представление о Боге формируется постепенно, по образу отношений его с родителями. Если в семье отношения строятся на любви, то нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство раскаяния и желание не повторять скверные поступки. Исходя из выше сказанного и проанализировав бесценное литературное наследие святых отцов и современных богословов, можно утверждать, что основная роль в подготовке к первой исповеди отводится родителям. Родители с самого рождения ребёнка исполняют роль духовника. Они воспитывают ребёнка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына и дочери авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребёнок станет взрослым. Главная задача родительского воспитания – постараться в ходе подготовки к первой исповеди сделать всё возможное для того, чтобы она стала толчком к рождению чего-то нового в душе ребёнка. В ходе подготовки следует побуждать ребёнка не к тому, как исповедоваться, а к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком взрослый показывает своё отношение и понимание Исповеди.
Когда мы идём причащаться и осознаём свой немирный дух или те обиды, которые причинили другим, мы, прежде всего, должны со всеми примириться. Всё это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к Таинству Исповеди. От отношения ребёнка к первой исповеди часто зависит его последующее отношение к этому великому и спасительному Таинству. Благодаря правильной подготовке ребёнка к первой исповеди, он придёт к пониманию того, что его поступки (хорошие и плохи) не что-то случайное и малозначительное, несущественное, но что в них проявляется его сущность, характеризуется его личность. Эти поступки могут, как приближать юного христианина к Богу, так и отдалять от Него. Такое понимание формирует правильное отношение ребёнка к Таинству Исповеди и способствует тому, что начав исповедоваться, ребёнок начнёт учиться относиться к своей жизни совершенно сознательно и ответственно. Таким образом, постепенно исповедь для ребёнка из необходимости перерастёт в потребность. Какова же ситуация на практике?
К сожалению, на практике ситуация иная. Имея за спиной атеистическое прошлое, мы не можем не чувствовать его последствий. Во многих семьях долгие годы отсутствовал духовный опыт, а в тех, где он в какой-то мере сохранялся и передавался, он не поддерживался жизнью и превратился в лучшем случае в традицию, а в худшем – в формальность. В связи с этим Церковь столкнулась с очередной проблемой: мотивация к исповеди со стороны родителей в большинстве случаев не имеет ничего общего с внутренним смыслом самой исповеди. Как правило, при этом ни дети, ни родители не понимают сути таинства и даже часто путают исповедь с причастием, так как с семейной атмосферой, с духовным опытом семьи эти таинства вообще не связаны. В данном случае эти таинства, к сожалению, исполняются как обряд.
Не менее сложная ситуация и в так называемых «воцерковлённых» семьях, где родители, как правило, воцерковились уже будучи взрослыми людьми. У них отсутствует опыт подготовки к исповеди именно в детстве, они не пережили соответствующих чувств и переживаний, им сложно понять состояние ребёнка, они могут лишь предполагать, что происходит у него в душе. В большинстве случаев такие родители забывают, что ребёнок – это не маленький взрослый. Таким семьям следует помнить, что ребёнок должен каяться в том, что он осознаёт как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень чётко будет определено, что хорошо, а что плохо. Не стоит профанировать Таинство Покаяния, которое ребёнок не способен воспринять по-настоящему в силу своих возрастных особенностей. Главное, о чём нужно думать – это то, чтобы посещение службы, исповедь и причастие стали для ребёнка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить.
На основании сложившейся ситуации для решения данной проблемы были призваны приходские воскресные школы. Роль родителей в подготовке детей к первой исповеди заменили преподаватели. Но, совершенно очевидно, что это вынужденная мера и даже самый талантливый педагог не в силах заменить семейное воспитание и влияние родителей. Более того, если далее постоянно следовать этой практике, то можно прийти к плачевным результатам. Сегодня у многих родителей сознание воспитано в «потребительских» рамках, по принципу: «Дайте ребёнку таблетку и проблема исчезнет». Задача воскресной школы – помочь родителям приобрести недостающие знания и показать им необходимость участия в духовном развитии ребёнка, то есть, по сути, вернуть им главенствующую роль в данном вопросе. Они должны понять, что никакая «таблетка» здесь не поможет. Хорошо известно, что научить другого можно только тому, что умеешь сам. Вот почему родители смогут научить своих детей труднейшему искусству покаяния, только если у них есть собственный опыт. Дети должны видеть напряжённую покаянную работу, которую родители совершают сами, готовясь к исповеди. Это одна из причин, по которой воскресные школы не могут в полной мере подготовить ребёнка к первой исповеди. Преподаватель в рамках урока не может показать детям эту работу, он может о ней лишь рассказать, но это не достаточно для серьёзного и осознанного восприятия. Воскресная школа должна иметь скромные установки. Как лозунг врача – «не навреди», так и лозунг преподавателя – «не помешай» духовному развитию, не застопори, не отдали ребёнка от Бога, но всемерно содействуй доброму духовному движению его сердца. Не следует забывать и о Промысле Божьем относительно каждого человека.
Цель подготовительного класса воскресной школы – помочь понять и осознать, как детям, так и родителям, что они проходят только первые уроки в школе покаяния, в которой будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота первой исповеди, её содержание, сколько правильная настроенность и понимание того, что только с участием совести покаяние может принести плоды.
Рекомендации по подготовке детей к первой исповеди.
• Подготовка к исповеди должна совершаться в атмосфере любви, кротости, с тёплым участием; нельзя допускать раздражительности и нетерпеливости.
• Важно дать почувствовать ребёнку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки.
• Не указывать на образовавшиеся в душе ребёнка недобрые привычки, а убедительно показывать их вред.
• Важно не только помочь ребёнку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь.
• Очень важно найти время обсудить какой-то поступок книжного героя или киногероя и постепенно сделать вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации.
• Рассказать ребёнку, что перед исповедью необходимо со всеми примириться, так как дети часто обижаются и обижают других.
• Донести до ребёнка суть покаяния, чтобы начав исповедоваться, он не перешёл на зазубренные фразы, без участия души.
• О том, что такое грех рассказывать в общих чертах, на примерах, но не указывать на известные грехи ребёнка.
• Важно объяснить, что при совершенно искреннем, честном, правдивом исповедании грехов, они полностью устраняются из души.
• Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное.
• Не следует формировать у детей представление о Боге как о всевидящем прокуроре. Богом пугать ни в коем случае нельзя. Ребёнку стоит объяснить, что всё творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти.
• Отношение Бога к человеку перед исповедью проще всего объяснить ребёнку на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.
Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния.
• Требовать от ребёнка, чтобы он начал серьёзную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что он будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними.
• Очень важно понять, что Причастие и Исповедь – разные Таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человека.
• Желательно, чтобы у ребёнка сложились личные, доверительные отношения со священником.
• Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет, так как у многих сегодняшних детей физиологическое взросление намного опережает духовное и психологическое.
• Первую исповедь необходимо организовать.
• Чётко нужно осознавать, что подготовка ребёнка к исповеди начинается со времени формирования его самосознания. (Это гораздо раньше 7 лет.)
• Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство! В противном случае ребёнок, затем подросток, затем – взрослый человек не увидит в христианстве главное – Воплощённого Бога, который есть Любовь. В глазах такого человека православие будет средством манипуляции и прямого давления.
• Постараться не допустить потери благоговения к храму.
• Важно, чтобы исповедь переживалась ребёнком как глубокое осознание греха, соединённое с радостью прощения от Бога при условии раскаяния и отказа от греха.
• Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничество между наставниками и священником.
• Необходимо советовать подготовиться к исповеди и причастию, но ни в коем случае не заставлять ребёнка. Следует помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата.
• Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.
• Конечно, первую исповедь и причастие после первой исповеди нужно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей, чтобы они понимали, что покаяние – это тоже праздник, так же как и пост. Ведь пост для христианина – это не унылое время, когда тебе всё запрещают и всё против твоей воли. Нет, это совсем другое. Это когда ты чаще обращаешь внимание на Бога, когда ты лучше живешь, когда ты получаешь больше благодати и в твоей жизни больше радости и света, меньше тьмы. Вот это дети должны почувствовать сразу.
Самое главное, что необходимо помнить при подготовке детей к первой исповеди это то, что нет такой доброй вещи, которой нельзя было бы испортить, и любое таинство можно исказить. Это относится и к таинству покаяния. Часто оно превращается в отчет о проделанных грехах – не в покаяние, а в отчет без сердечного чувства, без осознания, без хоть какой-то решимости бороться с тем дурным, что мы совершили. Покаяние в том и заключается (греч. «метания»), чтобы изменить образ мысли, изменение ума, т.е. человек раскаивается – «больше никогда не буду так делать», – и никогда действительно так больше не поступает. Так вот, покаяние – это «изменение ума», т.е. понимание, отношение и решимость. Мы понимаем, что не всякий может вот так решиться, но по крайней мере – хотя бы в той степени, в какой можем, мы должны решаться измениться. В противном случае – и таинство покаяния останется пустой формой и пустым отчетом о проделанных грехах.
Вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.
И в завершении темы наставление святого праведного Иоанна Кронштадтского:
«Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг рода человеческого и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст.»
В тексте статьи использовались рассуждения:
священника Алексея Уминского, священника Артемия Владимирова, священника Александра Ильяшенко, священника Максима Козлова, священника Владимира Воробьёва, иеромонаха Иова (Гумерова), священника Павла Гумерова, священника Александра Гумерова, священника Константина Пархоменко, священника Георгия Кочеткова, доктора богословия А.И. Осипова.
Светлана БЕНАШ,
директор воскресной школы храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно