Проповедь архиепископа Артемия в день Жировичской иконы Божией Матери
Христос Воскресе!
В прошлое воскресенье мы с вами праздновали церковный женский день – память всех жен-мироносиц, и мы говорили о женщине, о ее ценности, о ее достоинстве в церкви и о том подвиге, который может понести женщина. Она не может быть священником, но ей дан другой дар – дар величайшей любви, дар глубочайшего сердечного прозрения.
И мы знаем, что когда Христа повели на распятие, апостолы в страхе убежали. Апостол Фома говорил, «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11,16) и убежал. Апостол Петр схватился за оружие, нанес одному из слуг рану, но и он в страхе убежал, а потом трижды отрекся. Кто стоял у креста? Матерь Божия, юный Иоанн Богослов и несколько жен-мироносиц.
Мы говорили в этот день, что была такая глубина веры у женщин, что ни пошли готовить погребение Христу. Потому что суббота была пасхальная и захоронение было совершено поспешно. А когда кончилась суббота, они уже бежали, чтобы приготовить к погребению тело, помазать его ароматами и маслами, и благоуханными тканями покрыть тело Спасителя. И, если здраво подумать, то это сделать было бы невозможно. У захоронения стоит охрана. Мало того, громадный камень был привален ко гробу и его несколько человек не смогут сдвинуть с места, тем более он еще опечатан римской печатью римского легионера. И если эту печать тронуть, то будет смертная казнь от римлян.
И, несмотря на это, женщины идут по велению сердца. Любовь к Спасителю заставляет их ни о чем не думать. Они приходят и что они видят? Камень выброшен, в пещере сияет свет, а Ангел возвещает им о воскресении Христовом. Воины в страхе убежали, их нет и близко. Женщины идут, и Мария Магдалина первая свидетельствует апостолам о воскресении Христа. И вот за этот подвиг Господь явился прежде женщинам, а не апостолам. Явился им в своем Воскресении.
Если говорить о глубочайшей вере, о глубочайшем подвиге жен-мироносиц то, конечно, их подвиг несравним с подвигом Пресвятой Богородицы. Матерь Божия возлюбила Господа всей душою, всем сердцем, всем своим помышлением, т.е. всем своим существом – всецело, безгранично и до конца. Мы знаем, что младенец Христос еще только родился, а Она уже знала, что Ему предстоит. Она принимает этот крест добровольно и содействует Христу в несении этого креста.
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38) – вот ее слова Ангелу. Всю жизнь Богородица рядом с Иисусом, хотя ему часто грозит смертная казнь. Христа распинают, а Матерь Божия стоит у креста. Мать государственного преступника, воспитавшая Того, Кого государство приговорило к смертной казни. Но Она стоит рядом, ничего не боясь, готовая в любую секунду себя отдать, но самое главное то, что с Ее уст нет проклятия распинателям.
Она не проклинает императора, не проклинает прокуратора, не проклинает всех первосвященников и воинов, которые принимали участие в смерти Ее Сына. Она всех благословляет и за всех молится. И молится за своего Божественного Сына. И вот на кресте происходит величайшее чудо – Господь в руки Богородицы вручает весь христианский народ, всю Свою Церковь в лице Иоанна Богослова. Руки его пригвождены ко кресту и Господь смотрит на Иоанна Богослова и, указуя глазами на Богородицу, говорит «се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). А Богородице, указуя на апостола, говорит «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19, 26).
В лице Иоанна Богослова мы вручены покрову Матери Божьей. И когда один святой был вознесен на небо, он спросил у ангела: «А где престол Богородицы?». Ангел отвечает ему: «Престол Богородицы на земле, где слезы, где болезни, где беды, где трудности, где крест – вот там и Богородица». Поэтому Матерь Божия ходит по земле и собирает наши слезы и помогает нам в наших делах, в нашей молитве, в нашей немощи и возносит на престол Божественному Своему Сыну.
Как Матерь Божья помогает нам? Об этом говорит множество икон: икона «Споручница грешных», «Нечаянная радость», «Утоли моя печали», «Скорбящих радосте», «Взыскание погибших», - можно долго говорить о названиях икон и мы будем знать как Матерь Божья изливает благодать на всех нас грешных.
Также иконы Матери Божией получают свое название от того места, где они прославились. «Минская икона Божьей Матери» прославилась в Минске, «Владимирская» икона прославилась во Владимире, «Жировичская» – в Жировичах. Сегодня мы молимся Божьей Матери, молимся пред ее иконой, явленной в Жировичах, чтобы Матерь Божья не оставила нас в своей молитве и своей благодати. Чтобы помогла нам построить наш храм и, прежде всего, воздвигнуть храм своей души.
При внешнем благочестии и внешнем благолепии, даже при внешней позолоте часто душа наша остается пустой. Но самое главное надо начинать с себя: с устроения своей души, чтобы быть храмом одушевленным.
Сегодня мы слышали апостольское чтение. О чем оно говорит? О древнем ветхозаветном храме в Иерусалиме. И говорит о том, что был ковчег завета, золотой такой ларец, в котором находились священные книги Ветхого Завета, закон – т.е. слово Бога, пребывающее в золотом ларце. И это символ Богородицы. Вот тот ковчег золотой – это Богородица. В Псалтири есть такие слова: «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом» (Пс. 44, 14). Также Матерь Божию называют лестницей, которую видел патриарх Иаков, по которой восходят на небо люди, а ангелы спускаются на землю. Матерь Божия с нами до скончания века.
Поэтому будем молиться матери Божией, будем приносить покаяние в своих грехах, будем просить Матерь Божию, чтобы она умножила и укрепила нашу веру, помогла нам в строительстве храма, а наипаче конечно безбоязненно подобно Ей и всем женам-мироносицам свидетельствовать о Воскресении Христовом.
Христос Воскресе!
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий