Свято-Владимирское братство

ИСКУШЕНИЯ НАШИХ ДНЕЙ

Отрадно, что сегодня идёт возрождение Церкви, растёт число вновь открываемых монастырей и храмов, свет духовного просвещения постепенно проникает всё глубже в народное сознание.

Вместе с тем, любое развитие сопровождается, как известно, болезнями роста. И чем сложнее организм, тем сложнее и болезни, которые он переживает. Православная Церковь - это сложнейший духовный, общественный, экономический и политический организм. Поэтому многообразны и непросты те духовные искушения и соблазны, которые встречаются, в основном, среди ещё не окрепших в вере новоначальных членов Церкви. Тех, которых во все времена называли неофитами.

Неофитское сознание - это особая субстанция, в которой даже положительные качества зачастую переходят в свою противоположность. Твёрдость в вере, например, оборачивается ригоризмом и нетерпимостью к любому чужому мнению; желание послушания Церкви может превратиться в неразумное поклонение своему духовнику, который тоже порой молод и духовно не слишком опытен; и стремление к строгости духовной жизни кого-то приведёт к убеждению, что он должен жить в миру подобно великим аскетам-отшельникам древности - и никак не меньше...

Но, не забудем, что подобные искушения в Церкви (в том числе и «искушения неофитства») бывали и прежде, ещё со времён апостольских. И Церковь - Столп и утверждение Истины - всегда успешно их преодолевала. Не забудем и того, что временные искажения истины могут появляться лишь там, где есть Истина. А Истина Православия - это Спаситель мира Христос, сказавший: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Да, именно Христос - глава единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. И поэтому-то никогда не одолеют нашу Церковь никакие искушения и соблазны.

Тем не менее, об этих искушениях надо говорить. Необходимо вскрывать и анализировать заблуждения не утверждённых в вере людей, помогать им в поиске правильного пути.

И не нужно бояться открытого и прямого разговора. Где есть любовь - любовь к Богу и человеку - там нет страха, ибо «совершенная любовь изгоняет страх», по слову Апостола.

I. ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Мы живём в эпоху информационной революции. Средства электронной, компьютерной, телефонной связи совершенствуются с каждым днём, в принципе изменяя функциональные возможности человека, многократно усиливая взаимовлияние отдельных личностей в современных культурных конгломератах. Связанное с быстрым развитием новых технологий колоссальное ускорение ритма жизни создаёт перегрузки в эмоциональной и интеллектуальной жизни человека и приводит к парадоксальным  последствиям. С одной стороны, появился огромный слой молодёжи со сниженными познавательными способностями, с потерей интереса к подлинным ценностям - религии, культуре, науке и искусству. Налицо очевидная деградация человека, переход от богатой и глубокой духовной жизни на уровень примитивных инстинктов и рефлексов.

С другой стороны, чтобы быть сегодня услышанным, необходимо быть широко и глубоко образованным человеком, профессионалом в своей области, развитым вровень с мировыми достижениями науки и культуры.

Борьба противоположных тенденций сопровождается появлением новых возможностей, укоренением в обществе прав и свобод, гарантированных законом, и одновременно - нарастанием духовного рабства вследствие утраты человеком действительной духовной свободы.

Внутренне христианская личность всегда свободна, ибо свобода есть неотъемлемый дар Божий, независимый от внешних условий существования. Внутренняя свобода может быть искажена лишь собственным произволом или добровольно утрачена, когда человек подпадает рабству страстей. Таким образом, подлинная свобода связана с самообладанием и предполагает внутреннюю дисциплину, благодаря которым происходит развитие, становление высокой, сознательно ответственной личности.

При сочетании внешней, общественной, и личной свободы, как стремление к личному и общему во Христе Иисусе спасению, может быть достигнут наилучший результат деятельности, в том числе пастырской.

Но главное, пастырь всегда и везде должен оставаться служителем Божиим. Он не может быть священником только в храме, а вне его жить, говорить, мыслить и вести себя по-другому, не как священник, а как светский человек. Двойная жизнь и двойная мораль недопустимы: «...кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего со святыми Ангелами», - говорит Господь (Мк. 8, 3). Священник обязан быть церковным всегда и во всём, церковность не есть только внешнее благоприличие или согласие с общепринятым учением и правилами, но внутреннее состояние души, которая любит Христа, для которой Церковь Христова есть Путь, Истина и Жизнь. Если есть в служителе Божием горение веры, пламенная и святая ревность, то этим благодатным огнём он зажигает души других к молитве, подвигу и благим делам. Если же в самом священнике вера еле теплится, если он теплохладен, не ищет Божественный свет, не стремится всеми силами к Царству Небесному, то от такой, по словам подвижников, «еле тлеющей головешки» вряд ли кто-то загорится.

Священникам, как и апостолам, дано «знать тайны Царствия Божия» (Лк 8, 10). Это не есть какое-то эзотерическое знание тайн, сокрытое от непосвященных. В христианстве подлинном ни от кого нет секретов, всё явно и открыто, как о том засвидетельствовал Сам Христос перед синедрионом: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18, 20). Но в христианстве есть неиссякаемая Божественная глубина и высота, которые недоступны праздному рационалистическому любопытству, но открываются ищущим их чистым сердцем в смиренном богомыслии и вдохновенном молитвенном богообщении. Причастником и сотаинником небесных Тайн, света и красоты грядущего Царствия Божия, его Правды и Силы, содержащихся в Таинствах церковных, священник становится сам и приобщает к ним верующих через богослужение и литургическую молитву, выше которой ничего нет на свете.

Сам по себе священник - не носитель абсолютной истины, и священный сан отнюдь не является гарантией безошибочности суждений. Не надо отождествлять себя с Церковью, которая в своей полноте одна единственная есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15). Если священник ошибся в оценке или совете, то это не повод к огорчению уязвлённым самолюбием, а повод к смирению, к осознанию своей духовной слабости и скудости. В пастырской душепопечительности надо всегда давать место действию благого Промысла Божия о человеке, «не заслонять собою Бога». Не исполнил прихожанин ошибочного совета и поступил по-другому - надо смиренно сказать: «Слава Богу, не послушался моего греховного или неверного совета, а совершилась святая воля Божия».

С другой стороны, надо иметь в виду еще одно обстоятельство. Некоторые люди спрашивают совета не по послушанию и смирению, а от своей духовной лени, от нежелания принимать самостоятельно решения и быть ответственными за них перед Богом и людьми. Такими лицами руководит лукавое стремление переложить ответственность на другого, то есть на священника. Они рассуждают так: если священник ошибся, дал неверный совет, то он и несет ответственность за это, а я не виновен и не несу ответственности. Такая позиция есть искание лёгкого духовного пути под личиной послушания. В конце концов, она приводит к духовной самопорабощённости. Все христиане призваны к духовной свободе, и надо это ценить. «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 1, 13). Свобода и послушание взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Бог есть Отец творения всех живущих, и поэтому все люди в одном Небесном Отце между собой братья и сестры. У Бога нет пасынков и падчериц. Более того, у Небесного Отца нет внуков и правнуков, все - только дети, которые состоят в первой степени родства с Господом. Поэтому в земной Церкви, которая является отражением Царства Небесного, должны быть как бы «семейные отношения». Подлинное каноническое послушание - это послушание любви сына к отцу и отца к сыну, а не послушание страха раба перед деспотизмом владыки и не самовластие барина перед униженным слугой.

Священнику в Таинстве рукоположения даётся великая власть отеческой любви, а не личного эгоистического произвола. Народ наш всегда это чувствовал и осознавал, и поэтому ласково называл священника батюшкой, отцом. Но, к сожалению, некоторые священнослужители, настоятели не заслуживают этого наименования, потому что ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму. Так властолюбие одних создаёт раболепство других, и, наоборот, лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других. Сказанное - не призыв к своеволию и бунту прихожан против священнослужителей или клира против настоятелей. Это призыв к осуществлению подлинной братской солидарности и любви между членами причта и прихожанами, к радостному и взаимному свободному послушанию Богу, Истине, Правде и Любви. Служения в Церкви различны, но цель одна - общее спасение. Средства и методы достижения этой цели множественны, но все они должны быть проникнуты общим нравственным настроением - создать в приходе «Божию семью».

В части церковной, и в основном в малоцерковной среде, имеет место болезненное сектантское умственное движение, направленное как против государственной регистрации и удостоверения личности, так и против позиции Церкви по этому вопросу. По поводу принятия или неприятия ИНН ранее было обоснованное и авторитетное разъяснение Богословской комиссии и Священного Синода. Но некоторые силы, которые самозванно выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающих мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют «апокалипсический» страх, который часто парализует волю и отводит от активной духовно-религиозной и общественно полезной деятельности.

В мировоззрении этого движения мы видим рецидив древнего магического отношения к цифрам и буквам как знакам эзотерических доктрин. Каждая цифра и буква, помимо общепринятого, имеет якобы ещё тайный смысл. Церковь всегда пользовалась языком символов, но никогда не прибегала к мистическим языческим понятиям и категориям.

В этом движении, направленном и согретом не столько духовным идеалом, сколько национально-политическим, неправомерно и то, что временным локальным явлениям, таким как перепись населения, введение новых образцов паспортов и удостоверений личности, придаётся глобальное общемировое апокалипсическое значение.

Повсюду видятся козни антихриста и последние времена. Но при таком понимании и настроении утрачивается вера в будущее, вера в последующее, историческое существование Русской Православной Церкви. С одной стороны, некоторые участники этого движения, вероятно, серьёзно, может быть, даже трагически больно переживают разлад и неустроенность нашей жизни. Но «петь общенациональную панихиду» ещё рано. С другой стороны, не исключено, что это сектантское движение искусно поддерживается и усиленно внедряется для создания раскола в церковном обществе. Тогда это особенно опасно, и как никогда актуально звучат для нас слова апостола: «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17).

II. ПРОБЛЕМЫ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

Ранее говорилось о некоторых негативных сторонах современного состояния духовенства, о «младостарчестве» на исповеди. И сегодня среди некоторой части духовенства продолжает оставаться недопонимание этой проблемы, и отсюда проистекает неправильная, а иногда и духовно опасная практика. Нередко священники смешивают благодатный дар священства, получаемый при рукоположении, с особым харизматическим даром духовничества, который не даётся при рукоположении. Священник и духовник - это не равнозначные понятия. При посвящении в сан священник получает от Бога дар, право и силу совершать священнодействия, обряды и Таинства. Совершение Таинства исповеди входит в круг полномочий и обязанностей священника. Исповедь - это институционный благодатный дар, подаваемый при рукоположении и непосредственно связанный со священным саном, это принадлежность сана. Власть данной от Бога благодатью отпускать и прощать грехи принадлежит всякому законно рукоположенному и не состоящему под запрещением священнику.

Духовничество же, как благодатная способность руководства людьми в духовной жизни, есть не институционный, а редкий личностный дар от Бога. По особому Промыслу Божию он подаётся некоторым избранникам Божиим, чаще всего за усиленные подвиги молитвенного очищения ума и сердца. Господь посылает дар видения тайников души другого человека и указывает пути исправления, врачевания духовных недугов. Такие люди могут и становятся, по особому для них откровению и повелению Божию, духовниками, как это было, например, с прп. Серафимом Саровским. Конечно же, этот дар может получить и любой священник, если он проводит аскетическую, молитвенную жизнь. Тогда этот дар особенно благотворно сочетается с даром исповеди и отпущения грехов. Примерами могут служить св. прав. протоиерей Иоанн Кронштадтский и праведный московский старец протоиерей Алексей Мечев.

Священники и монахи, особенно молодые, часто не имеющие достаточного жизненного опыта, не должны думать о себе как о старцах-духовниках. Духовническое самозванство, руководство и советы, даваемые не от Бога, а, как говорится, от ветра головы своей, дискредитируют священника и наносят духовный вред. «Когда слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14).

Но есть и другая крайность, которая также вызывает много нареканий. Прихожане жалуются, что есть храмы, где священники отказываются исповедовать подробно, не хотят даже выслушать кающегося, а ведь многие сейчас исповедуются впервые в жизни, имея на совести множество великих и малых грехов. Конечно же, молодой священник не может брать на себя духовное руководство во всей его полноте, но хотя бы внимательно и с сочувствием выслушать пришедшего, ответить на его вопросы, рассказать о церковных Таинствах, утешить, объяснить, как страшен тот или иной грех, предупредить о соблазнах современный жизни может каждый, облеченный саном пресвитера.

До совершения Таинств и треб - и в первую очередь, крещений, венчаний, отпеваний и др. священнику необходимо лично побеседовать с теми, кто просит совершить Таинство или требу. Тогда можно избежать таких трагикомических ситуаций, когда женщина звонит на телевидение в прямой эфир и спрашивает, что ей делать - она в своей жизни трижды выходила замуж, и каждый раз венчалась, поскольку не знала, что этого нельзя повторно делать без благословения правящего архиерея, а никто из венчавших священников с ней не разговаривал и ни о чём не спрашивал.

III. О СОЦИАЛЬНОМ СЛУЖЕНИИ.

Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные добрые дела, без которых вера мертва (Иак. 2, 17). Дела или подтверждают истину слов или опровергают их: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2, 18). Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40)

В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы или она ведётся неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодёжь к этой работе не привлекается.

Остро стоит проблема с бездомными, с беженцами, с бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать «милосердных самарян», наши «левиты и священники» пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь как Иисус Христос не имел на земле пристанища, «где приклонить голову» (Мф. 8, 2), не будем забывать и слов Апостолов: «Ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12, 13), «страннолюбия не забывайте» (Евр. 13, 1), «будьте страннолюбивы друг ко другу» (1 Пет. 4, 9). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть - наша первейшая христианская обязанность. Где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить пусть даже небольшие странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя, много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиротпитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоанов Милостивых?

«Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37-38).

Трудиться на данном поприще для христианина почётно, хотя при должном отношении трудностей здесь очень много. Недостаток средств, отсутствие помещений, незнание утраченных традиций, неумение из-за разобщенности реализовать социальные проекты на межприходском и епархиальном уровне, отсутствие воспитанных в духе милосердия прихожан - эти и другие причины делают нелёгким служение любви.

XX век страшен своим немилосердием. И сейчас мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.

Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.

Вспомните забытую пословицу: «Не бойся сильного грозы, а бойся убого слезы».

«Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия... то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христ» (2 Пет. 1. 2, 3, 5-8).

 Продолжение следует.

Подготовил по материалам книги
«В защиту церковного единства»
А.П.Щеглов

на главную страницу
сайта Гродненской епархии